Недавно вышли интересные новости о том, что Евтушенков (основной владелец АФК Системы, у которой контрольный пакет в МТС) объявил о трансформации МТС в IT-компанию. Существенную часть инфраструктуры (мобильные и фиксированные связи, облачный бизнес, коммутационное оборудование) до конца 2021 г. могут выделить в дочернюю компанию МТС Web Services (по аналогии с Amazon Web Services).
Ростелеком также развивает сегмент облачных услуг и цифровых сервисов и собирается использовать актив для раскрытия акционерной стоимости компании. В 2023 году планирует вывести на IPO «РТК-ЦОД», которая занимается облачными сервисами и обработкой данных и является лидером на быстрорастущем российском облачном рынке (с долей 21,3%).
Телекомы пытаются трансформироваться в IT-компании. Зачем им это? Все просто: чтобы бизнес оценивался по более дорогому мультипликатору. Для сравнения, Яндекс сейчас торгуется по мульту ~30x EV/EBITDA, в то время как телекомы ~4x EV/EBITDA.
В статье рассмотрим:
МТС планирует создать дочку, которая за счет собственных облачных и инфраструктурных ресурсов будет завоевывать лидерство на рынке цифровых услуг. Новая компания будет называться МТС Web Services, и туда войдет существенная часть инфраструктуры: мобильные и фиксированные связи, облачный бизнес, коммутационное оборудование.
Трансформация в IT-компанию — причина, по которой не был продлен договор с предыдущим президентом МТС Алексеем Корня. По словам Евтушенкова, сейчас перед компанией задача — создать экосистему, где, помимо телекоммуникационного бизнеса, будет целый ряд других направлений (искусственный интеллект, облачные технологии, финтех, медиа, развлечения и др.). При этом Алексей Корня консервативно подходил к риску и сдерживал смещение фокуса с традиционного бизнеса, то есть инвестиции в новые инициативы, которые дадут результат только в будущем.
Сейчас выручка МТС на ~80% формируется традиционными услугами (мобильные услуги, интернет). Практически всю остальную часть приносит МТС Банк и продажа телефонов и аксессуаров. Облачные же услуги и сервисы пока что не выделяются в отдельный сегмент. Есть такие сегменты, как продажа ПО и сервисы продажи билетов, игр и прочего, на которые приходится около 2% выручки. В своих пресс-релизах компания отмечает, что выручка от облачных и цифровых сервисов показывает двухзначные темпы роста (+28% г/г в 1 кв. 2021 г.). При этом в настоящий момент доходы от IT-бизнесов пока что незначимы по сравнению с традиционным бизнесом.
У Ростелекома есть отдельный сегмент цифровых сервисов, на который по итогам 1 кв. 2021 г. пришлось 11% общей выручки, что выглядит уже более внушительно. В 2020 г. темпы роста выручки данного сегмента составляли 60% на фоне спроса на услуги по обеспечению удаленного доступа из-за пандемии. В 1 кв. 2021 г. темпы роста замедлились до 13% г/г, при этом к концу года, по ожиданиям менеджмента, динамика может быть сильнее.
В 2023 году Ростелеком планирует IPO своей дочки «РТК-ЦОД», которая занимается облачными сервисами и обработкой данных и является лидером на быстрорастущем российском облачном рынке (с долей 21,3%). К 2025 г. Ростелеком прогнозирует выручку РТК-ЦОД выше 45 млрд руб., рентабельность OIBDA ~ 45%. 44,8% «РТК-ЦОД» у Ростелекома выкупил ВТБ за 35 млрд руб. Так как ВТБ в то же время является крупным акционером Ростелекома, для него важна переоценка компании.
У телекомов есть бренд и инфраструктура, что может помочь им нарастить долю на рынках облачных сервисов и цифровых услуг. Если доля IT-бизнесов в общих доходах станет значимой, то бизнес телекомов может переоцениться по более высокому мультипликатору, так как часть бизнеса будет оцениваться по высокому мультипликатору как IT. Как мы указывали выше, для сравнения, Яндекс сейчас торгуется по мульту ~30x EV/EBITDA, в то время как для телекомов исторический мульт ~ 4x EV/EBITDA.
Без этого фактора, (а также доп. драйверов для МТС в виде IPO МТС Банка, погашения казначейского пакета акций), на данный момент телекомы — это квазиоблигации. То есть это защитный сектор (люди не перестают пользоваться связью в кризис), который показывает стабильный небольшой прирост доходов и платит дивиденды.
Див. доходность МТС по итогам 2021 г. ~8% выглядит более интересно, чем у Ростелекома на уровне 5%. При этом в целом в настоящий момент мы считаем сектор телекомов неинтересным на фоне циклических компаний. Некоторые голубые фишки торгуются с более высокой недооценкой и дивдоходностью на уровне 11-12%.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Светланой Дубровиной
На AWS они могут быть похожими разве что названием. Тут надо понимать, что чтобы развиваться как IT-компания, нужно в R&D многие миллиарды вложить и годы разработки, либо купить какие-то компании, как сделал Сбер. Проблема в том, что в России не так много перспективных компаний, которые может купить МТС.
Поэтому максимум, что могут телекомы себе позволить — это внедрение чужих продуктов, а там добавленная стоимость не так высока.
Тем паче что такое разрабатывают годами крупными коллективами имеющих огромный опыт знания и самое главное методологию разработки крупных проектов. Откуда у МТС возьмутся такие специалисты для меня загадка.
Хотя забываю Россия же — скорей всего для очередных отмываций.
Бабло попилят — в конце концов закажут со стороны )
Огласите весь список, пжалста… ©