В этом году акции китайского производителя батарей для электромобилей Contemporary Amperex Technology (CATL) выросли на 62%, а капитализация достигла $200 млрд. Компания стала самой дорогой в секторе поставщиков EV-компонентов. Тем не менее, ее имя до сих пор мало известно широкой публике. Несколько наблюдений о CATL на основе статей в The Wall Street Journal и Bloomberg:
1. CATL основана 2011 году инженером Цзэн Юйцюнем в городе Ниндэ. Почти всю свою карьеру Цзэн Юйцюнь проработал в компании Amperex Technology или ATL, китайском подразделении японской TDK, производившей аккумуляторы для бытовой электроники. Предприниматель уловил настроения китайских властей, которые в следующее десятилетие стали щедро субсидировать отрасль электромобилей.
2. На текущий момент CATL занимает 1-е место в мире по количеству установленных батарей на электромобилях. Она является основным поставщиком для китайских производителей NIO, XPeng и Li Auto. Недавно компания продлила соглашение с Tesla, по которому будет поставлять аккумуляторы на завод в Шанхае до 2025 года. CATL также будет основным поставщиком батарей для электромобилей Mercedes-Benz.
Доля CATL на мировом рынке аккумуляторов для автомобилей составляет 31%. Корейская LG Chem имеет долю в 21%, японская Panasonic — 15%.
3. Консенсус-прогноз, говорит о том, что к 2030 году доля электромобилей в мире увеличится с текущих 4% до 20-30%. Кто победит в этой гонке: Tesla, новые китайские стартапы или кто-то из традиционных автопроизводителей — неизвестно. Но всем им понадобятся аккумуляторы. Сместить CATL с лидерских позиций будет трудно. Из-за низких издержек у компании очень хорошая прибыльность. Маржа валовой прибыли составляет 28% — больше чем у любого из конкурентов.
4. Нет ничего удивительного в том, что CATL стоит очень дорого. Оценка в $200 млрд означает, что компания оценена более чем в 100 ожидаемых прибылей по итогам 2021 года. Для сравнения LG Chem и Panasonic имеют оценку по форвардному P/E в 19 и 13 соответственно.
Это если речь про NMC батареи, если электромобили будут с LiFePo4 или иным типом катода с более доступным элементом, то у таких батарей будет в 2-3 раза меньше удельная энергоемкость, а значит и дистанция пробега, а значит и отсутствие возможности замены ДВС.