
Много раз приходится слышать про качество советского образования (не говоря уж про то, как мы хорошо жили в те времена).
Но как нам, людям, работающим с информацией, можно объективно оценить качество образования в отдельно взятой стране?
Чтобы оценить образование или любую другую сущность, надо перестать использовать эмоциональные категории, а перейти на объективные. Объективные — значит, количественные, нам нужны цифры.
Например, если мы начнём рассуждать, кто из артистов популярнее, в таком обсуждении не может быть истины, т.к. нет объективных количественных критериев. А вот если мы договоримся оценивать популярность по средней ставке гонорара за час работы, то становится очень легко
Так же и с образованием.
Я не нашёл ничего лучше, как оценивать качество образования по… количеству нобелевских лауреатов. Понятно, что есть премии за миротворчество и т.д., но в целом количество (не просто количество, а отношение к количеству населения) нобелевских премий отражает «качество» образования в стране.
То есть: 31 нобелевский лауреат в стране с населением 150-200 млн человек НЕ ТО ЖЕ САМОЕ, что 31 лауерат в стране с населением 9 млн человек.
Следовательно, нам нужно считать относительные данные. Итак, глядя на цифры, можно было бы сказать, что качество советского образования было в 5 раз хуже, чем в США и в 10 раз хуже, чем в Норвегии:

Теперь насколько российское образование хуже советского. Вычислим плотность нобелевских лауреатов в советский и российский период истории:

Вроде, подтверждается мысль о том, что образование после исчезновения СССР ухудшилось. Но если, опять же, мы посмотрим «советских» лауреатов, то увидим, что в советский период записано много лауреатов, которые родились когда-то в Российской империи. а затем уехали в другие страны и премию получали не как граждане Советского Союза. Таковы особенности учёта у Нобелевского комитета, видимо:

Из всего этого списка нобелевских лауреатов, получивших премию в «советский» период, никто не имел счастье (или наоборот) пройти через советскую систему образования. Вообще, глядя на этот список, мы видим, что советская система образования воспитала только ТРЁХ нобелевских лауреатов:
2007 (Экономика), 2010 (Физика), 2015 (Литература).
За 75 лет существования советского образования оно смогло воспитать трёх нобелевских лауреатов, из них в фундаментальной науке — ОДНОГО.
Этот пост не призван убеждать кого-либо в чём-либо, а просто показывает способ работы с информацией, которая нас окружает, чтобы делать об окружающей нас реальности более адекватные выводы, чем нам бы хотелось.
Это все что мне нужно знать про Нобелевскую премию как и кому их дают