Мы уже не раз отмечали, что полупроводники — тёмная лошадка всех технологических революций за последние 50 лет и главный строительный блок в сегменте электроники. Поэтому кризис полупроводников негативно и значимо влияет на предложение в привычных нам отраслях и приводит к росту цен на повседневные товары.
В сегодняшней статье мы расскажем, что:
— причиной кризиса является не только COVID, но и концентрация отрасли в одном регионе;
— немаловажную роль в кризисе играет и мягкая денежно-кредитная политика Запада;
— страны и компании делают всё, чтобы сократить дефицит полупроводников;
— кризис закончится в 2023 году.
Кризис полупроводников — стечение многих обстоятельств, которые произошли в один момент времени. Такие ситуации называют идеальным штормом в отрасли.
Одна из основных микропричин — пандемия COVID-19 в 2020 году, которая привела к массовым локдаунам и переводу людей в режим удаленной работы. Это привело к росту спроса на компьютеры и иную потребительскую электронику. По данным IHS Markit, спрос на ПК в 2020 году вырос на 11%, а на бытовую технику — на 15%. По данным SIA, на эти два сектора приходится 62% спроса полупроводников:
Производственные мощности, однако, в 2020 году выросли незначительно, примерно на 4% г/г. Но как при значительном росте спроса и незначительном росте предложения кризис не случился уже в 2020 году?
Пандемия COVID-19 снизила потребность в перемещениях, что, по данным HIS Markit, привело к падению спроса на авто в 2020 году на 16%. В то же время локдауны привели к простоям на производствах и сократили спрос в промышленности на 3% в 2020 году. Также крупные полупроводниковые компании увеличили загрузку мощностей с 85% до 90%, что означает полную загрузку в отрасли. Все эти факторы помогли кризису не обрушиться на экономику в 2020 году. Но чем дальше мощности отставали от спроса, тем более яркая картинка дефицита вставала перед потребителем.
В 2020 году крупные полупроводниковые компании объявили о масштабных программах расширения производственных мощностей. Крупнейшая программа у TSMC, который потратит 100 млрд долларов в ближайшие несколько лет. К развитию производства активно подключаются государства. В США принята программа поддержки отрасли на 52 млрд долларов, которая, в первую очередь, направлена на развитие мощностей Intel. Европа готова создать совместное предприятие на территории ЕС при поддержке государственных денег. Китай финансирует строительство новых заводов SMIC (крупнейшего китайского производителя полупроводников).
На уровне государства ситуацию с полупроводниками пытались урегулировать и другими методами, политическими. В конце лета сенаторы США направили Тайваню письмо, где попросили приоритет в поставке чипов. В разгар пандемии в Тайване Джо Байден направил в страну 2,5 млн доз вакцин, чтобы правительство не вводило новые локдауны. Также известно, что США поддерживает Тайвань войсками из-за того, что Китай считает Тайвань своей территорией.
Несмотря на то, что мы видим активные меры по расширению производства полупроводников, необходимо помнить, что процесс строительства завода долгий. На один завод уходит от двух до трех лет, поэтому при текущих рыночных условиях окончание дефицита полупроводников стоит ожидать в 2023 году.
Также стоит сказать, что новые заводы в основном строятся под старые технологии чипов, где наблюдается основной дефицит. Такой переброс сил приведет к замедлению развития 5G-революции, облачных вычислений и т.д., хотя и не существенно, по нашим ожиданиям.
Примерно 90% предложения полупроводников сконцентрировано в Азии, около 54% приходится на один Тайвань. При этом половина спроса, по данным SIA, приходится на США:
Далекое расположение источников предложения и источников спроса означает, что логистические расходы теперь играют роль. Вместе с кризисом полупроводников случился параллельный кризис в отрасли перевозок. Как авиаперевозки, так и морские перевозки стали стоить значительно дороже. Кажется, что этот фактор должен был повысить цены на конечную продукцию и охладить спрос, уменьшив количество произведенных товаров и сократив дефицит. Но срок доставки грузов морскими путями увеличился с пары недель до нескольких месяцев, что полностью нивелировало данный фактор.
Источник: Bridgewater
В результате цены выросли, но дефицит никуда не ушел. Больше всего это видно в автомобильной индустрии. Снижение активности населения во время локдауна привело к падению спроса на авто, что позволило полупроводниковым компаниям перекинуть мощности с сегмента авто в сегменты электроники. Но когда всё пришло к тому, что реализовался отложенный спрос на автомобили, получилось так, что мощностей для них уже нет.
Сегмент полупроводников для автомобилей составляет 50 млрд долларов или 18% всего спроса на полупроводники. Рост спроса на электронику в среднем на 12% при стагнации мощностей привел к тому, что из сегмента чипов для авто ушло примерно 20 млрд долларов или 36% предложения всего сегмента.
В результате мы видим, что крупнейшие автопроизводители во 2-3 кв. 2021 года произвели на 20-40% меньше, чем планировали. При этом в сегменте наблюдается сильнейший спрос, что ведет к рекордно низким запасам авто у дилеров и рекордно высоким ценам на авто, как новые, так и поддержанные:
Источник: FRED
Многие автопроизводители по результатам 3 кв. 2021 года заявили, что ситуация в отрасли улучшается. Но отметили, что кризис будет и в следующем году и, возможно, в 2023 году, как мы и отмечали раннее. В основном нынешние улучшения положения отрасли связаны с переходом компаний на альтернативные полупроводники. Например, Tesla полностью переписала код под нового поставщика, в результате чего производство Tesla продолжает бить рекорды, как будто кризиса нет. А Ford подписывает соглашения с новыми поставщиками — NXP Semiconductors.
Во время пандемии многие государства, в том числе США, начали проводить мягкую денежную кредитную политику, чтобы стимулировать экономику. В данном случае мы будем рассматривать именно США, так как эта страна агрегирует 50% спроса на полупроводники.
Низкие процентные ставки в целом оказали значимый поддерживающий эффект разным классам активов (фондовым рынкам, криптовалютам и т.д.), что увеличило общее богатство населения. Также в США выплачивались ковидные выплаты, которые шли как занятым, так и безработным гражданам. В итоге получилось, что увеличилась как заработная плата работников (не стоит забывать и про повышение минимальной зарплаты при приходе Байдена), так и сумма их финансовых и иных активов.
Низкие процентные ставки помогли и производственному сектору, давая доступ к дешевым кредитам и займам, что способствовало росту производства. В итоге и потребление, и производство сегодня выше, чем до COVID-19:
Источник: Bridgewater
В результате на сегодняшний день наблюдается один из самых больших спредов между темпами роста спроса и предложения. По словам Bridgewater, сейчас мы наблюдаем шок спроса из-за мягкой денежно-кредитной политики в США.
Но не стоит забывать и про нынешние тренды в индустриях. Многие технологические компании выпускают передовые продукты. Активно развивается сфера 5G, выпускаются новые телефоны, которые поддерживают данный стандарт связи. В результате начинается новый цикл обновления техники.
Активно развивается и сфера облачных вычислений, которые направлены на перенос баз данных в облако и автоматизацию производственных процессов. COVID-19 только ускорил этот процесс, и темпы роста отрасли облачных технологий не идут на снижение.
Крупные компании в сферах центральных и графических процессоров выпускают новинки, конкурируя за прихотливого пользователя и компании, которые устанавливают дата-центры. Новые видеокарты и чипы также активизируют покупки в данной индустрии. Даже Microsoft представил Windows 11, давая бесплатно обновить систему с Windows 10. В результате люди, которые до сих пор работали на старых системах, имеют возможность обновить технику с Windows 10, а не с более дорогой версией будущих ноутбуков с Windows 11.
При дефиците полупроводников новые технологические циклы — проинфляционный фактор. А учитывая рост общего богатства граждан, потребители готовы платить бОльшую цену за товары того же качества, как мы это видим на рынке автомобилей. Но в целом это видно во всех секторах США. Сейчас наблюдается рекордное количество компаний с экстремально низкими запасами продукции:
Источник: Bridgewater
Кризис полупроводников — это как нехватка цемента при строительстве дома. О нем никто не думает, пока не окажется, что его не хватает. Поэтому полупроводники — темная лошадка экономического роста в мире, ведь они обслуживают все значимые и привычные стороны жизни.
У кризиса полупроводников множество причин, и не все они вызваны проблемами в самой отрасли. Мы считаем, что кризис полупроводников продлится до середины-конца 2023 года. Мы делаем такое предположение, исходя из прогноза ввода мощностей крупнейших полупроводниковых компаний и исходя из темпов роста отраслей, которые полупроводниковая индустрия обслуживает.
Несмотря на кризис, мы считаем, что отрасль полупроводников — здоровая и крепка отрасль с хорошим потенциалом роста на горизонте ближайших несколько лет. Сектор полупроводников за счет дефицита в полной мере перекладывает издержки на клиентов. Особенно хорошо себя чувствуют высокопроизводительные полупроводниковые компании.
Более всего пострадают трудоёмкие отрасли с высококонкурентным рынком, где производитель или продавец опирается на большую долю рабочей силы, при этом не имея уникального предложения для потребителя. В меньшей степени пострадают отрасли, которые испытывают серьезное истощение запасов и эффективно перекладывают затраты на потребителя, выигрывая от роста цен. К таким отраслям относятся, например, автодилеры.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Дмитрием Новичковым
Mezantrop, Для мелких производителей покупающих через трех посредников, есть, например на отдельные позиции микроконтроллеров цены взлетели на порядок.
Но тут зависит от того где используется, и где производится.
Председатель правления TSMC Марк Лю (Mark Liu) в недавно опубликованном интервью журналу TIME Magazine назвал одну из причин дефицита микросхем. Похоже, что наряду с естественными факторами, нарушившими нормальную работу отрасли, действуют и искусственные.
Когда автопроизводители, одними из первых ощутившие нехватку полупроводниковых изделий, обвинили TSMC в неспособности обеспечить необходимые объёмы выпуска, Лю поручил своим подчинённым собрать данные, чтобы попытаться выяснить, что происходит. Как оказалось, у некоторых заказчиков из канала поставок запасы действительно заканчивались, но другие в то же время накапливали продукцию на складах.
В результате в TSMC решили перераспределить мощности в пользу первой категории клиентов. Судя по всему, это решение было непопулярным, но, учитывая текущую ситуацию, оно кажется справедливым. По словам Лю, «есть люди, которые определённо накапливают микросхемы неизвестно где в цепочке поставок», то есть на самом деле проблема не в TSMC и не в возросших потребностях конечных пользователей полупроводниковой продукции, а в посредниках и дистрибуторах, которые накапливают микросхемы на складах, чтобы поднять цены.
6 октября 2021
Ценники на заказ комплектующих действительно увеличились именно на порядок как указали выше, но точно это не результат того, что на месяц в Китае заводы остановили.