2022. Март. Российско-китайские отношения: «Никогда друг против друга, но не обязательно вместе».
У Китая довольно нюансированная позиция, которая отражает его интересы.
российско-китайские отношения выражаются формулой: «никогда друг против друга, но не обязательно вместе».
когда Россия международное право нарушает, Пекин Москву активно не критикует.
Позиция Китая максимально осторожная, аккуратная, и цель ее — сохранить фундаментально важные отношения с Россией и Москву как-то поддержать.
При этом не испортить чрезмерно отношения с Европой и Западом, не навлечь на себя вторичные санкции и не привлекать слишком много внимания к российско-китайскому сотрудничеству.
Идет лавирование — Китай вроде и международное право признает, и Россию не слишком критикует.
У нас есть три фундаментально важные опоры в наших отношениях.
Первая — у нас 4,5 тысячи километров общей границы, мы две крупные военные и ядерные державы.
общая граница — это важный стабилизирующий фактор.
Для Китая потерять Россию как дружественную страну или толкнуть Россию в сторону стран, которые к Китаю относятся настороженно и скептически, как большинство китайских соседей, — это стратегический кошмар.
Потому что с севера появляется военная угроза, помноженная на российский военный потенциал.
Экономика Китая по своей структуре очень похожа на экономику Евросоюза.
В течение многих лет Россия складывала яйца исключительно в корзину ЕС.
В последние годы она пытается диверсифицировать свои экспортные рынки, и Китай здесь наиболее очевидное направление.
Европа диверсифицирует источники покупки углеводородов.
Россия должна диверсифицировать рынки, куда она продает нефтегаз, металлы, удобрения и так далее.
Плюс Китай один из немногих рынков, который по-прежнему в больших количествах покупает российскую сложную машинотехническую продукцию.
Это и ВПК, и атомные электростанции, и еще ряд отраслей, где у нас общие проекты — вроде тяжелых вертолетов.
Третья причина и Россия, и Китай — авторитарные страны.
У нас нет претензий друг к другу по вопросам внутренней политики.
Китайцы не критикуют Кремль за разгон митингов, ужесточение законодательства в сфере НКО, «иностранных агентов».
Точно так же Владимир Путин не спрашивает:
а ужесточается ли у вас ситуация с правами человека в Гонконге?
Или: а что там за лагеря у вас построили в Синьцзяне, уж не ущемляют ли там права уйгуров?
Все это для нас не существует.
Более того, поскольку Китай и Россия — постоянные члены Совета безопасности ООН, то у нас очень много общих тем и схожих взглядов при определении глобальных правил игры.
Например, что важнее — универсальное право людей иметь доступ к любой информации в интернете или же суверенитет внутри национальных киберграниц.
Здесь мы с Китаем в одной лодке.
Все эти вещи довольно долгосрочные.
критиковать Китай за Синьцзян или Гонконг абсолютно контрпродуктивно, потому что это не улучшит ситуацию в Синьцзяне, а ухудшит российские отношения с Китаем.
отношения между Китаем и Россией это не альянс, потому что альянс — это когда вы записали в договоре, что будете приходить друг другу на помощь в случае нападения третьей стороны.
И Россия, и Китай — самостоятельные великие державы.
Россия те задачи, которые она считает нужным решать на территории Украины — военным путем, дипломатическим путем, — будет решать без поддержки Китая, как было и с Крымом, и с Южной Осетией.
Не признает их Китай — ну и что с того?
Мы обожглись в 2008 году на попытках попросить наших союзников признать Абхазию и Южную Осетию, купить это признание, как было в случае с Южной Америкой.
На то, что их признали Никарагуа и Венесуэла, мы потратили кучу денег, но в статусе этих территорий ничего не изменилось.
То же самое и Китай, когда он будет действовать в отношении Тайваня или что-то опять предпринимать на границе с Индией, — ему не очень важна российская дипломатическая поддержка.
Поэтому мы действуем сами по себе, друг друга договорились не критиковать там, где наши интересы расходятся, и это нормально.
Это не альянс — это стратегическое партнерство, брак по расчету.
Китай будет говорить, что частью причин нынешнего кризиса является расширение НАТО, надо вообще посмотреть, насколько продуктивным является расширение военных альянсов США.
Например, у китайских границ есть альянс с участием Австралии и Великобритании, который тоже ведет к дестабилизации.
Поэтому Китай, как всегда, призывает все стороны решать вопросы путем переговоров.
Самая важная вещь — это то, что Китай на практике будет делать в отношении санкций.
Вероятно, Китай не будет нарушать санкции, которые введут в отношении России.
С теми российскими банками и компаниями, которые внесены в черный список Минфина США, Китай не будет взаимодействовать.
Но он будет взаимодействовать со всеми остальными, как он это делал после Крыма.
у нас могут быть новые контракты в сфере ВПК, которые не будут объявляться.
Есть китайские политические банки вроде Банка развития Китая, китайского аналога ВЭБа, — это финансовая инфраструктура, созданная для взаимодействия с Северной Кореей или с Ираном.
Тут будут похожие отношения.
Самое интересное — это то, что будет происходить с поставками чипов и полупроводников.
Потому что в случае введения экспортного контроля со стороны США Китай явно не будет продавать чипы и полупроводники, которые сделаны с использованием американских технологий.
Но, у КНР есть довольно большая программа по производству чипов и полупроводников без применения технологий США.
Возможно, это будет внешний ресурс помощи для тех отраслей российской промышленности, которые столкнутся с проблемами после введения американских санкций.
у них довольно закрытая программа локализации производства.
Пока, вероятно, все чипы и полупроводники, произведенные в мире, так или иначе сделаны с использованием американских технологий.
Поэтому здесь заместить что-то в коротком горизонте будет сложно.
В любом случае санкции скорее подрывают будущие проекты, потому что любое современное оборудование — буровая, компрессор, все что угодно — имеют в себе ЧПУ с американскими технологиями.
Понятно, что санкции будут не полностью блокировать поставку любых чипов и полупроводников в Россию — в теории это не затронет айфоны и компьютеры.
Это будет направлено на ВПК, на энергетику, судостроение, авиастроение и все, что связано с квантовыми компьютерами, суперкомпьютерами, искусственным интеллектом.
Маловероятно, что Китай в краткосрочной перспективе может реально России компенсировать эти потери.
Но в средней и долгосрочной перспективе это будет подспорье, чтобы минимизировать ущерб.
Россия и так покупает меньше станков и оборудования в Западной Европе и замещает это китайским.
В 2016 году Китай впервые обогнал Германию как источник сложной машинотехнической продукции для российского рынка, по 2020 году Китай уже продавал в три раза больше станков в Россию, чем Германия.
Этот процесс уже идет, он отчасти связан с санкциями, отчасти с тем, что Китай производит оборудование схожего качества, только дешевле.
Дальше для Китая главный вопрос — будут ли какие-то попытки США и Евросоюза ограничить именно российско-китайские взаимодействия.
Но это будет сложно сделать юридически: вы ввели санкции против России за вторжение в Украину.
Китай их исполняет, букву их не нарушает.
Пристегнуть юридически к этому — а вот вы вообще с ними торгуете и дружите, поэтому давайте мы вас за это накажем — будет сложно, просто потому что, Европа продолжит покупать у России нефть и газ.
Очень будет странно наказывать Китай за то, что делает и Европа.
Вероятно, Китай сможет даже расширить объем экономического взаимодействия с Россией.
Противостояние Америки и Китая — это главная линия в мировой геополитике. Все это подталкивает Москву и Пекин друг к другу.
Для Байдена Китай тоже главный стратегический противник.
Все основные действия администрации была нацелены на сдерживание Китая.
Россия — нежелательное отвлечение.
это огромное отвлечение сил и внимания на европейский театр.
Это значит, что администрация Байдена будет проводить многие дни, разгребая последствия этого конфликта, и у них будет меньше времени для того, чтобы заниматься Китаем.
И это для Китая главный выигрыш.
как случилось и в 2014 году.
Это все забрало кучу времени и ресурсов у высшего американского руководства, и вместо того, чтобы заниматься Китаем, они вынуждены были много и плотно заниматься Россией.
В 2014 году, вместо того, чтобы летать в Индию, Японию, общаться с ACEAН [Ассоциация государств Юго-Восточной Азии], общаться с европейцами на тему того, как выгнать китайские госкомпании из стратегических секторов и прочее, высшие чиновники США должны были обсуждать санкции в отношении России, тратить время на переговоры с Лавровым?
И, в 2022 году, это все будет довольно долго продолжаться и это поглотит огромное количество внимания и ресурсов.
проводить политику в китайском направлении США не сможет, если президент и его топовые чиновники очень много времени уделяют России.
Китай, конечно же, является бенефициаром этого.
В идеале Китай бы хотел, чтобы была какая-то конфронтация без войны, отвлекающая внимание Америки.
Но если будет война — Китай будет пользоваться моментом.