Грозная поступь инфляции, надвигающейся на Россию, воскрешает печальные воспоминания о временах, последовавших за распадом Советского Союза.
Юсукэ Оцубо (Yusuke Otsubo)Недавно автор посетил Москву после перерыва в один год и три месяца, вызванного пандемией коронавируса. Конечно, меня беспокоило, действительно ли я смогу прилететь в Россию рейсом из Ханэды в Москву, который был заполнен не более, чем на 10%. Но в аэропорту Москвы после прохождения паспортного контроля у меня состоялось только короткое собеседование с российскими карантинными властями (конечно, мне потребовался сертификат о корона-тесте, сделанный не более, чем за 72 часа до въезда). Въехать сегодня в Россию оказалось на удивление легко.
Я провел в аэропорту гораздо меньше времени, чем обычно. Еще больше удивил меня внешний вид города Москвы.
Число новых коронавирусных инфекций в Москве (население 12 миллионов) достигло 8203 человек 24 декабря 2020 года и продолжило снижаться, уменьшившись до 2252 человек 18 апреля 2021 года.
Однако с начала мая количество выявленных зараженных возросло до уровня 3000 человек. По-видимому, главная причина — это введенные тогда в России продолжительные отпуска.
Я слышал, что во многих компаниях, с которыми я поддерживаю отношения, сотрудники продолжают работать из дома на «удаленке» и снова носят маски, поэтому предполагал, что в Москве с коронавирусом возникла некоторая напряженность, но реальность превзошла все мои ожидания.
По улице почти нет людей в масках. Даже в общественном транспорте, например, в метро, где маски являются обязательными, в них можно увидеть только около 20% пассажиров.
Работа ресторанов и магазинов почти такая же, как и в обычное время, а в популярных ресторанах и заведениях общепита забронировать места заранее невозможно из-за наплыва посетителей.
Почти никто не использует дезинфекционные жидкости или QR-код для подтверждения контакта на входе (хотя у многих россиян давно есть привычка тщательно мыть руки перед едой).
Конечно, число новых случаев заражения в Москве резко возросло именно к началу июня, то есть к летним каникулам и выпускному сезону в учебных заведениях, а также к летним отпускам.
Число инфицированных в Москве 18 июня составило 9056 человек, т.е. всего за 5 дней увеличилось в 1,5 раза. Количество выявленных зараженных в целом по России в тот день увеличилось на 34% и составило 17 262 человека.
Многие вирусы в Москве выглядят как индийский «дельта-вариант», но некоторые ученые указывают на существование и собственных московских штаммов.
В связи со сложившейся ситуацией московские власти приказали компаниям организовывать работу сотрудников работать в период с 15 по 21 июня из дома с сохранением полной заработной платы, чтобы предотвратить распространение инфекции. Мэрия также поставила цель осуществить в ближайшее время вакцинацию 60% работников сферы услуг.
Власти города также объявили, что увеличивают количество коек, предназначенных для больных коронавирусом, с 17000 до 24000.
Хотя такие решения и отдают типичными для России силовыми методами, за ними стоят солидные возможности Москвы в плане тестирования и вакцинации населения (прививки осуществляются бесплатно и повсеместно), а также оказания заболевшим неотложной медицинской помощи.
Русские оказались весьма снисходительными к пандемии коронавируса. Но хотя многие из них и заявляют, что не верят своему государству, в них срабатывает давно укоренившаяся убежденность в том, что в самой плохой ситуации их страна как-то им поможет.
Что является самым сильным противником Путина?
Июнь в России — тот месяц, когда здесь ежегодно проводятся крупные деловые мероприятия. Российская версия Давосского саммита, Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), который был отложен из-за пандемии в 2020 году, прошел в этом году оф-лайн.
Не успел президент Владимир Путин с гордостью заявить на этом форуме, что Россия преодолевает пандемию коронавируса, как всего через несколько недель страну поразила неожиданная третья волна инфекции.
Так является ли коронавирус сильным врагом президента Путина?
Если начать с заключительного вывода, то автор должен сказать: «Нет, не является». Главным врагом Путина автор считает инфляцию.
Фактически Путин в той же речи на ПМЭФ сказал: «Самые актуальные вопросы для России — это занятость и инфляция». Инфляция в настоящее время привлекает внимание как главный фактор риска на мировых финансовых рынках в условиях пандемии covid-19. Фоном для такого развития событий является сверхмощное смягчение денежно-кредитной политики центральными банками в развитых странах во главе с США, сбои в работе цепочек поставок из-за катастрофы, вызванной пандемией и восстановление спроса в связи с ожиданиями ее окончания.
Россия в этой ситуации не явилась исключением, и с лета 2020 года внутренние цены в стране стабильно растут. Однако здешний фон немного отличается от того, который существует в развитых странах.
Цены на продукты питания — основная причина инфляции в России, то есть роста цен. По сообщениям СМИ, несмотря на то, что Россия является крупным экспортером продуктов питания, внутренние цены на агропродукцию, такую, как пшеница, гречневая мука, подсолнечное масло и сахар, за последнее время почти удвоились.
Кроме того, растут цены на картофель, свеклу, морковь и яйца, которые являются основными продуктами питания россиян. По всем ним Россия в принципе является самодостаточной.
Рост цен на продукты питания оказывает давление на жизнь малоимущих слове в России. Это связано с высоким соотношением расходов на продукты питания к общим расходам.
Автор считает, что история России после 1991 года — это история борьбы с инфляцией. Хотя инфляция в 1990-х годах была связана с переходом социализма к другой политической системе, ее экономические последствия были таким же разрушительными, как и в Японии сразу после окончания войны.
Инфляция в первой половине 1990-х годов превышала 1000% (достигнув максимума в 2500%), а цены росли в 11 раз по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Естественно, что стоимость рублевых вкладов в советское время стала бесконечно нулевой.
Причины, по которым россияне все же поддерживают Путина
Президент Путин впервые появился на сцене в 2000 году, и для россиян, которые помнили 1990-е годы, эпоха Путина — то есть период с 2000 года по настоящее время — представляется эрой стабильности.
17 июня впервые последние три года в Женеве состоялся американо-российский саммит. В сообщениях японских средств массовой информации в отношении этой встречи уже типичной стала оценка: «Президент России Владимир Путин стремится к восстановлению места России в мире в качестве великой державы…». И хотя для Путина важнейшим фактором великодержавности остается наличие у России огромного ядерного потенциала, исходя из своего опыта, он не может не понимать, что безудержная инфляция может разрушить любую сверхдержаву.
Для Путина сдерживание инфляции является одним из важнейших вопросов его политики Именно с такими подходами президента Путина российское правительство приступило к наступательным мерам против инфляции.
Однако в центре внимания российских властей, как ни странно, оказались антирыночные методы контроля цен в отношении крупных сельскохозяйственных производителей и крупных розничных торговых сетей.
В целом недовольный этим Путин начинает в последнее время больше доверять Центральному Банку России, чем своему правительству.
Эльвира Набиуллина, возглавляющая Центральный банк России с 2013 года, заслужила позитивную оценку международных финансовых организаций в качестве «стойкого борца с инфляцией». Однако в ответ на стремительно растущие инфляционные ожидания и она немного отступила и согласилась на поэтапное повышение Центробанком учетной ставки на 0,25% в марте, 0,5% в апреле и 0,5% в июне нынешнего года.
Она также выразила несогласие с попытками административного контроля цен со стороны российского правительства, заявив, что это исказит рыночные принципы экономики и приведет к тому, что цены останутся высокими и в долгосрочной перспективе.
Набиуллина, настаивающая на сохранении рыночных принципов в экономике России, заслуживает одобрения, как заслуживает она позитивной оценки и за то, что в условиях пандемии прилагает усилия к проведению согласованной с правительством денежно-кредитной политики.
В то же время, поддержка Путиным линии Центробанка России (насколько помнит автор, Путин никогда не оспаривал его политику) говорит о том, что российский президент полностью осознает всю опасность разогрева инфляции в России.
В России в сентябре 2021 года состоятся выборы в Госдуму. Пока нет никаких признаков того, что система доминирования правящей партии Путина «Единая Россия» претерпит существенные изменения, но для избирателей в настоящее время главным ключом к отбору кандидатов в депутаты является способность власти добиться сдерживания роста цен, а отнюдь не меры против коронавируса, отношения с Соединенными Штатами и даже обращение с Навальным.
Победа над инфляцией может стать для Путина прекрасной возможностью продемонстрировать свою политическую силу перед избирателям, особенно молодыми, которые не знают или плохо помнят историю России ужасных 1990-х годов.
Юсукэ Оцубо — генеральный партнер японской инвестиционной компании UMJ (United Managers Japan Inc.). В 1989 году окончил экономический факультет престижного Токийского государственного университета. После окончания работал в Банке Японии на ответственных должностях. В 1997-2000 годах служил первым секретарем посольства Японии в Москве, занимался изучением и анализом экономической и финансовой информации по России. В 2003 году занял должность начальника департамента иностранных инвестиций крупной японской венчурной компании CSK Japan Corp. Считается авторитетным специалистом по финансовым рынкам стран с развивающейся экономикой.
Комментарии японских читателей
ayu
В 1990-х годах инфляция в России имела место в основном из-за недостатка как отечественных, так и импортных товаров.
Теперь ситуация другая. Россия сейчас самодостаточна по многим агропродуктам и промышленным товарам. Основной причиной инфляции в России теперь становятся мировые цены. Скажем, по экспорту зерновых Россия вышла на первое место в мире. Однако резкое повышение цен на них после пандемии приводит к тому, что и внутренние цены в Росси тоже растут. В принципе это нормальное явление, позволяющее развиваться отечественному российскому производству. Но здесь важно сохранять баланс интересов производителей и потребителей. В этом и состоит задача российского правительства.
xkk
Японии сейчас впору думать не о России, в которой в целом все выглядит достаточно прилично, а о себе. Сами подумайте: у нас в Японии сейчас чрезвычайно негативные демографические тенденции — старение населения и плохая рождаемость; у нас все больше разрушаются традиционные трудовые отношения, многие работники работают как внештатники без надлежащих контрактов; уже несколько десятилетий реальная зарплата у нас не растет, а даже снижается; у нас неумолимо растут цены!!!
А тут еще грозят ввести и новый «ковидный» налог! Вот о чем нужно думать!
the
Живу в России. Инфляция, о которой все здесь говорят?
Если честно, то в своей повседневной жизни почти никак ее не ощущаю.
wd3
Ну что, авторитарная система власти все-таки плохая?
pop
Вместо России пусть лучше «рассыпается» Китай! Тогда, может быть уйгуры в СУАР и тибетцы в Тибетском автономном районе наконец получат свободу?!
А разве мы не страдаем от дефляции? Она ничем не лучше нормальной инфляции, «подстегивающей» экономику.
can
А разве в Японии точно так же не растут цены на повседневные товары?