Совсем недавно мы делали обзор на мировой рынок удобрений, где показали, что в ближайшей перспективе не ожидаем сильного снижения стоимости DAP/MAP и NPK-удобрений.
Уже сейчас из-за рекордно высоких цен на природный газ и электричество производители удобрений останавливают заводы, так как производство становится нерентабельным. Низкие запасы удобрений на фоне посевной подготовки к следующему урожаю весной в северном полушарии, а также вхождение в активную фазу роста культур в южном полушарии уже в 4 кв. 2021 года станут дополнительными факторами поддержки высоких цен на удобрения.
Однако такой взлет цен может быть губителен для фермеров, которые вынуждены отказываться от фертилизации почвы до частичной нормализации ситуации. Поэтому мы решили разобраться, чем грозит взвинчивание стоимости удобрений в долгосрочной перспективе.
В статье мы расскажем о том, что:
Газ — всему голова. Стоимость карбамида (азотосодержащее удобрение) и в меньшей степени цена фосфорсодержащих удобрений (DAP/MAP удобрения) зависят от текущей стоимости газа. С конца августа 2021 года «голубое топливо» в США выросло в цене практически на 60% и достигло $6,2 за 10 млрд БTE (британская тепловая единица), а в ЕС стоимость топлива на споте перевалила за $1000 куб. метр.
Вслед за удорожанием одного из основных компонентов производства последовал рост в стоимости удобрений. Например, стоимость карбамида и фосфорсодержащих удобрений закрепилась на рекордных уровнях за последние 2 года в сентябре.
На первый взгляд, производители удобрений должны зарабатывать рекордные прибыли, и в ряде случаев это так (где субсидируется газ), но есть один нюанс. Многие предприятия в Европе вынуждены закрывать свои производства ввиду более быстрого роста себестоимости продаж, чем отпускных цен.
Также, вслед за рекордным удорожанием газа, электричество не заставило себя ждать. Например, по данным Reuters, американский производитель аммиачной селитры CF Industries Holdings уже приостановил выпуск продукции в Великобритании на площадках в Беллингеме и Инсе. Конкурент по отрасли Yara, производитель удобрений из Норвегии, также уменьшил выпуск аммиака на 40%.
Масло в огонь подлили санкции США на Белоруссию, направленные против калия, экспорт которого, по данным Интерфакса, занимает 20% от мирового экспорта. Это может создать дополнительный дефицит удобрений, что будет держать цены высоко еще долго.
Резкий взлет стоимости продуктовой корзины может продолжиться снова. Всему виной высокие цены на удобрения и газ. По данным Bloomberg, некоторые фермеры приостанавливают покупку удобрений под следующий сезон в ожидании нормализации цен. Если цены останутся также вблизи локальных максимумов или вырастут еще, то фермерам придется сокращать использование питательных веществ, что неминуемо отразится на марже (сколько собрали культур) с одного акра земли.
Снижение урожайности не позволит пополнить запасы производителей в полной мере, и текущие цены на сельскохозяйственную продукцию могут стать новой нормой.
Второй виток роста в сельскохозяйственных товарах может послужить дополнительным триггером к удорожанию продуктовой корзины. По данным Bloomberg, темп роста стоимости еды и так находится на 60-летнем максимуме. Иными словами, сохраняется риск высокой продуктовой инфляции.
Уже сейчас это становится высоким риском в развивающихся странах. США в числе первых из развитых экономик испытали рост цен на продукты питания на 2-5% г/г.
Явными фаворитами удержания высоких цен на сельскохозяйственную продукцию остаются сами производители. Среди таких компаний мы выделили следующие:
1. Archer-Daniels-Midland — это международная компания, которая обеспечивает единый цикл экономики для с/х продукции: производит, хранит, перерабатывает и продает конечный продукт. Фирма оперирует через 3 основных сегмента: производство растительных масел и сельскохозяйственные услуги, производство биотоплива, а также пищевых компонентов на основе пшеницы, кукурузы, сои и грубого зерна.
2. Bunge Limited — это один из крупнейших поставщиков и производителей сельскохозяйственных культур, в частности соевых бобов, рапса, канолы, пшеницы и кукурузы. Бизнес компании глобально можно разделить на 5 основных оставляющих: выращивание с/х культур (~90% выручки), производство съедобных масел (~6% от выручки), продажа продуктов помола (~3% от выручки), производство биотоплива (~1% от выручки).
Также потребительский сектор, а именно компании, которые в первую волну инфляции показали, что успешно могут перекладывать инфляцию на потребителей:
Удержание несвойственно высоких цен на удобрения будет во многом влиять на динамику стоимости продуктовой корзины в будущем. Производители сельскохозяйственной продукции вынуждены или закладывать резко выросшую стоимость удобрений в конечный продукт, или использовать меньше удобрений на один акр земли, что снизит урожайность. При любом сценарии реализации нынешние высокие цены на с/х могут стать новой реальностью. В конечном счете мы и дальше сможем увидеть ралли в стоимости продуктов питания.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Андреем Кураповым
Опережающая инфляция продуктов питания в экспортирующих регионах — тоже понятно.
Догоняющая инфляция в развитых импортирующих регионах, там, где маржинальность переработанной продукции долго позволяла «проглатывать» инфляцию базовых товаров — тоже всё ясно.
Но есть вопрос. Что произойдет с мировыми рынками (и соответственно с компаниями, работающими на них) когда/если продовольственная инфляция в развитых странах наткнется на неплатежеспособность потребителей? Не начнется ли коллапс отрасли, зажатой с одной стороны между дефицитом и растущими ценами на комодитиз, а с другой стороны- потребительской неплатежеспособностью?
Kolya Marketolog, людям дали много свободы, им столько не нужно. Раньше работали за тарелку, к этому и возврат. Приучили что всегда поддержат, накормят, обогреют, но реальной стоимости zero. Запустили обратный процесс, призванный искоренить совсем слабых финансово, опустить на колени тех, кто стоит не сгорбившись, тем самым еще больше разорвав дистанцию между элитой и простолюдинами. Все идет к Великому Цифровому Монархическому Строю.
2. Тенденция последних лет: люди меньше готовят сами дома, больше покупают уже приготовленную пищу (что дороже). Предположу, что если всё же цена на продовльствие начнёт сильно бить по бюджету домохозяйств, то пойдёт обратный процес — возврат к готовке дома.
1. Вот тут есть прикольный паблик, который в первоисточниках дает право усомниться, что у ВСЕХ домохозяйств в развитых странах продовольственные расходы составляют менее 15% бюджета:
vk.com/usa_dream
2. Не уверен, что консервы из бобов с продовольственного склада можно приготовить дешевле, чем они обходятся сейчас (за купон, то есть бесплатно или со скидкой 90% и более)