Андрей Колесников
Андрей Колесников личный блог
06 октября 2021, 16:40

Октябрь 2021 года: мировой энергетический кризис – это «черный лебедь», который принесет мировой финансовый кризис?

Октябрь 2021 года: мировой энергетический кризис – это «черный лебедь», который принесет мировой финансовый кризис?

 

Перерастет ли мировой энергетический кризис в мировой финансовый кризис?

 

Октябрь 2021 года -  разворачивается драма – мировой энергетический кризис.

 

Одновременный рост цен на все традиционные энергоносители в Европе и Китае создает крайне высокие политические и экономические риски для всех — ведь холодная зима может стать причиной серьезнейшего экономического и тогда уже и политического кризисов.

 

Уже сейчас, в 17 провинциях Китая начались отключения электроэнергии.

Под угрозой работа промышленных центров дающих более половины китайскогоВВП.

 

Год назад цена на газ для европейцев была в пять раз ниже.

 

 

Причина кризиса – синергия нескольких факторов:

 

1. Холодная зима 2020-2021.

 

2. Переход на краткосрочные контракты по требованию самих европейцев.

Если проанализировать действия тех, кто принимал решения по данной тематике, мы увидим апофеоз непрофессионализма.

 

3. Взрывной рост спроса со стороны Китая, который выкупает сейчас любые объёмы.

 

4. Политика США, которые обещали Европе любые объёмы «газа» по линии СПГ, а потом полностью переключился на Юго-Восточную Азию, куда поставлять в моменте выгоднее.

 

«…газовое ралли началось с резкого (на 20%) сокращения поставок СПГ, который трейдеры массово увозят в Азию, где цены выше.»

 

5. Чисто технический момент: массовые маржин коллы у хеджеров.

 

Теперь банки требуют от компаний сотни миллионов дополнительного обеспечения, и некоторые начинают «резать» убыточные ставки, общий объем которых достигает $30 млрд.»

 

6. Важный фактор: Газпром, который еще в июле «сократил поставки на 10%, в августе повернул вентиль на трубопроводе «Ямал-Европа» и прекратил продажи газа через электронную торговую платформу (ЭТП) на весь предстоящий год.»

 

Мировая, а особенно европейская экономика таких существенных рывков цен не выдержит.

 

А европейские домохозяйства не выдержат безумные счета за отопление и электричество.

 

 Мировой энергетический кризис бесследно – не пройдет.

Невероятный рост цен приведет к резкому росту инфляции.

 

Данная ситуация грозит стать  «черным лебедем», который встряхнет мировую экономику и мировые финансовые рынки.

 

Обвинят скорее всего —  Китай и Газпром.

 

Ни ФРС, ни ЕЦБ не закладывали в своих моделях такого развития событий. И будут вынуждены реагировать.

 

 Но пока… ликвидность правит бал.

 

Вывод. МИНИМИЗИРУЕМ РИСКИ.

В худшем случае недозаработаете. В лучшем – не потеряете.

 

Опыт показывает, что в тот момент, когда начинается такая истерия, это уже плюс-минус высшая точка.

Вероятно, разворот цен на газ близок.

 

На фоне запуска первой ветки Северного потока-2, цены могут скорректироваться, и ощутимо.

20-30% от верхних уровней, не менее.

 

На фоне того, что происходит сегодня с энергетикой, поговорим об инфляции.

 

Наибольшее влияние на инфляцию оказали сбои в цепочках поставок и производстве, нехватка рабочей силы, а также рост котировок на основные энергоносители.

 

Если ситуация с ценами на природный газ, нефть, а также уголь продолжит ухудшаться, вероятнее всего инфляция в еврозоне может взлететь до 4%.

 

такой уровень вдвое превышает целевой показатель ЕЦБ, значит Европейский регулятор может столкнуться с необходимостью ужесточения денежно-кредитной политики.

 

В случае повышения ставки, стоимость заимствования для государств возрастет, что станет смертельным приговором для таких стран, как Италия и Испания.

 

В итоге, мир может столкнуться с еще одним европейским долговым кризисом.

 

Кроме того, рост инфляции в крупнейших экономиках мира может привести к всплеску волатильности на валютном рынке, в частности, обесцениванию валют в странах с наиболее высокой инфляцией.

 

инфляция сейчас начинает раскручиваться по всему миру.

 

США: 5,3% в августе 2021 и 1,3% в августе 2020.

 

Еврозона: 3,4% в августе 2021 и -0,3% в августе 2020.

 

Триггер мировой инфляции – это взлет стоимости сырья и транспортировки, из-за чего выросли по всему миру цены производителей.

 

цены производителей:

 

США: 8,3% в августе 2021 и с -0,2% в августе 2020.

 

Еврозона: 13,4% в августе 2021 и с -2,6% в августе 2020.

 

Китай: 9,5% в августе 2021 и с -2% в августе 2020.

 

Цифры не учитывают безумие на энергетическом рынке, которое мы наблюдаем в последние недели.

 

Резко снижать объёмы предоставляемой ликвидности и менять сроки подъёма ставки на ближайшее будущее – это рушить фондовые рынки.

 

Не реагировать – дать инфляции так раскрутить свой маховик, что мало нам всем не покажется.

 

газ на голландских и британских площадках уже близок  к $2000.

 

Покупать газ никто не кидается.

 

Цена формируется на бирже по фьючерсам, и спекулянтам абсолютно всё равно какая она.

 

А вот потребителям физического газа в трубе, он по таким ценам уже не нужен.

Сбыта нет.

 

при цене $2000 будет остановлена половина, или больше предприятий-потребителей, потому что поднять цену на свою продукцию в пять-шесть-десять раз в связи с ростом затрат, они не смогут.

 

Поднять тарифы населению в десять раз тоже не смогут.

 

Многие предприятия, после остановки, снова тоже уже не запустятся.

Это начало кризиса и волны банкротств, равного которому Европа не видела очень давно.

 

Пора ли говорить об «энергетической войне» и кто выйдет из нее победителем?

Ответ на этот вопрос решит многое на предстоящие десятилетия.

 

21 год стал критическим по причине пересечения нескольких факторов.

 

Краткосрочный фактор — в ковидный 2020 год мировая экономика притормозила, цены на энергоносители падали, а потому и 2021 начался довольно бодрый отскок и как следствие, дефицит и рост цен (похожий отскок был в 2010 году после 2009).

 

Плюс Европа перешла на спотовое ценообразование — которое значительно увеличивает спекулятивный потенциал рынка.

 

Но более интересен долгосрочный — последовательное снижение инвестиционных ресурсов, направляемых в отрасль, долгосрочные перспективы которой вызывают огромные вопросы.

 

В более мирной ситуации ценовые колебания просто дали бы пару-тройку лет «ценового ренессанса», которые бы ушли на стабилизацию процесса перехода к новой энергомодели.

 

Но сейчас, когда уже все прошлые антикризисные меры на пределе, ставки резко взвиваются.

 

По настоящему холодная зима (а климат может учудить что угодно) может привести к острому кризису в Европе и Китае.

 

Главным предметом саммита в Глазго является переход от сценария «остановиться на 2 градусах» к сценарию остановиться на 1.5", что подразумевает мировую углеродную нейтральность к 2050 году.

 

Этот план настолько революционен, что потребует консолидированных инвестиций порядка 3-5 триллионов (!) в год во все сферы деятельности — от транспорта и строительства до сельского хозяйства и энергетики.

 

Как создать и как направить такой поток средств?

 

Это выглядит практически невероятной задачей при текущем мировом рассогласовании интересов.

 

создается впечатление, что надвигающийся к зиме «идеальный шторм» носит управляемый характер:

 

одни страны стремятся торпедировать мировое соглашение по климату,

другие намерены использовать эту ситуацию для мобилизации и разворачивания «сильных мер».

 

Китай, устроивший рукотворный энергетический кризис, открыла дорогу всем зеленым технологиям, которые ранее были не столь рентабельны.

 

6-я технологическая волна (по Кондратьеву) была перименована в «Sustainable Tech».

уже совершенно понятно, что крупнейшим трансформационным потоком будет энергопереход и климат-девелопмент.

 

Лидерство Китая особенно очевидно в технологиях именно этой, 6й волны, где он уже становится почти безусловным лидеров.

 

Исключение — пока еще Тесла лидирует как бренд, но уже по общему производству электрокаров Китай тоже лидер.

 

Первым пошел завод по получению керосина из воздуха для авиации. Пока небольшой пилот, но отработка технологий откроет путь к завоеванию рынка. Энергопереход на марше.

 

Чем выше цены на газ и нефть, тем выгоднее становится новая энергетика — и начинают реализовываться огромные мегапроекты.

 

Сингапуру, который растет с опережением, крайне нужна энергия, и запускается гигантский проект на 17-20 гигаватт пиковой выработки солнечной энергии и примерно 36-42 гигаватт аккумуляторов в Австралии, с транспортировкой на 5000 км.

 

Под Европой тоже есть огромные пустынные территории, и если такого масштаба проекты начнут получаться — то об ископаемой энергии придется забыть.

 

Выиграть от кризиса могут производители ветряков и солнечных панелей (из Китая),

в последний год было заметное снижение цен на энергию и панели, и это надо было уравнять, да еще зеленые активизировались.

 

и Китай, провоцирует, отключения угольных станции, Торговая и Экономическая война переросла в Климатическую-(

 

Рост цен на газ связывают с увеличением спроса на кондиционирование и отопление, падением добычи и необходимостью заполнения подземных хранилищ, а также увеличением спроса в Азии.

 

Кроме того, из-за роста спроса на сжиженный природный газ в Азии в Европу не дошло 14 млрд куб. м,.

Если начало зимы будет холодным и придется задействовать газ, его может не хватить на всю зиму.

Цены на энергоносители в Европе близки к идеальному шторму. опасения из-за низкого уровня запасов газа в Германии цена могут продолжить расти, что выльется в устойчиво высокие цены.

Продолжающийся рост цен на газ в Европе может привести к серьезному кризису в отрасли.

 это плохо не только для потребителей, но и для поставщиков.

Рынок сталкивается с неспособностью генерировать адекватную цену на газ. Она не отражает ни уровень сделок, ни состояние рынка в Европе,

после того как в Евросоюзе перешли на повсеместное ценообразование на торговых площадках, сложилась ситуация «безудержного и неадекватного роста цен» и соперничества за поставки сжиженного природного газа (СПГ) с Азией.

По таким ценам газ покупать интереса больше нет, это отражается в том числе на поставках Газпрома.

Спрос деградирует: закрываются заводы в Европе, например, завод по производству удобрений.

Уже азорились некоторые европейскиепоставщики природного газа для конечных потребителей.

В прошлом году рынок сбалансировался за счет того, что цены на газ упали настолько низко, что производство СПГ оказалось нерентабельным и сократились его поставки.

 

В этом и следующем году рынок ребалансируется за счет того, что потребление будет снижаться.

 

Поразивший Европу газовый кризис назревал уже давно.

 

газовый кризис обостряется, и Европе предстоит принимать непростые решения.

 

Зависимость от зарубежных поставок входит в смертельное противоречие с обязательством выйти к 2050 году на нулевые выбросы.

 

Больше всех страдают европейские страны.

Газ по-прежнему занимает центральное место в выработке электроэнергии в большинстве европейских стран, и ориентировочные контрактные цены на электричество в этом месяце выросли до рекордной отметки.

 

В Британии обанкротилось несколько мелких энергетических фирм, которые сделали ставку на относительно низкие цены, сформировавшиеся в результате американского бума сланцевой добычи, посчитав, что так будет всегда.

 

Поразивший Европу газовый кризис назревал уже давно.

 

С тех пор как в 1960-х годах природный газ стал источником энергии, основную долю поставок в Европу обеспечивали Норвегия, Нидерланды и Британия.

Большинству европейских стран давно уже приходится импортировать значительные объемы из мест, находящихся за пределами Европы.

 

С 2000 года ЕС формально проводит политику диверсификации энергопоставок.

Когда в январе 2009 года «Газпром» на несколько дней полностью прекратил перекачку газа через Украину, большинство стран юго-восточной Европы с ужасом осознали, насколько сильна их зависимость от единственного внешнего источника поставок.

 

После кризиса 2009 года мировые газовые рынки претерпели серьезные изменения в связи с увеличением экспорта американского сжиженного природного газа, добываемого из сланцевых пород.

 

В период с 2016 по 2020 годы США поставили в Южную Корею вдвое больше газа, чем в любую европейскую страну.

 

Между тем у Германии в настоящее время нет ни одного порта для приемки СПГ из США.

Импорт СПГ по морю обходится дороже, а из-за отсутствия трубопроводов в Азии азиатские страны вынуждены набавлять цену на аукционах.

 

Следовательно, большинство стран ЕС по-прежнему полагаются на российский экспорт.

 

Чтобы выйти к 2050 году на нулевые выбросы углерода, газовые цены должны расти, а инвестиции в этот сектор сокращаться.

Но сейчас газ является незаменимым источником энергии.

Кроме того, от него углеродных выбросов намного меньше, чем от угля. И в электроэнергетике существуют альтернативы.

 

Плата за квоты на углеродные выбросы от использования угля ведет к росту спроса на газ.

 

Но сейчас происходит обратное, поскольку высокие газовые цены повышают спрос на уголь. Это не имело бы большого значения, если бы не периодические перебои с ветром и солнцем в энергетике возобновляемых источников и не проблемы с хранением электрических батарей.

Но нехватка сильных ветров на севере Европы этим летом имела серьезные последствия.

В Британии, где самые благоприятные географические условия для развития ветровой энергетики, в этом месяце почти 60% всего электричества порой вырабатывали за счет газа.

 

Правительство Британии утверждает, что незащищенность страны от нестабильности на мировых газовых рынках является весомым доводом в пользу создания отечественного сектора энергетики на возобновляемых источниках.

Но это предполагает, что пока несуществующие технологии изготовления батарей сделают ветер и солнце более постоянными и надежными источниками генерации электричества, и что отопление на основе «зеленого» водорода уже на пороге.

 

Потребление электричества невозможно отсрочить до прихода будущего.

А будущее наступает лишь тогда, когда цены высоки, а государство нормирует потребление электроэнергии.

Ценообразование на углеродные выбросы способствует росту цен. Но некоторые европейские страны уже начали компенсировать домохозяйствам затраты на энергию, а также предоставлять энергетическим компаниям срочные кредиты.

 

И, разразившийся в Китае энергокризис вызывает много вопросов.

 

Ситуация грозит и срывами в международных цепочках поставок.

 

Пекин хочет увеличить добычу энергетического угля для ТЭЦ, повысить квоты на закупки топлива за рубежом, внутреннее производство и импорт природного газа.

 

Также регулятор разрешил энергокомпаниям повышать цены — и они немедленно выросли в ряде регионов на 10%.

 

 в 2020 году Си Цзиньпин поставил задачу бороться с выбросами CO2.

В начале 2021 года Китай вводил жесткие цели по выбросам CO2 — и закрылся ряд угольных предприятий.

 

Из-за взрывного роста цен на топливо энергетики столкнулись с кассовым разрывом:

70% их рынка составляют определяемые гоударством тарифы, которые не повышали.

 

Запасы угля и газа на станциях падали, предвестники кризиса были налицо.

ситуация заставляет задуматься, не слишком ли сильно стабильность мировой экономики зависит от китайских чиновников.

Тем кто хочет разобраться в вопросе подробнее рекомендую книгу:

Новая карта мира. Энергетические ресурсы, меняющийся климат и столкновение наций. https://youtu.be/T4OHIf-2_HU

Видеообзор и текстовый конспект книги под видео.

 

 

 

 

6 Комментариев
  • Рамос
    06 октября 2021, 17:19
    пиздец, ну и шлак
  • Рамос
    06 октября 2021, 17:23
     По всем пунктам пройтись — туфта полнейшая!
    Холодная зима? Где? И что, зима уже началась где-то, кроме Ямала?
    А короткие контракты у кого? Если за газпром речь, то у них как раз таки долгосрочные контракты по принципу «бери или плати» 56%. И только 25% коротких спотовых контрактов. 
    То бишь человек высрал чушь, а кто-то прочёл и подумал: а ведь и правду энергетический крысис!
  • Mope
    06 октября 2021, 17:37
    Обождите не захлопывайте, зима таки будет прохладная, это уже и главные климатологи доклад для МЭА(US) выдали.
    А вот электрокары и электролЁты (по принципу эл.мотор и литий-ионная батарейка, это не прорыв) это уже все нормально мыслящие из  WV Group, BMW, Daimler и KIA понимают, не работает это нормально, 5-6 станций на трассе из центральной Европы на морское побережье Италии или Испании заняты по несколько часов 5-6-тью автоповозками, остальные пухнут в очереди.
    Норвеги отменяют льготы на электроповзки(бесплатная парковка, 0 НДС, 0 акциз и прочие) даже на дорогие Теслы + за роскошь добавят.
    Эти эоектро чуды промежуточный этап при переходе на новый уклад.
    При отключении электричества во многих провинциях Китая, без зарядки остались тысячи элетроповозок.

    А так во главкомверх вышел сегодня и сказал, щя газу в трубы дадим поболее, и спот упал до 1300, еще раз так выйдет и до 500 укатает, а ГП и Нефтянка тем временем минусует как положено.
    Так что порешают конечно, и не померзнут в EU  насмерть.
  • Проблема газификации Европы решается в общем-то просто. В Европе есть мусор (лучше не сортированный), атошины, уголь и это всё перерабатывается в синтез газ на оборудовании низкотемпературного пиролиза непрерывного действия, полностью автоматизированного, без доступа атмосферного воздуха. Перерабатывая 200 тонн в сутки полигонного мусора (50% влажность) можно иметь прибыль!!! около 20 млн. евро в год! В России такие технологии не «прокатят», власть не даст работать, а вот в Европе можно внедрить эту технологию, тем более, что она 100% экологически безопасна — фильтра дешёвые с быстрой заменой фильтровального материала, который после отработки становится востребованным в народном хозяйстве, полная 100% переработка без твёрдых отходов, даже углекислый газ утилизируется с пользой. Завод работает автономно, не требуется сетевые подключения. Газификация Европы — не проблема. Нет пророков в отечестве моём, но их и в чужих отечествах не густо.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн