Европейские, американские, канадские, японские компании, как и инвесторы из других стран, союзных с Западом, могут прекратить участие в совместных предприятиях в России, выйти из технологических партнерств, прекратить поставки оборудования, комплектующих и т. д.
Французской TotalEnergies принадлежат 19,4% в «Новатэке» и доли в ключевых проектах российской компании по добыче, сжижению и транспортировке газа «Ямал СПГ» (20%), «Арктик СПГ 2» (10%), «Арктическая перевалка» (10%) и 20% в Харьягинском СРП.
«Газпром» сотрудничает с европейским компаниями в проектах «Северный поток – 1» (немецкие Wintershall Dea и Uniper – по 15,5%, нидерландская Gasunie и французская Engie – по 9%), «Северный поток – 2» (его финансировали Shell, Engie, Wintershall Dea, Uniper и австрийская OMV) и «Голубой поток» (газопровод в Турцию, в котором у итальянской Eni 50%).
В проекте «Роснефти» «Восток ойл» 10% принадлежит сингапурской Trafigura и 5% – консорциуму нидерландской Vitol и Mercantile & Maritime Energy Pte. Ltd.
«Газпром» в партнерстве с немецкой Wintershall Dea осуществляет разработку ачимовских отложений Уренгойского месторождения. Wintershall принадлежит 25% в СП «Ачим девелопмент». Американская ExxonMobil владеет 30% в проекте «Сахалин-1»
Chevron, является акционером Каспийского трубопроводного консорциума (КТК, транспортирует нефть из Казахстана в район Новороссийска) с долей 15%.
У консорциума Sodeco – 30% в «Сахалине-1», у Mitsui и Mitsubishi соответственно 12,5% и 10% в «Сахалине-2». Помимо этого консорциум Mitsui и Jogmec владеет 10% в проекте «Арктик СПГ 2».
BP пока еще принадлежат доли в проектах «Роснефти» «Таас-Юрях нефтегазодобыча» (20%), «Ермак нефтегаз» (49%) и «Харампурнефтегаз» (49%), TotalEnergies – 49% в «Тернефтегазе» (СП с «Новатэком»), Shell – 50% в СП с «Газпром нефтью» «Салым петролеум девелопмент» (50%) и «Гыдан энерджи» (50%), норвежской Equinor – 49% в СП с «Роснефтью» «Ангаранефть» и 33,3% в «Севкомнефтегазе».
Enel принадлежит 56% в ООО «Энел Россия».
Пять ТЭС мощностью 11,25 ГВт принадлежат «Юнипро», входящей в немецкий энергохолдинг Uniper.
ПАО «Фортум» – «дочка» финской Fortum – также владеет в РФ ТЭС и ВЭС суммарной мощностью 4,67 ГВт.
В Ульяновске выпускает лопасти для турбин ВЭС запущенный в 2018 г. завод датской компании Vestas.
Госкомпания «Интер РАО» с американской GE реализует проект по локализации в России турбин большой мощности в рамках СП «Русские газовые турбины» (100% акций ООО у нидерландской Rus Gas Turbines Holdings B.V.).
В сфере металлургии СП с европейскими компаниями есть у «Северстали» – «ВиндарСеверсталь» (у испанской Windar Renovables – 51%), «Тенарис Северсталь» (у итальянской Tenaris – 49%) и «Линде Северсталь» (немецкая Linde владеет 74%).
В российской золотодобывающей отрасли американскому фонду Blackrock принадлежат 17,99% в компании «Высочайший» (ее выручка в 2020 г. – $471 млн), а канадская Kinross Gold владеет двумя рудниками на Чукотке через Чукотскую горно-геологическую компанию и компанию «Северное золото».
Американская International Paper владеет 50% группы «Илим» (выручка группы в 2020 г. – 123,5 млрд руб.), а австрийской Mondi принадлежат 95,8% в «Монди Сыктывкарский ЛПК» (выручка в 2020 г. – 61 млрд руб.). Японская Iida Group, в свою очередь, договорилась о покупке 75% RFP Group, но сделка пока не закрыта.
Немецкий автоконцерн Daimler AG (ключевой бренд – Mercedes) в лице своего грузового подразделения 28 февраля сообщил о приостановке сотрудничества с «Камазом» (доля немцев в компании – 15%).
Также собственником «АвтоВАЗа» является российское СП, 67,6% в котором принадлежит французской Renault, еще 32,4% – у госкорпорации «Ростех». У «Соллерса» есть СП с Ford (у российской группы – 51%) по выпуску коммерческих автомобилей Ford Transit в Елабуге, а также паритетное СП с Mazda во Владивостоке.
В сфере железнодорожного машиностроения в России работает паритетное СП немецкой Siemens и группы «Синара»
У «Российских железных дорог» (РЖД) существует несколько СП в разных сферах.
Также РЖД совместно с автомобильным концерном Stellans (Италия и США) владеет французской логистической компанией Gefco (у Stellantis – 25%). А в конце 2021 г. железнодорожные перевозчики CER Cargo Holding (Венгрия) и Rail Cargo Group (Австрия) совместно с РЖД создали предприятие для развития перевозок по так называемому «Новому шелковому пути», которым владеют в равных долях
В портовой отрасли крупнейшим СП является Global Ports датской Moeller-Maersk (владеет через APM Terminals) и российской группы «Дело»
Какие активы могут бросить в России западные компании — Ведомости (vedomosti.ru)