Книга противопоставляет узкоспециализированность и универсальность. Где под универсалами он понимает профессионалов, которые вместо крайне сильного углубления в свою узкую “колею”, изучают смежные специальности. Подобные действия помогают рассматривать изучаемые проблемы с гораздо большего количества ракурсов.
Вред использования правила 10’000 часов нельзя назвать ни единственно правильным, ни бесполезным. Дэвид Эпштейн приводит примеры разных специализаций, где нужно использовать только это правило и где этим правилом не обойтись.
Так, приводя пример специализаций, где нужно использовать вышеуказанное правило, он выделяет шахматы. Эта специализация настолько ограничена рамками игрового поля и фигурами, что достаточно запоминать лучшие ходы и уметь пользоваться тактическими преимуществами, не забывая о стратегии. Но это правило уже не на 100% действует, когда дело касается тенниса, где встречаются разные соперники, мяч отскакивает по разной траектории и каждая следующая игра не такая, как были ранее.
Что же произойдёт с профи, если они попробуют играть в теннис на Марсе? Они будут слабо отличаться от непрофессионалов. Тогда как у шахматистов ничего не изменится.
Нестандартные решения, как правило, придумываются профессионалами, имеющий широкий круг знаний. Он будет чуть ниже по вертикали, но зато гораздо шире по горизонтали.
Часто нам говорят, что для успеха, нужно представить где мы хотели бы оказаться через 20 лет, а потом задать себе вопрос “что я должен сделать сейчас, чтобы там оказаться?”. Но автор намекает на то, чтобы присмотреться на те возможности, что есть сейчас и выбрать те, которые дают широкий диапазон возможности.
Многие родители жаждут для своего ребёнка светлого будущего и стремятся направить его на изучение чего-нибудь как можно раньше. В книги описываются несколько примеров, когда поздний старт обошёл тех, кто имел больше времени. Подпирая это более широкой специализацией. За счёт опыта работы, обучения или тренировок в других сферах.
Автор заставляет окунуться в раздумья над инструментом, которым мы пользуемся. Это не обязательно что-то осязаемое. Мы, бывает, во что-нибудь вцепимся и ходим с этим, будь то какой предмет или идея. А иногда нужно “быть готовым оставить свои инструменты” — “забыть всё, чему тебя учили”, “адаптироваться”, “проявлять гибкость”. Только в этом случае можно найти выход из некоторых сложных ситуаций.
Также поднимается проблема молодых людей, которые так рьяно пытаются как можно раньше получить специализацию, но не учатся толком думать. В результате чего получаются отличные работники, которые думают “по рельсам”.
Нужно не только уметь думать, но и переносит опыт и знания из других специализаций. Такой подход давно уже принёс множество открытий.
+”Рывок” Мэтью Сайед
Слабая четвёрочка этой книги, даёт преимущество занять своё место на книжной полке перед многими другими.
как то не хорошо, блин…