Автор — приглашенный научный сотрудник Stanford Institute for Economic Policy Research (Stanford University), портфельный менеджер BlackRock (UK)
О замещении
Буквально два слова об импортозамещении — на пальцах, для тех, у кого не хватает знаний или умений читать другого типа тексты. Заранее прошу прощения за резкую тональность, но крайняя замутненность сознания и неискоренимые когнитивные искажения некоторых соотечественников могут выдавить даже из камня воду.
Сейчас, судя по некоторым данным, некоторые российские производители — и видимо особенно интеллектуальные потребители — чрезвычайно радуются уходу западных компаний. Очевидно, что для них — отечественных производителей — расчищается конкурентное поле. И начинаются разговоры о том, «как давно мы этого ждали», «теперь то российский производитель сможет развиваться по настоящему» и прочая чепуха того же рода. Теперь то -де мы сможем развернуться.
Убежденность в том, что уход с рынка западных производителей — это благо, говорит о высшей степени деградации элементарных знаний в области экономики у российской публики.
Во-первых, западные производители предоставляли качественный товар российсокму потребителю, а российский потребитель в подавляющем большинстве случаев предпочитал товар западного производителя отечественному, если только у него появлялась такая возможность.
Во-вторых, западные производители создавали конкурентный рынок, конкурируя с одной стороны между собой, и, с другой стороны, стимулируя российских производителей аналогичного товара смещаться в нишу дешевого товара, поскольку качество было не сравнимым. Это касается почти всех видов и продовольственных и потребительских товаров, и фармацевтики и много чего другого.
В-третьих, западные производители побуждали некоторых российских — которые хотели — улучшать качество, чтобы выходить в более дорогие сегменты и конкурировать с западными производителями.
Что же мы получим сейчас? Западные производители уходят, конкурентное поле расчищено. Это означает следующее.
Во-первых, нет необходимости повышать качество или даже удерживать его на уровне.
Во-вторых, открываются безусловные возможности для увеличения маржи за счет поднятия цен.
В-третьих, под песенку “Даешь льготы отечественному бизнесу”, отечественные производители наберут субсидированных кредитов под свои убогие производства некачественного продукта, или под директивы держать цены.
Куда не глянь — везде фатальная неэффективность.
И так — во всех сегментах и отраслях. Отсутствие конкуренции, совокупность неэффективности, низкого качества, коррупционного перераспределения субсидированных ресурсов, инфляционного разгона, дефицита, черного рынка — лишь малая часть всех прелестей, которые получит российский потребитель в итоге с уходом иностранных производителей.
В заключении, в который раз, повторю, что на Китай можно не рассчитывать!
Во-первых, Китай следует почти всем западным санкциям против России.
Во-вторых, Китай уже заявил, что авиационные сервисные компоненты и ряд другой технологической продукции он поставлять в Россию отказывается. Например Huawei вчера четко артикулировал, что он уменьшает объемы поставок в Россию, поскольку должен оценить ситуацию более подробно. Я уже не говорю о простановке огромных проектов с РЖД и с другими системными компаниями.
А в-третьих, Китай безусловно воспользуется всеми преимуществами своего положения в отношении России и с учетом ее нынешнего положения. И для российского потребителя это ничем хорошим не обернется.
И последнее, в качестве иллюстрации и для поделиться опытом. Российское сыроварение, особенно крафтовое, судя по отзывам и по тому что я пробовал, после введения санкций действительно вышло на вполне приемлемый уровень. Однако вот какое дело: практически все мои знакомые, и знакомые моих знакомых и даже незнакомые люди говорят, что когда они попадают во Францию или Италию, они обязательно везут оттуда сыр. Более того, я не раз наблюдал это лично. Гостиницы, где останавливаются, обычно, русские, пропитаны сырными ароматами! Об этом же недавно рассказывал мой коллега, замечательный экономист Сергей Гуриев, ровно о таком же наблюдении, а он знает о чем говорит, поскольку живет в Париже. И это касается продукта, качество которого вполне приблизилось к бенчмаркам! Но видимо что-то, все таки, не устраивает любителей вкусно поесть в российских хороших сырах.
Что уж говорить о продукции в других сегментах, где таких успехов нет.
Вот и вспоминается, невольно, бородатая присказка, якобы сказанная японцами: Дети у вас, конечно, красивые, но все что вы делаете руками — просто ужасно.
И будет еще ужасней.
Запретить чужое (пусть и получше подешевле) и развивать свое — это путь к процветанию.
не тебе там в Лондоне за российского потребителя волноваться/, ты за своим счетом за отопление следи.
вот и научите на «Вологодском пятаке» как правильно сыр варить