Когда 22 октября акции Tesla пошли обновлять свои очередные максимумы в Европе вышли данные по продажам новых автомобилей за 3-й квартал. Несмотря на общее падение рынка на 25% продажи новых электромобилей в натуральном выражении к прошлому кварталу даже увеличились, годовой рост составил 56%.
Q3 2021 vs. Q3 2020
BEV – 212,582 +56,7%
PHEV – 197,300 +42,6%
HEV – 449,506 +131%
Q2 2021 vs. Q2 2020
BEV – 210,298 +231,6%
PHEV – 235,730 +255,8%
HEV – 541,162 +213,5%
Q1 2021 vs. Q1 2020
BEV – 146,185 +59.6%
PHEV – 208,389 +175%
HEV – 469,784 +101.6%
Продолжился процесс активного вытеснения с рынка автомобилей на традиционных видах топлива.
С начала года доля продаж новых автомобилей на бензине и дизеле сократилась с 65% до 57%. Учитывая уже вышедшие данные о продажах за октябрь можно предположить, что четвертый квартал скорее всего станет для электромобилей рекордным как в натуральном так и в долевом выражениях.
Еще лучше ситуация в странах EFTA + UK, не входящих в ЕС: продажи BEV 96657 в 3Q 2021 против 79327 во 2Q 2021 +21% мм. Неплохо выросли к прошлому кварталу продажи электромобилей в Великобритании 51248 против 43114. Зачем покупать автомобиль с ДВС и тратить время на заправку, испытывать на себе проблемы с доставкой топлива и зависеть от действий ОПЕК+ если существует возможность просто ставить автомобиль на зарядку на ночь. Отказ от автомобилей с ДВС — неизбежный вывод к которому приходят все большее число автовладельцев в Великобритании.
Норвегия опережает Европу на несколько лет по электрификации автотранспорта, поэтому на примере этой страны мы видим, что даже при уже значительной доле продаж электромобилей никакого снижения темпов не происходит и Норвегия быстро движется к 100% доли электромобилей среди новых продаж против 77% уже сейчас, что приведет к полному переходу страны на электромобили через несколько лет по мере обновления автопарка.
С прошлого отчета я несколько усложнил модель расчета числа электромобилей в ЕС рассчитывая по трем фазам роста с постепенным снижением каждые 3-года с 50% до 35% и 25%.
Расчеты показывают, что уже к концу 2025 года только по дорогам ЕС будет ездить около 22 миллионов заряжаемых электромобилей.
В завершении стоит ответить на два обывательских вопроса хватит ли энергии и почему из-за электромобилей не падает потребление нефти.
Электрогенерация. Никакой существенной дополнительной генерации для электромобилей не требуется. Электромобили потребуют примерно 20% дополнительной выработки, которая растянется на десятилетия, прирост в годовом выражении это 1-2% дополнительных мощностей, рост населения в Европе очень небольшой, который постоянно нивелируется энергосберегающими решениями. Что касается дополнительных мощностей, то укажем только один проект ВЭС — Dogger Bank Wind Farm 4.8 GW в Великобритании реализуемый к 2026 году и сопоставимый по мощности с красноярской ГЭС, но это уже тема отдельной статьи.
Почему не падает потребление нефти, если электромобилей становится больше? В Европе потребление нефти постоянно падает, но Европа это меньше 10% населения мира. В остальном мире идет рост населения и рост потребления энергоресурсов на одного человека в силу урбанизации и повышения уровня жизни. Риск для нефти в том, что когда вьетнамец или индус придет покупать свой первый автомобиль он уже будет электрический, а Европа, Китай, Япония и США к этому времени значительно увеличат долю электротранспорта. Гибриды и более экономичные автомобили также сокращают потребление нефти и через 5-10 лет по мере обновления автопарка это может оказать заметное влияние в спросе на нефть.