О точных и неизбежных (хотел написать — возможных) экономических и социальных последствиях сейчас говорят многие макроэкономисты и социологи и, собственно, почти все говорят одно и тоже: последствия будут, и будут очень тяжелые. Это становится общим местом, поэтому я хотел бы сказать пару более конкретных слов об этом, фокусируясь на инфляционном давлении, его возможных триггерах и возможных мерах сглаживания вероятного инфляционного торнадо. Заранее предупрежу, что здесь нет ни слова ни об институтах, нет политологических, пусть и научных, оценок, тем более никаких личных гражданских суждений о сегодняшнем дне. Здесь — каузация и оценка сугубо технократическая, большими, правда, мазками, но, надо сказать, достаточно умозрительная, поскольку все, что вы мыслите себе сегодня, завтра может быть совсем не актуальным. К тому же, все, что представлено в этой статье, исходит из предположения о рациональных мотивах людей, принимающих решения. Это важная оговорка.
Введенные санкции — это, в лучшем случае, неизбежное начало экономической бэквордации, быстрой горизонтальной спирали движения назад, избежать этого не удастся. В худшем — это скатывание по экономической горке вниз. Невозможность использования корсчетов большинством системных банков блокирует возможность международных коммерческих взаимоотношений, и блокирование SWIFT здесь — это меньшая из бед, это просто замедление транзакционных процессов. Меньшая из бед — в сравнении с тем, что актуально на сегодняшний день.
Санкции по золотовалютным резервам — это финансовая бомба, почти нуклеарная, поскольку делает инструменты макро- и микромонетарной экономической политики ЦБ фактически не эффективными, и уже в краткосрочном горизонте. Теперь поднятие ставки — это просто способ дожить хоть как-то до завтрашнего дня, поскольку инфляционное цунами, которое приближается, не имеет монетарной нормальной рыночной природы. Теперь в качестве монетарной политики можно рассматривать новые ограничительные, я бы сказал, убийственные, но неизбежные указы и регуляторные распоряжения по поводу различных операции с валютой, что безусловно и неизбежно будет делать ее еще дороже, и мы в самом начале. И ЦБ может поднимать ставку до любых величин, но это будет ограничивать не только потребительскую, но и деловую активность, в условиях, когда эта активность и так под угрозой. Кредит удорожается (да и какой вменяемый человек будет сейчас брать кредит под 25% ?), депозиты становятся более привлекательными, деньги несут, но это только до тех пор, пока инфляция и товарный дефицит не дойдут до потребителя.
Нормальная монетарная политика, возможно, не будет работать и не будет эффективной в ближайшее время, абсорбировать ликвидность, как раньше, для снижения цен не получится. Обслуживание уже взятых бизнес-кредитов под залог прибылей и, например, валютной выручки, а также разрывы ковенантов, очевидно, будут крайне частым явлением, и банки будут нуждаться в ликвидности. Именно поэтому Эльвира Сахипзадовна пришла на конференцию, как на похороны.
Интервенции теперь будут практически невозможны. Оставшаяся часть ЗВР, в том числе в золоте (никто не знает точно сколько, но по оценкам в золоте около 60 млрд $) — это тоже немало, но его в условиях гиперинфляции и коллапсирующей экономики может хватить ненадолго. Золото продать в случае полной изоляции будет непросто, не Уганде же, как Венесуэл, со своими 2 тоннами. У России - 2000. Если кто-то рассчитывает на Китай в этом смысле, то можно с этими иллюзиями расстаться.
Во-первых, та часть российских резервов, которая находиться в юанях, практически бесполезна для монетарной политики. Юанями курс рубля не поддержишь, поскольку “курс рубля” — это соотношение рубля к доллару. Более того, продажа юаней обратно Китаю — это дополнительная рублевая ликвидность в и без того проинфляционную среду.
Во-вторых, продать золото Китаю за доллары для регулирования курса, возможно, будет проблематично потому, что если США введут санкции на операции с российским активами, китайские банки могут отказаться идти на их нарушение, прецеденты уже были, сохранение бизнеса с Западом для них значительно важнее. Сейчас, например, китайские банки приостановили платежи за танкерную нефть.
Для Китая Россия — это малая часть экономической активности. Возможно, она увеличится, поскольку в случае блокады российской экономики Китай будет заменять России часть товаров, компонентов и технологий, естественно, по резко завышенным ценам. Это происходит уже сейчас, и Китай будет бенефициаром сложившейся ситуации, это несомненно. Взамен Китай получит максимум сырьевых выгод, в том числе по редкоземельным металлам. В этом смысле Китай, безусловно, приобретает в лице России очень сговорчивый сырьевой сателлит, доходы которого Китаю безусловно упадут в случае переориентации к нему даже части поставок сырьевых товаров с Запада.
Теперь что касается реального сектора и производства. Восемьдесят процентов всех комплектующих агрегированного производства в России — импортные. Любые конечные материальные блага, которые производятся внутри России, от станков и буровых установок до укропа и курятины имеют в своем производственном цикле преимущественно импортные компоненты. И они вовсе не только и не столько китайские. Пресловутые чипы можно даже не упоминать… И это касается не только производства, но и амортизационного сервиса, чего стоит только история с отказом поставлять сервисные компоненты для авиации… И так — во всех, в буквальном смысле во всех секторах и индустриях. Например, уже сейчас Автоваз приостанавливает производство на несколько дней (пока), поскольку столкнулся с нехваткой чипов от Bosch, который в свою очередь приостановил поставки, а производители курятины ощущают на себе нехватку кормов.
В этой связи еще о Китае. Надо четко уяснить, что, во-первых, Китай, если очень захочет, сможет заместить около 30% — 40% всего того, о чем я написал выше. А во-вторых, еще есть несколько, но: первое — у Китая нет очень многих типов компонентов и комплектующих, которые понадобятся для производства и сервиса, и это, кстати, не только технологии, например, амортизационные сервисные компоненты для той же авиации… Второе, естественно, — Китай увеличит цены существенно, и это одна из важнейших инфляционных составляющих. Третье — переориентировать логистические каналы на Китай — дело неизбежное, но не быстрое, да и уже сами эти каналы - еще один дополнительный инфляционный фактор.
Отказ в поставках товаров в Россию со стороны западных производителей во всех индустриях - также значительный инфляционный триггер. И продиктован этот отказ вовсе не гражданской позицией и демонстрацией несогласия с действиями России, а заблокированной возможностью любого коммерческого взаимодействия — от логистики до финансовых транзакций. О рисках говорить бессмысленно, они запредельные, но бизнес вещь циничная, и в военное, например, время бизнес тоже можно делать. Но есть исключительно деловые риски: например, понижение рейтинга российского суверенного долга с инвестиционного уровня BBB - до B, являющимся уровнем “мусорных облигаций”. Это совершенно разумный и логичный шаг: если страна внезапно фактически лишается половины ликвидных резервов, при этом находится в, фактически, военном конфликте с другой страной, экономические риски резкого замедления экономики и инфляционного галопа очевидны, а политическая позиция государства консенсусно не приемлема для международного сообщества, рейтинг понижается, в данном случае резко — на шесть ступеней вниз. Теперь Россия на одном уровне с Монголией, Ливией, Никарагуа и прочими подобными державами. Блокировка выплат купонных и дивидендных доходов нерезидентам — также одна из причин возросших рисков. Очевидно, что это необходимая мера по ограничению валютного коллапса, но западные поставщики также реагируют логично и единственно возможным способом. Условия среды определяют решения, а в бизнесе эти всем известные законы действуют совершенно безотказно.
Безусловно, производственные, финансовые и логистические каналы будут переводить на Китай и другие восточноазиатские страны. Также очевидно, что полного, даже половинного замещения коммерческих отношений с западом скорее всего не удастся реализовать: у всех новых потенциальных партнеров нет таких ресурсов. Также не стоит забывать, что, как я уже упомянул, у Китая объем бизнеса с США и Евросоюзом очень значительно превосходит объем бизнеса с Россией, впрочем, как и у Южной Кореи. А это два основных производственных партнера России, поскольку лояльный Ближний Восток не производит ничего, кроме сырья. Плюс ко всему в Китае активно развивается внутреннее потребление. В общем и целом отвлечение ресурсов на Россию в виде товаров, компонентов и всего прочего будет России дорого стоить: во-первых, Россия — это повышенный риск, во-вторых Россия явно в неудобном положении, и условия для нее будут, мягко говоря, не самые выгодные.
Важным моментом является неопределенность в мировой экономике. Я не буду подробно останавливаться на этом моменте, скажу только, что цены на коммодитис, улетающие, как и должно быть в таких ситуациях, в небеса добавляют к инфляционному давлению очень значительный вес, несмотря на сырьевую экспортную специализацию.
Повторюсь еще раз: двузначная инфляция — вещь неизбежная. И самоподпитывающаяся, поскольку в нестабильных государствах помимо и на фоне всего вышеперечисленного развивается низовая коррупция. Она является еще одним очень существенным про-инфляционным триггером. Этот триггер можно нивелировать в стабильных условиях экономического роста, но он становится самостийным и практически бесконтрольным в условиях экономических и социальных обострений, и усиление репрессивных механизмов на него повлияет слабо.
Единственный способ избежать стремительного скатывания по горке вниз сейчас и инфляционного торнадо в будущем в условиях уже введенных и будущих неизбежных санкций — это не допустить резкого тотального дефицита товаров и финансового и прочего давления на бизнес, а сделать все наоборот. Даже в условиях российской экономики “доминирующего госсектора” это очень важный фактор. Для этого необходимо как можно быстрее установить с Китаем и другими потенциальными поставщиками каналы замещения товаров и компонентов — те, которые возможны,. А также максимально активизировать стимулирующие административные механизмы и либерализовать бизнес-среду для малого и среднего бизнеса: резкое сворачивание регуляторного навеса, фискальное ослабление и стимулирование, кредитные каникулы, льготное кредитование, ослабление судебной петли, и пр., и пр… Это может оставить бизнес на плаву какое-то время и даже его расширить и поможет избежать помимо прочего массовых увольнений, которые могут вылиться в социальное недовольство.
Конечно, можно представить себе возражение, что это будет малым вкладом в стабилизацию, поскольку доля малого и среднего бизнеса в ВВП — менее 20%. И это правда. Но, во-первых, коль скоро бюджетная сфера и госбизнес доминируют, то, вероятно, финансовая поддержка и сохранение рабочих мест там будут реализованы, а замещение компонентами и товарами максимально интенсифицировано. А во-вторых, именно в таких условиях откатывающейся экономики и интенсивно растущих рисков расширение малого и среднего бизнеса может удержать экономику и общество от коллапса, поскольку, как мы знаем, горизонтальное распределение благ значительно априори и всегда эффективнее вертикального. Малый и средний бизнес установят каналы замещения куда быстрее и найдут возможностей куда больше, чем неэффективные и неповоротливые госкорпорации…
Во всяком случае, это было бы рациональное решение в рамках новой парадигмы международной экономики, в которой оказалась Россия. Кто-то возразит, что такой “рыночный” сценарий удержания экономики противоречит текущей институциональной коррозии. Но это уже тема другого разговора.
Инфляция неизбежна, но попробовать убежать от торнадо можно. Будем надеяться.
Не учтён фактор голода, холода, такой же инфляции и безработицы в Европе, что заставит ее быстро и деликатно откатить назад. Плюс банкротство системных европейских банков.
Предполагаю: очень скоро риторика с обеих сторон будет становиться все сдержаннее и сдержаннее, нацисты превратятся в националистов, вторжение в военный инцидент, плюс самобичевание всех сторон, что не смогли предотвратить взаимный выплеск страха, накопившейся ярости и желания отомстить.
Как временная мера часть санкций будет отменена, потом ещё и еще
1) В течении месяца заканчиваем Украину, на тех условиях которые для себя считает приемлемы главнокомандующий РФ Путин В.В.
2) после окончания денацификации Украины, начинается быстрый и неизбежный новый раунд переговоров думаю вкратце повестка такая НАТО вон за границы 1997 год и отмена всех санкций далее в случае вероятного отказа (под любым предлогом) идет либо атака на Прибалтику, которая максимум 1-2 недели протянет или на Польшу и Чехии с нанесением атомных ударов, далее либо обмен быстрыми ударами с перерастанием их в стратегические или переговоры и полная деэскалация с принятием Российских условий на 20-25 лет, следующая точка столкновения 45 год это даже в гугле можно найти.
Чехия точно нет, нет общей границы. Следующими после Украины, будут Прибалтика и Польша, зря что ли в Белоруссии резервы стоят.