Растущий спрос на электромобили (EV) – не модный нарратив в СМИ, а устойчивая тенденция. Об этом говорят цифры/факты. А значит это – инвестиционная возможность. Тот самый The Next Big Thing.
Опечалившись, что не сделал 7х по Тесле в прошлом году и 20х с 2016 (когда будучи в Лондоне, я только и слышал разговоры про нее, но тогда не было $30к, чтобы работать с западным брокером. Все деньги ушли на учебу), погрузился в тему энергоперехода в поисках перспективных активов.
Спойлер – поиск завершился пониманием (ну, мне так кажется) «большой картины» (важный фактор самоуспокоения и уверенности в принятии инвестрешений) и открытия неэмоционального интереса к Abermale, Русал, Southern Copper, ChargePoint.
Итак, «большая картина».
Если копнуть глубже, то можно увидеть, что о новой эре «на транспорте» говорили 20 лет назад.
Вот, например, новость РБК от 2002 г.
Десять лет спустя, в 2012, в мире насчитывалось ~180 тыс EV, еще 10 лет спустя, в 2020, – уже 10 млн (из них 40% проданы только в 2020 г — взрывной рост!). В 2030 г. общее число EV, как ожидается, вырастет до145 млн (7% от всех авто, в т.ч. ДВС).
К 2040 г., в мире ежегодно будет продаваться 66 млн электрокаров (22 млн – на ДВС). В прошлом году (2020) продано 4 млн. Больше всего — в ЕС (1,4 млн) и КНР (1,2 млн). В США — 295 тыс.
Это – оценки BloombergNEF (рисерч-компания Bloomberg, специализируется на инвестиционных аспектах энергомперехода) и IEA (Международное энергетическое агентство). Сегодня они рассматриваются, в т.ч. иневсткомпаниями, как опорные.
Факторы роста рынка EV:
1. Политический (регуляторный) – 15 стран (причем — крупнейшие экономики!) приняли решение исключить продажу ДВС-авто к разным срокам (Норвегия – с 2025; Нидерланды, Швеция, Дания, Израиль, Индия – с 2030; Япония, КНР, Великобритания – с 2035; Франция, Канада, Португалия, Испания – с 2040). Zev – это zero emission vehicle.
Важно (!), что сами автоконцерны (Volvo, VW, Daimler и пр) к этому готовы. Volvoуже к 2030 г. будут выпускать только EV.
В США решения по срокам
по всей стране не приняты. Но губернаторы 12 штатов (в т.ч. Калифорнии, Нью-Йорка, Массачусетс и пр.) попросили Байдена к 2035 г. запретить продажу ДВС к 2035 г. Некоторые штаты такое решение уже приняли (Вашингтон, Калифорния).
2. Социальный фактор – рост озабоченности (искренней или навязанной, по убеждениям или вынужденной) граждан и компаний проблемами окружающей среды. Бытьeco-friendly – must (растущаяESG тенденция– the next big thing). Все большее число людей и бизнесов рассматривают покупку EV (ниже пример из США, по другим странам – картина схожая).
Спрос со стороны бизнеса:
3. Технико-экономический фактор. Ключевые причины, сдерживающие от покупки авто: высокая цена (63% опрошенных – тот же опрос CBS), отсутствие станций заправок (61%), небольшая дальность поездок (60%) – постепенно теряют свою актуальность и делают покупку EV более удобной с точки зрения цены и дальнейшей эксплуатации. Речь о следующем:
- цена на EVснижается и приближается к паритету с ДВС – повышается доступность.
- развивается поддерживающая инфраструктура,в частности заправки. В ближайшие 5 лет США предусматривает ввод 500 тыс публичных заправок (сейчас их около 100 тыс), ЕС — 1 млн (сейчас 140 тысяч), КНР – 3 млн (800 тысяч). Исчезает страх остаться без энергии на «Главной улице Америки» — Route 66.
Важно понимать, что публичные точки важны для коммерческого транспорта и дальних поездок. При этом 80% EVв США заправляются дома. Для этоготакие крутые компании, как ChargePoint(уже купил на ОТС), не только строят заправки, но и предлагают домашние зарядные устройства. Причем сразу делают интернет вещей, подсоединяя зарядку к Алексе (амазоновская Алиса). Зарядки работают от сети, продаются на Амазоне, стоят ок $1200, раскупают быстро.
- рост «выносливости» аккумуляторов (в 2012, EV проезжали 166 км на одном заряде, в 2020 — 359 км)и снижение их стоимости (на 89% за 10 лет, до $139 квт/ч). Стоимость батарей – треть от костов на пр-во авто. Едем дальше!
Следствием роста рынка EV становится
1. рост спроса и добычи ресурсов, необходимых для прозв-ва EV:
- литий (рассматриваю для инвестиций/или инвестировал — Abermale)
- алюминий (Rusal – супернедооцененный отечественный ESG-актив с перспективами раскрытия стоимости – потенциал 2х)
- медь (Southern Copper – крупнейшая в мире компания по добыче меди)
Подробнее о компаниях напишу позже. Этот пост – helicopter view.
2. Рост спроса на электроэнергию (чистую!). В выиграше – производители аккумуляторов. В личном портфеле 2 технологически конкурирующие друг с другом компании: QuantumScape (пр-во Li-ion батареи) и Invinity Energy Systems (пр-во ванадиевых проточных батарей). Подробнее о них тоже – позже.
3. снижение спроса на нефть. Сегодня весь парк электрокаров формирует ок 1 млн барр в день упущенного спроса на нефть (EVs displace over 1 mln barrels of oil demand per day). К 2050 к. показатель вырастет до 21 млн барр.
В мире были тенденции, к которым на начальном этапе их развития было скептическое отношение публики at large: e-commerce (Amazon), производство телефонов с тачскринами (Apple), добыча СПГ и шельфовой нефти. При этом были и «явления», которые себя не оправдали (были неоправданно раздуты): напр., развитие нанотехнологий.
Производство электрокаров – это всего лишь один из маленьких «подсюжетов» большой тенденции, связанной с борьбой с изменением климата и ней соответствующим энергопереходом. Но тенденция будет устойчивая.
***
Рынок электромобилей в РФ почти отсутствует (их продажи составили 0,1% от общих в 2020 году).
Развитием EV-рынка занимается Минэкономики. Они подготовили концепцию «Высокоавтоматизированный электротранспорт в городах». Чиновники планируют, что уже к 2030 г. доля приобретаемого в РФ электротранспорта составит 15% (при общем рынке в 2,5 млн штук). То есть 375 тысяч авто. Важно, что при этом планируется ограничить импорт. Вопрос – какие это будут автомобили и по какой цене?
В России потенциально только один производитель электромобилей – Камаз (в декабре 2020 компания представила экспериментальный образец «Кама-1»).
Кстати, в моем детстве о велосипеде с таким же названием, «Кама», мечтали все мальчишки.
Неужели мечта сбудется и все пересядем на Каму? )) Тесла будет дорога. Владеть ею сможем только через акции, по $3000, как говорит К.Вуд...
На Каму давно пора.
Я для поддержки физического здоровья кручу педали. Много.
Мимо меня иногда проскакивает велик с электромоторм. И его владелец смотрит со злорадством — лошара...
А зачем мне спортивный снаряд, который сам педали крутит? Или гантели, которые на резинках к потолку привязаны?
p.s. А кама у нас считалась девчоночьим великом.
а что, в вашей москве электрических трамваев и электрических троллейбусов нет?
содержание уже 100500 раз окупилось. а батарейки в новом автобусе менять придётся постоянно. потребление электричества — у троллейбуса явно экономичней, тк не требует сложных преобразований тока.
и устройство троллейбуса гораздо проще.
В Москве с 2018 года работает новый вид наземного городского транспорта – электробус.
Это инновационный транспорт – автобус на электрической тяге. Экологичный, маневренный, безопасный. Не привязан к контактной сети – заряжается на конечных остановках и в парках. Низкопольный, с климат-контролем, USB-зарядками и информационными экранами.
И ведь все это уживается в ватной головушке.
Как посмотришь на такое пейсатое да саложорное — ну как мучаются, как мучаются, страдают. Но ни в израиль парковщиками, ни просто в одессу почему-то не едут.
существо, какие хохлы??? какие жиды??? какая одесса?
тебе в голову жидко насрал путен!
убери за ним, воняет.
сейчас вьетнамки в тренде.
хохлушки совсем зажрались и извредничались
согласен. их сложновато русифицировать.
всё время настройки сбиваются к заводским
Но вы советуете? Купить боливийские месторождения лития? Так их демократизируют.
Купить акции теслы и нио?