Главный рубильник. Расцвет и гибель информационных империй от радио до Интернета. Тим Ву
технический прогресс действует как настоящий серийный убийца: вспомним, как развитие телефонии вынесло смертный приговор телеграфу.
Революционные изобретения влекли за собой становление новых отраслей, история которых предстает в виде сменяющих друг друга циклов фрагментированности и укрупнения, открытости, обеспеченной свободной конкуренцией, и жесткого контроля.
Развитие Интернета может разорвать цепочку этих циклов. Станет ли контроль над Всемирной паутиной централизованным, покажет время.
Тем не менее, если верить историческому опыту, крупнейшие из современных интернет-компаний могут войти в состав еще более крупных медиаимперий.
Это неизбежно приведет к установлению контроля над онлайн-контентом.
Профессор Колумбийского университета Тим Ву подробно исследует эволюцию телекоммуникационной отрасли, ее технологической базы и государственного регулирования, выявляя определенные исторические закономерности.
С его точки зрения, регулирующие органы должны ограничить корпоративный контроль над Интернетом, поскольку современному обществу необходима открытая онлайн-информация.
рекомендую книгу Тима Ву всем, кто интересуется будущим информационной индустрии и Интернета.
Основные идеи обзора:
Рассмотрим Цикл развития коммуникаций.
Все революционные изменения в коммуникационных технологиях приводят к тому, что на рынке появляются и укрепляются новые передовые компании, которые вытесняют старые фирмы и устаревшие технологии.
Затем на смену революционной лихорадке приходит спокойствие: доминирующие компании скупают или разоряют мелких конкурентов, и происходит монополизация отрасли.
Интернет, децентрализованный по своей природе, органически противится централизованному контролю.
Тем не менее исторический опыт показывает, что разрозненные очаги контроля над сетевым контентом могут со временем уступить место единой власти. По крайней мере, силы консолидации и концентрации одержали победу во всех коммуникационных революциях начиная с изобретения телефона в конце 19 века.
(Рождение системы Bell).
Как и большинство прорывных коммуникационных технологий, телефонная связь одновременно разрабатывалась несколькими изобретателями.
В 1876 году Александр Белл и Элиша Грей в один день запатентовали в США одно и то же изобретение, сделанное ими независимо друг от друга, – телефон.
Профессор Белл не горел желанием возглавить новый бизнес, однако доступ к финансированию давал ему преимущество перед другими изобретателями.
В 1877-м он вместе с группой инвесторов основал фирму Bell Company.
Годом позже его главный конкурент, телеграфная монополия Western Union, открыла собственную локальную телефонную сеть.
Маленькая компания Белла разорилась бы, если б ее руководство к тому времени не затеяло судебную тяжбу против Western Union: речь шла о копировании конструкции аппаратов и, следовательно, о нарушении авторских прав изобретателя.
В итоге стороны пришли к мировому соглашению: Western Union обязалась навсегда уйти из телефонного бизнеса.
Выиграв изнурительную борьбу со множеством мелких телефонных компаний, Bell Company, переименованная в American Telephone & Telegraph (AT&T), стала монополистом.
В 1894 году, когда срок действия патента Белла истек, инвесторы вложили средства в сотни новых независимых телефонных компаний.
AT&T отстаивала свои позиции, отказываясь соединять чужих абонентов со своей абонентской базой и устанавливая низкие тарифы, разорительные для конкурентов.
В результате многим фирмам пришлось уйти из отрасли.
В 1909 году, купив Western Union, AT&T получила контроль над всеми линиями дальней связи.
Министерство юстиции США подало против компании иск о нарушении антимонопольного законодательства.
В результате AT&T была вынуждена пойти на уступки: она обязалась взимать плату за услуги согласно “умеренным” тарифам, установленным государственными регулирующими органами, и продать Western Union.
Кроме того, соглашение запрещало компании скупать независимых телефонных операторов более чем на тысяче местных рынков.
Счастливо избежав и дробления, и национализации, AT&T продолжала действовать под видом “просвещенной монополии”.
Выступая в роли “оператора универсального обслуживания”, корпорация успешно удерживала главенство в своей основной сфере деятельности вплоть до 1980-х годов.
(Крах и возрождение AT&T).
В результате очередного антимонопольного разбирательства, которое завершилось в 1984 году, AT&T была разделена на семь региональных компаний (“дочек Bell”).
Это должно было подстегнуть конкуренцию на рынке телекоммуникаций.
AT&T сохранила за собой бизнес в сфере услуг дальней связи, исследовательское подразделение и производство оборудования.
После принятия в США Акта о телекоммуникациях 1996 года корпорация быстро восстановилась.
Согласно новому закону, “дочкам Bell” разрешалось выходить на рынок с услугами кабельного телевидения.
Кабельным операторам, в свою очередь, давалось право продавать услуги телефонной связи, а провайдерам дальней связи позволялось выходить на рынок местной телефонии.
Акт 1996 года отменял решение 1984-го, выводил дочерние компании Bell из-под надзора Федеральной комиссии по связи и позволял им наконец избавиться от обвинений в монополизме.
Этот закон открыл “дочкам Bell” путь к новой консолидации – созданию двух гигантов телефонной индустрии, Verizon и “новой” AT&T.
(От Кинотреста к Голливуду).
Циклическая сменяемость фрагментированности консолидацией характерна также для кинематографа, радио и телевидения.
Кинобизнес периодически демонстрировал стремление к консолидации с самого начала ХХ века.
В то время Edison Motion Picture Patents Company из Нью-Джерси получила лицензию на использование патентов ее основателя Томаса Эдисона – на кинопроекторы и различные кинотехнологии.
Еще ряд компаний оформили патенты на аналогичное оборудование, что дало повод к многолетним судебным разбирательствам.
В конце концов главные конкуренты – Эдисон и фирма Biograph, владелец второго патента на кинокамеру, – в 1908 году пошли на мировую и создали Motion Pictures Patent Company, которой и передали свои патенты.
В “Кинотрест”, как ее прозвали, вошли крупнейшие производители фильмов того времени, а также Eastman Kodak, выпускавшая кинопленку.
Обладание большим количеством патентов позволило тресту властвовать в киноиндустрии вплоть до 1915 года, когда федеральный суд признал его участников виновными в ценовом сговоре.
Трест был расформирован, но на смену ему пришло картельное соглашение. Голливудские студии стали продавать свои фильмы прокатчикам не по одной картине, а “блоками”.
Владельцам кинотеатров приходилось покупать эти блоки, потому что продавцы (Fox, MGM, Paramount Pictures, Universal Studios и Warner Bros.) занимали господствующее положение на американском кинорынке.
Голливудские киномагнаты контролировали не только производство фильмов, но также их дистрибуцию и показ.
Наиболее наглядно эта вертикальная интеграция проявилась в концентрации в руках кинокомпаний собственности на кинотеатры.
В 1938 году Министерство юстиции обвинило Голливуд в нарушении антимонопольного законодательства, что вызвало волну судебных разбирательств, затянувшуюся на целое десятилетие.
В 1948-м Верховный суд США обязал студии продать принадлежащие им кинотеатры.
К началу XXI века даже крупнейшие студии – мейджоры – стали лишь шестеренками в более мощных корпоративных механизмах.
Доход компании Universal представляет собой всего лишь несколько процентов от дохода General Electric, в которую она теперь входит.
(Радио, телевидение и Федеральная комиссия по связи (FCC))
В 1934 году профессор Колумбийского университета Эдвин Армстронг изобрел частотную модуляцию, то есть FM-радио.
Выполняя заказ RCA (Radio Company of America), Армстронг искал способы уменьшения акустических искажений при передаче сигнала, модулированного по амплитуде, то есть AM-радио.
Вместо искомых частных улучшений ученый создал принципиально новый вид радиотрансляции.
Сигнал FM был чище и требовал меньше энергии для передачи, чем привычный АМ.
Армстронг зарегистрировал патент и стал ждать заявки на его использование от RCA.
Однако компания не торопилась продвигать новую технологию, стремясь защитить свой традиционный бизнес, основанный на АМ-вещании.
Федеральная комиссия по связи также тормозила распространение новинки, чтобы поддержать радиосеть АМ, которой владела дочерняя структура RCA, National Broadcasting Company (NBC).
Прошло шесть лет после открытия Армстронга, прежде чем Федеральная комиссия официально разрешила коммерческое FM-вещание, законодательно ограничив его диапазон и тем самым сократив приток инвестиций в новый сектор.
Точно так же FCC тормозила и развитие телевидения.
В январе 1926 года английский изобретатель Джон Логи Бэрд продемонстрировал свой первый, весьма примитивный, телеприемник.
Почти сразу с похожим изобретением выступил и американец Чарльз Дженкинс.
Оба телеприемника были с механической разверткой и очень низким разрешением.
В 1928 году Фило Фарнсуорт, молодой инженер из Сан-Франциско, представил журналистам первый электронный телевизор c более четким изображением.
Осознав, что телевидение может нарушить статус-кво, сложившийся в сфере СМИ, FCC долгое время запрещала коммерческие телетрансляции.
С конца 1920-х до 1940-х годов было разрешено открыть всего несколько экспериментальных телестанций.
Такая политика не только обезопасила гигантов радиорынка, CBS и NBC, но и позволила RCA выиграть время и подготовиться к тому, чтобы занять доминирующее положение и в телевизионном секторе.
Фарнсуорт получил патент на телеприемник в 1930 году.
Однако чтобы основать крупную компанию и конкурировать с RCA, требовалось значительное финансирование.
Когда же RCA запустила свой телевизионный проект (используя в том числе информацию, собранную одним из сотрудников во время экскурсии по лабораториям изобретателя), Фарнсуорт обратился в суд, обвинив компанию в нарушении его авторских прав.
RCA пришлось выплатить Фарнсуорту миллион долларов и гонорар за лицензию на использование его технологии. Так NBC стала лидером телевизионного рынка.
(Кабельное телевидение и конгломераты).
В 1940-е кабельное телевидение представляло собой разрозненную, слабо развитую индустрию.
Операторы-любители, зачастую вчерашние фермеры, прокладывали кабельные сети, чтобы довести телесигнал до самых удаленных районов.
К концу 50-х операторы кабельной связи стали использовать вышки с микроволновыми излучателями.
Это позволило передавать сигнал на большие расстояния.
FCC, продолжая, по своему обыкновению, защищать статус-кво, пыталась подавить “кабельную революцию”.
В 1966 году комиссия ввела временный запрет на кабельную трансляцию в ста крупнейших городах США.
Это решение надолго задержало развитие кабельного телевидения – вплоть до появления спутниковых технологий, пользуясь которыми операторы смогли сравняться по охвату аудитории с линиями дальней связи AT&T. К 1970-м главной движущей силой развития кабельного телевидения стала спутниковая связь.
В 1976 году величайший популяризатор кабельного вещания Тед Тернер основал свою “суперстанцию” в Атланте.
Благодаря трансляции через спутники, его WTCG стал первым кабельным каналом, охватывавшим всю страну.
Тернер отодвинул в прошлое линии связи AT&T и создал новую кабельную империю. В
течение следующих 10 лет спутниковую трансляцию начали около дюжины кабельных сетей, включая основанную Тернером Cable CNN, MTV и Weather Channel.
Период разрозненной собственности в отрасли кабельного телевидения сменился консолидацией.
В настоящее время значительную часть этой индустрии контролируют несколько крупных диверсифицированных компаний.
General Electric, Disney и Viacom лидируют не только в создании программ для кабельного телевидения и в их трансляции, но также в производстве фильмов и телевещании.
NBC, CBS, ABC и крупные киностудии стали дочерними компаниями международных корпораций.
Теперь вопрос в том, сумеют ли эти конгломераты консолидировать право собственности на основные интернет-компании.
(Google и открытость Интернета).
Инновационные компании – Google, Facebook и eBay – создали самые посещаемые онлайн-сервисы, известные во всем мире.
Несмотря на свое нынешнее лидирующее положение, в будущем многие из крупных интернет-компаний могут войти в состав еще более мощных корпораций.
Можно считать, что в распоряжении Google находится “главный рубильник” – самый популярный портал, дающий огромному числу людей доступ к информации и развлечениям.
При этом компании не принадлежат ни передающие мощности, ни контент, который она предоставляет пользователям в форме результатов поисковых запросов.
Отсутствие вертикальной интеграции защищает Google от антимонопольных преследований, а незаинтересованное отношение к контенту, собственником которого она не является, способствует объективности поиска – к большой выгоде пользователей.
Если в результате слияния либо поглощения Google утратит свою независимость, то “главный рубильник” перейдет к крупному конгломерату.
Представьте, что произойдет, если компанию Google приобретет многопрофильный производитель телешоу, фильмов и музыки.
Такой собственник станет направлять поисковый процесс выгодным для себя образом. А от открытости и объективности не останется и следа.
Проблема вертикальной интеграции.
Исторически прелюдией к созданию информационных монополий и олигополий являлась вертикальная интеграция.
Концентрация власти в руках одной корпорации тормозила инновационный процесс и развитие технологий коммуникации.
Чтобы стимулировать инновации и коммерческое внедрение новых технологий, необходимо менять законодательство.
Например, первый автоответчик был разработан в компании AT&T еще в 1934 году, но руководство решило не начинать его массовое производство, опасаясь, что новинка может как-то повредить основному телефонному бизнесу фирмы.
Так же было и с мобильными телефонами, факсами и оптоволоконными линиями связи.
Более жесткое управление будет неизбежно душить те виды деятельности в Интернете, которые препятствуют осуществлению чисто коммерческих целей.
Лучший способ избежать такого развития событий – ввести не просто нормативные ограничения, а конституционный запрет.
Чтобы Интернет оставался открытым, необходимо предотвратить возможность слияний, которые приведут к вертикальной интеграции сетевых сервисов.