Основную игру на привилегированных акциях «Транснефти» ведут три оффшорных фонда Сулеймана Керимова, сконцентрировавшие на сегодня порядка 20% акций. Эти акции имеют криминальную историю. Еще в 1998 году было возбуждено уголовное дело против бывших топ-менеджеров компании, которые, по мнению прокуратуры, злоупотребили служебным положением, почти насильно скупив акции у сотрудников (среди последних акции были распределены в процессе приватизации). В 2006 году прокуратура пыталась возобновить процесс, и акции были на три месяца арестованы судом. Сегодня эти привилегированные акции используются в сомнительной игре давления на государство с целью заставить его допустить спекулянтов к голосующим акциям, то есть к управлению компанией. В 2010 году шумная кампания за приватизацию голосующих акций «Транснефти» поднималась несколько раз, а отдельные государственные чиновники даже заявляли, что решение якобы принято.
После того как в октябре 2010 года вице-премьер Игорь Шувалов однозначно заявил, что правительство РФ пока не планирует выставлять на приватизацию компанию «Транснефть», появился Алексей Навальный с идеями все открыть и поделить. В текущем году можно ожидать новых кампаний «за приватизацию», ведь желание спекулянтов получить задаром доступ к финансовым потокам «Транснефти» никуда не делось.
Низкие тарифы на транспортировку нефти позволяют нефтяникам даже в условиях колоссальных российских расстояний разрабатывать удаленные и малопродуктивные месторождения. В конечной цене нефти для потребителя величина транспортного тарифа составляет менее 4%. И это выгодно государству, которое получает основной доход с самой нефтедобычи. Если тариф на транспортировку нефти будет заметно повышен, большое число скважин придется закрыть и, в конечном итоге, государство потеряет гораздо больше.
Тарифы «Транснефти» неизбежно вырастут при появлении в руководстве компании частных акционеров. Государство пока не научилось справляться с аппетитами частников во всех неконкурентных сегментах рынка. Например, тариф на перевалку нефти в танкеры в частных морпортах и железнодорожных терминалах почти в 4 (!) раза выше, чем в нефтепортах, принадлежащих «Транснефти». Один из примеров — ситуация в красноярском городе Уяр, на частном терминале, построенном группой ЕСН Григория Березкина. Тариф за перевалку нефти в Уяре составляет 218 рублей за тонну, а тариф в «Мегете» (терминал «Транснефти», через который велась перевалка топлива до Уяра) — 49,3 руб. за тонну.
«У бумаг «Транснефти» самый высокий потенциал роста из акций всех компаний, которые объявлены к приватизации. Считается, что компания оценена выше, чем исходя из рыночной стоимости привилегированных акций»
Акции «Транснефти» на ФБ ММВБ взлетели до максимума с конца апреля – до 42,8 тыс. руб. за штуку (+4,4%). Спрос на акции «Транснефти» повысился после того, как накануне компания обратилась в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) с целью увеличения тарифов, предоставив свой годовой отчет.
PS:… почему правительство отказалось от продажи миноритарного пакета акций «Транснефти». Поводом послужило письмо министра энергетики Сергея Шматко, в котором он в красках расписал проблемы, которые обрушатся на государство в случае приватизации трубопроводной монополии. Потенциальный покупатель мог получить доступ к стратегически важной информации, сорвать инвестиционные планы «Транснефти» и принести миллиардные убытки нефтяным госкомпаниям. Ежегодные потери России Шматко оценил более чем в 100 млрд руб.
Шматко пишет, что «Транснефть» оказывает «практически некоммерческие» транспортные услуги, а ее прибыль полностью регулируется Федеральной службой по тарифам. Частный акционер будет заинтересован в получении «максимальных дивидендов», что приведет к конфликту интересов с государством и чревато срывом инвестпрограммы. «Транснефть» не сможет выполнить свои региональные программы, и местные бюджеты Якутии, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Тюменской и Ленинградской областей не досчитаются налогов на общую сумму 10 млрд руб.
Государственные нефтяные компании обречены терять $200 млн ежегодно, уверен Шматко: частные акционеры будут лоббировать интересы конкурентов, в том числе создание банка качества нефти. Выиграют от этого частные нефтяные компании. Одновременно нарушится принцип недискриминационного доступа к трубе, поскольку нефтяные потоки перераспределятся в пользу наиболее выгодных направлений. Это приведет к повышенному износу оборудования «Транснефти». В итоге ежегодные расходы компании на ремонтные работы, по подсчетам Шматко, составят 100 млрд руб. Сейчас они на порядок ниже.
Кроме того, приватизация приведет к изменению графика погашения долгов «Транснефти». Эта корректировка будет не в пользу компании: платить за обслуживание займов придется значительно больше, чем сейчас, считает министр энергетики.
Интересная идея о привитизации — рискованная и спекулятивная но наверно пока Шматко Сергей Иванович министр энергетики это все слухи ...
Sloikin, какая-то белиберда написана.
Что значит акции обеспечены? Я не знаю как можно было обменять нерезидентов, если они заблокированы, без специального разрешения (о таком разрешении не с...
Похоже, экосистема будет развиваться. Про TON коин уже из каждого утюга слышу. На Дзене даже вышла статья «Как зарабатывать TON coin торгуя тоном на бирже торговыми ботами»: dzen.ru/a/ZjUMgCtZvDRFMs4v...
Приватизация Транснефти: Всем будет не смешно… — finam.info/news/article24DC4/default.asp
Приватизация «Транснефти» грозит государству потерей более 100 млрд руб. ежегодно — www.marker.ru/news/2438