Почтовый сервис Mail.ru родился в 1998 году в… США. В то время ИТ-сфера стремительна развивалась, новые интернет-проекты и «
доткомы» появлялись сотнями, если не тысячами. Дальше последовал ряд сделок по слиянию, поглощению, иногда и разделению активов, появлялись и закрывались различные проекты.
2005 год считается годом основания Mail.ru Group, а в 2010 году ее депозитарные расписки стали торговаться на Лондонской фондовой бирже.
В 2014 году Группа получила полный контроль над «Вконтакте», возможно, не самым экологичным способом.
И вот, 12 октября этого года Гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев объявил о переименовании Группы в VK, ребрендинге и об «упорядочивании» продуктов в своей экосистеме.
Что нужно знать инвестору о VK (Mail.ru Group)?- VK - технологическая компания, работающая в 4 основных направлениях:
- Соцсети и коммуникации (Вконтакте, Одноклассники, почтовый сервис и др.)
- Игры (My.games экосистема)
- Новые инициативы (Юла, девайсы и т.д.)
- Образовательные технологии (Geekbrains, Skillbox, Uchi.ru и т.п.)
- Среди акционеров Группы: Сбербанк, Мегафон, Ростех, Alibaba, Tencent, Naspers, А.Усманов;
- Компания не платит дивиденды, в то же время ее бумаги сложно отнести и к «акциям роста»: долгосрочный тренд направлен «вниз»;
- Несмотря на рекордный по выручке для Группы 2020 год, он также принес и максимальные за ее историю чистые убытки (в основном связанные с участием в совместных предприятиях и ассоциированных компаниях);
- За последние 5 лет Mail.ru Group переместилась в рейтинге Forbes “Самых дорогих компаний Рунета” с 1-го на 4-е место, уступив бесспорное лидерство Яндексу;
- По данным Ipsos 83% людей поколения Z отдают свое предпочтение «Вконтакте», бренд которого на 100% узнаваем интернет-пользователями;
- У VK есть свой голосовой помощник «Маруся», и компания работает над «Капсулой», часами и концепцией Умного дома.
Аргументы «ЗА»
- Группа постоянно инвестирует в расширение своей деятельности, выручка растет из года в год со среднегодовым темпом 27% в последние 9 лет;
- VK развивает различные направления, диверсифицируя свои доходы, расширяет совместные партнерские проекты (с Aliexpress, Сбером и т.д.); продвигает услуги для бизнеса (облачные сервисы, цифровизация бизнес-процессов, интернет продвижение и пр.);
- Пандемия внесла значительный вклад в рост сегмента онлайн-образования; Группа является лидером образовательного рынка;
- По данным Mediascope экосистема Mail.ru Group является крупнейшей в России по охвату и вовлеченности аудитории;
- В 2020 году акции компании начали торговаться на Московской бирже за рубли;
- Существует признаваемый большинством аналитиков потенциал в улучшении и повышении монетизации сервисов.
Риски
- Высокая конкуренция в ИТ-сфере, в т.ч. с крупнейшими российскими экосистемами (Сбер, Яндекс) заставляет инвестировать все большие средства в развитие;
- По одному из основных показателей эффективности бизнеса, ROE (рентабельность капитала), Группа уступает всем своим конкурентам на российском рынке;
- Перспективы от ребрендинга пока не выглядят убедительными и добавят расходов в ближайшие периоды к уже и так не самой сильной отчетности;
- Время от времени в прессу просачивается информация о разногласиях между Группой и Сбером по совместным проектам и возможном их разделении (Ситимобил, Delivery Club, Самокат и т.д.)
- Игровой сегмент составляет существенную долю в выручке Группы, но ключевые проекты постепенно устаревают, а новые — не набирают достаточную популярность;
- Значительные убытки Группе приносят новые проекты и стартапы, выход на окупаемость которых находится под значительным риском.
Финансы (1 полугодие 2021г)
- Выручка Группы в 1-м полугодии 2021 года выросла на 28 % относительно аналогичного периода прошлого года и составила 57 млрд руб;
- Операционные расходы за 6 месяцев увеличились на 31% до 47 млрд руб (за счет роста расходов на персонал, комиссий партнерам и агентам, а также расходов на маркетинг)
- Совокупные активы Группы за 6 месяцев снизились на 3% до 282 млрд руб;
- В 1-м полугодии Группа получила чистый убыток в размере 7 млрд руб (на 4 млрд руб меньше убытка аналогичного периода прошлого года);
- Чистый долг Группы на 30 июня составил 24 млрд руб.
Учитывая долгосрочный нисходящий тренд в стоимости и спорные фундаментальные показатели, инвестиции в VK (Mail.ru) в настоящий момент можно отнести к достаточно рискованным и проигрывающим по доходности основным конкурентам на российском рынке.
———
Не является индивидуальной инвест.рекомендацией!