Rebis
Rebis личный блог
03 июня 2011, 09:22

Транснефть

Основную игру на привилегированных акциях «Транснефти» ведут три оффшорных фонда Сулеймана Керимова, сконцентрировавшие на сегодня порядка 20% акций. Эти акции имеют криминальную историю. Еще в 1998 году было возбуждено уголовное дело против бывших топ-менеджеров компании, которые, по мнению прокуратуры, злоупотребили служебным положением, почти насильно скупив акции у сотрудников (среди последних акции были распределены в процессе приватизации). В 2006 году прокуратура пыталась возобновить процесс, и акции были на три месяца арестованы судом. Сегодня эти привилегированные акции используются в сомнительной игре давления на государство с целью заставить его допустить спекулянтов к голосующим акциям, то есть к управлению компанией. В 2010 году шумная кампания за приватизацию голосующих акций «Транснефти» поднималась несколько раз, а отдельные государственные чиновники даже заявляли, что решение якобы принято. 

После того как в октябре 2010 года вице-премьер Игорь Шувалов однозначно заявил, что правительство РФ пока не планирует выставлять на приватизацию компанию «Транснефть», появился Алексей Навальный с идеями все открыть и поделить. В текущем году можно ожидать новых кампаний «за приватизацию», ведь желание спекулянтов получить задаром доступ к финансовым потокам «Транснефти» никуда не делось.

Низкие тарифы на транспортировку нефти позволяют нефтяникам даже в условиях колоссальных российских расстояний разрабатывать удаленные и малопродуктивные месторождения. В конечной цене нефти для потребителя величина транспортного тарифа составляет менее 4%. И это выгодно государству, которое получает основной доход с самой нефтедобычи. Если тариф на транспортировку нефти будет заметно повышен, большое число скважин придется закрыть и, в конечном итоге, государство потеряет гораздо больше.

Тарифы «Транснефти» неизбежно вырастут при появлении в руководстве компании частных акционеров. Государство пока не научилось справляться с аппетитами частников во всех неконкурентных сегментах рынка. Например, тариф на перевалку нефти в танкеры в частных морпортах и железнодорожных терминалах почти в 4 (!) раза выше, чем в нефтепортах, принадлежащих «Транснефти». Один из примеров — ситуация в красноярском городе Уяр, на частном терминале, построенном группой ЕСН Григория Березкина. Тариф за перевалку нефти в Уяре составляет 218 рублей за тонну, а тариф в «Мегете» (терминал «Транснефти», через который велась перевалка топлива до Уяра) — 49,3 руб. за тонну.

«У бумаг «Транснефти» самый высокий потенциал роста из акций всех компаний, которые объявлены к приватизации. Считается, что компания оценена выше, чем исходя из рыночной стоимости привилегированных акций»

Акции «Транснефти» на ФБ ММВБ взлетели до максимума с конца апреля – до 42,8 тыс. руб. за штуку (+4,4%). Спрос на акции «Транснефти» повысился после того, как накануне компания обратилась в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) с целью увеличения тарифов, предоставив свой годовой отчет.

PS:… почему правительство отказалось от продажи миноритарного пакета акций «Транснефти». Поводом послужило письмо министра энергетики Сергея Шматко, в котором он в красках расписал проблемы, которые обрушатся на государство в случае приватизации трубопроводной монополии. Потенциальный покупатель мог получить доступ к стратегически важной информации, сорвать инвестиционные планы «Транснефти» и принести миллиардные убытки нефтяным госкомпаниям. Ежегодные потери России Шматко оценил более чем в 100 млрд руб.

Шматко пишет, что «Транснефть» оказывает «практически некоммерческие» транспортные услуги, а ее прибыль полностью регулируется Федеральной службой по тарифам. Частный акционер будет заинтересован в получении «максимальных дивидендов», что приведет к конфликту интересов с государством и чревато срывом инвестпрограммы. «Транснефть» не сможет выполнить свои региональные программы, и местные бюджеты Якутии, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Тюменской и Ленинградской областей не досчитаются налогов на общую сумму 10 млрд руб.


Государственные нефтяные компании обречены терять $200 млн ежегодно, уверен Шматко: частные акционеры будут лоббировать интересы конкурентов, в том числе создание банка качества нефти. Выиграют от этого частные нефтяные компании. Одновременно нарушится принцип недискриминационного доступа к трубе, поскольку нефтяные потоки перераспределятся в пользу наиболее выгодных направлений. Это приведет к повышенному износу оборудования «Транснефти». В итоге ежегодные расходы компании на ремонтные работы, по подсчетам Шматко, составят 100 млрд руб. Сейчас они на порядок ниже.

Кроме того, приватизация приведет к изменению графика погашения долгов «Транснефти». Эта корректировка будет не в пользу компании: платить за обслуживание займов придется значительно больше, чем сейчас, считает министр энергетики.

Интересная идея о привитизации — рискованная и спекулятивная но наверно пока Шматко Сергей Иванович министр энергетики это все слухи ... 
3 Комментария
  • Тимофей Мартынов
    03 июня 2011, 10:24
    Откуда инфо?
  • Urets
    04 июня 2011, 18:02
    Усё в жыпы переведут и будут друг перед другом хвастать…

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн