Активизация сделок слияния и поглощения в сегменте продовольственной розницы снижает риски усиления ценовой конкуренции, т. к. темп роста современных торговых площадей остается в пределах 2,5-2,8% в год, а выручка в отрасли ежегодно увеличивается на 8-9%. Значения мультипликаторов в рамках недавних приобретений торговых сетей оказались намного ниже, чем в 2010 году, так что отдачи на инвестированный капитал (ROI), сопоставимой с рентабельностью инвестиций при органическом росте сетей, можно достичь за счет плавной интеграции. Мы позитивно оцениваем перспективы «Магнита» и сохраняем осторожный подход при оценке «Ленты».
Темпы консолидации на рынке продовольственной розницы в 2020 году ускорились: доля пяти крупнейших сетей повысилась на 3 п. п. до 32%, что превышает средний прирост за 2016-2019 годы (1,4 п. п.). В прошлом году ускорение было обусловлено изменившимися трендами совершения покупок в связи с коронавирусом: в частности, больше покупателей стали делать выбор в пользу крупных торговых сетей.
Доля пяти ведущих игроков на этом рынке по-прежнему значительно ниже, чем в некоторых странах Европы (57-61%). Впрочем, на наш взгляд, аналогичный показатель в США — 47% — можно считать более приемлемым ориентиром для России, для которой мы оцениваем эту долю в 45% в долгосрочной перспективе с учетом большей территории и продолжающегося роста онлайн-торговли.
В текущем году сделки слияния и поглощения обеспечили рынку дополнительный импульс к росту: уже объявлено о трех сделках по покупке розничных сетей (Dixy, Billa и «Семья») с совокупной выручкой 348 млрд руб. (2% рынка). Учитывая амбициозные планы «Магнита» и «Ленты», мы ожидаем дальнейших сообщений о подобных сделках.
Мы позитивно оцениваем влияние сделок на отрасль, т. к. они могут поспособствовать тому, что темпы расширения современных торговых площадей в отрасли останутся в пределах 2,5-2,8% в год при сохраняющемся годовом росте выручки на 8-9%. В данном случае не должна усиливаться ценовая конкуренция, в отличие от ситуаций, когда наблюдается органический рост торговых площадей.
Влияние этих сделок на компании будет зависеть от стоимости приобретений и того, насколько гладко будет проходить интеграция. Впрочем, следует отметить, что значения мультипликаторов для этих сделок оказались гораздо ниже, чем в ходе предыдущей волны приобретений в 2010 году («стоимость предприятия/выручка» сейчас в среднем 0,3 против 0,8 десять лет назад).
На таких условиях приобретения активов могут обеспечить ROI более 15% по сравнению с 17% при органическом росте. Мы позитивно оцениваем перспективы «Магнита»: исходя из того, что ROI в результате подобных сделок не ухудшится, значения мультипликаторов компании должны остаться как минимум на текущих уровнях, а EBITDA и выручка от приобретенных активов должны поспособствовать повышению общей оценки компании.
Красноперов Михаил
Мельникова Людмила
Sberbank CIB