Сейчас — о тех мерах, которые мы принимали с конца февраля до сегодняшнего дня.
Чтобы справиться с этим первым шоком, Банк России 28 февраля повысил ключевую ставку до 20%. Эта мера сработала.
В период высокой ключевой ставки, конечно, нужны программы льготного кредитования. Правительство приняло целый ряд таких программ.
Для продолжения кредитования для банков мы ввели широкий спектр регуляторных послаблений для банков.
И здесь я хочу поблагодарить депутатов, что очень быстро приняли новый закон о кредитных каникулах. Потому что это было важно для защиты людей, малого бизнеса.
Возобновляли работу биржи постепенно, практически вручную разбирая разные обязательства. Если бы мы этого не сделали, то имели бы череду банкротств и эффект домино. Сегодня можно сказать, что рынок функционирует практически в нормальном режиме.
Валютные ограничения мы постоянно настраиваем, и во фракциях тоже это обсуждали. Мы видим, что ситуация динамична, она развивается. Поэтому наша главная задача — помочь именно тем, кто выстраивает логистические цепочки, выходит на новые рынки сбыта.
О Национальной перестраховочной компании. Эту компанию мы создали в 2015 году на фоне предыдущих санкций, чтобы перестраховывать риски наших предприятий внутри страны, когда иностранные перестраховщики отказывались работать с нашими компаниями. Это нужно, чтобы летали самолеты, перевозились грузы. Как раз то, что пытаются парализовать с помощью санкций.
Наша НСПК обрабатывает все операции по международным платежным картам внутри России и даже после их ухода с российского рынка. Внутри страны для людей, которые держали карты Visa и Mastercard, практически ничего не изменилось.
Система передачи финансовых сообщений Банка России — это внутрироссийский аналог SWIFT. К ней могут подключаться сейчас и иностранные участники, которые работают с российскими банками и компаниями.
Экспортерам приходится искать новую логистику: для российских кораблей закрыты многие порты, есть ограничения на работу российских перевозчиков в Евросоюзе. Здесь проблема может упираться и в неразвитость инфраструктуры на российском направлении в новых направлениях, для того, чтобы резко увеличить объемы. Инфраструктуру создавать надо, и это нам под силу, но и это тоже потребует времени.
Задачи финансовой сфере, финансовой системы тоже должны быть переориентированы именно на поддержку такой структурной перестройки нашей экономики, наших предприятий.
Выступление Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы, посвященном рассмотрению Годового отчета Банка России за 2021 год | Банк России (cbr.ru)