Обмен акциями возобновился уже осенью 1945 года. Поскольку половина здания Токийской биржи использовалась американской армией в качестве спортзала, а здание Осакской биржи было госпиталем, неформальные рынки были открыты трейдерами в подсобных помещениях ресторанов рядом с закрытыми биржами. Капитализм, культ капитала и спекуляции глубоко укоренились в японской психике. С 1945 по май 1949 года развивался неофициальный внебиржевой рынок акций, для которого был создан индекс, названный индексом Никкей — Доу Джонса.
Первоначально котировки, по сравнению с совершенно искусственными, контролируемыми Министерством финансов ценами военных лет, резко упали. Учет дивидендов не велся. Этот неофициальный рынок начал жить собственной жизнью по мере того, как уверенность бизнесменов и инвесторов в будущем Японии росла, и активность начала возрождаться. Должно быть, было несколько огромных состояний, сколоченных до 1948 года, когда дальновидные спекулянты, предвидевшие возможное возрождение Японии как экономической державы, покупали акции по сильно заниженным ценам.
После войны старые компании «голубых фишек» отчаянно нуждались в деньгах на восстановление своих разрушенных заводов, поэтому для финансирования капиталовложений они продавали новые акции банкам, страховым компаниям и всем, у кого был хоть какой-то капитал. Эти эмиссии было трудно продать частным лицам, потому что потенциальные покупатели предполагали, что они будут разбавлены будущими выпусками. Как оказалось, они были правы. Но разбавление было на самом деле благоприятным, потому что вливание капитала сделало эти компании конкурентами мирового класса. Первой была выпущена New Japan Chemical в апреле 1946 года, а в следующем году последовало еще два десятка эмиссий, как пишет Альберт Аллетцхаузер в книге «Дом Номуры».
К 1947 году общественность вновь стала интересоваться акциями. Брокерские фирмы начали нанимать молодых продавцов (большинство старых погибли на войне), и эти новобранцы были преисполнены энтузиазма. «Покупайте акции вместо пачки “Мира”» — таков был их призыв. «Мир» — это популярная марка сигарет по цене 50 иен за пачку — большие деньги в обнищавшей Японии. Потребление сигарет в среднем составляло одну или две сигареты на человека в день в первые послевоенные годы.