После попадания России под санкции, российские компании столкнулись с дефицитом контейнерных перевозок. Такая ситуация возникла потому что рынок таких перевозок монополизирован крупными зарубежными компаниями, которые отказываются перевозить российские грузы. На этих перевозчиков приходится 95% всех операций.
Россия обладает флотом всего в 1,1% от общемирового, при этом под иностранным флагом работает 61,5% от этого количества. Это в основном танкерный флот и сухогрузы, их доля достигает 70% в структуре российского флота. Вероятно, после реализации танкеров Совкомфлотом и другими судоходными компаниями РФ, процентное соотношение немного изменится, но общая картина останется прежней.
У России крайне малый флот судов-контейнеровозов. В стоимостном выражении текущий парк соответствует 1% от общероссийского. А в мировом масштабе контейнерный флот РФ стоит $110 млн, против $159 млрд у ведущих двадцати пяти стран.
В 2021 году мировой оборот торговли составил 109 млн условных контейнеров (УК). На порты РФ пришлось 5,6 млн. Общий оборот внешней торговли России пришелся на страны АТЭС (33,3%), Европу (35%), США (12%).
Выходит, что России в срочном порядке необходимо наращивать флот контейнеровозов и самих контейнеров, чтобы обеспечить сохранение товарооборота. Также необходимо переориентироваться на дружественные страны. В этом случае товарооборот со странами АТЭС может достигнуть 70%.
Если переориентация — это выполнимое задание, то на усиление флота требуется время. Необходимо создать как контейнеры, так и сами корабли, наладить маршруты. Пока этот процесс не завершится, национальный рынок может испытывать негативные последствия данного перебоя цепочек поставок.
Поэтому в рамках перспектив ДВМП выглядит отличным кандидатом, однако необходимо помнить про внутрикорпоративные конфликты и события, которые могут помешать миноритарным акционерам получить, выгоду от складывающейся конъюнктуры.
❗️Не является инвестиционной рекомендацией