Владимир
Владимир личный блог
09 мая 2021, 13:55

Как Яндекс наживается на людях, используя доминирующее положение

Всем привет.

Просто хочу поделиться мыслями. Вчера я прилетел в Москву, добираться до дома, разумеется, я решил на такси, заказав поездку на Яндекс Такси.

Тем временем, местные таксисты, опытным взглядом определив, что я собираюсь вызвать машину через приложение, стали на перебой предлагать мне доехать «за ту же цену, но без ожидания машины».

Разумеется, я отказываюсь от такого «выгодного» предложения, но задумался о причине повального желания таксистов подвезти «здесь и сейчас без приложения».

Начну из далека: все мы знаем, что неразумная налоговая политика мешает бизнесу развиваться. Высокие налоги стимулируют бизнес уходить в тень, занижать прибыль и платить серые зарплаты. Общество в целом проигрывает, социальное неравенство нарастает. Напротив, когда гос-во хочет стимулировать бизнес, оно может вводить те или иные налоговые льготы.

Примеры налоговых льгот для «маленьких» предпринимателей:
— 4% налог на прибыль самозанятых
— 6% налог по УСН

Обычно, таксопарки регистрируются как ИП и применяют УСН. Это позволяет малому бизнесу таксопарков заработать денег «в белую» и не быть наглухо задушенными налоговым бременем.

Но вот самому Яндексу на развитие страны до п**ды. Хотя, лично мое мнение, крупнейший бизнес должен ответственно относиться к стране, где он получает доходы.

А теперь главное: как агрегатор Я.Такси, пользуясь доминирующим положением, забирает себе 25% от стоимости поездки. Всего несколько лет назад комиссия агрегатора была 15%. Фактически, яндекс стимулирует уходить малый бизнес в тень и уклоняться от налогов, затормаживая тем самым развитие страны и правового общества, в котором большинство из нас хотят жить.

ФАС и правительству явно стоит озаботиться развитием конкуренции в цифровой сфере и уделить внимание цифровым монополиям.
46 Комментариев
  • Герман Клименко
    09 мая 2021, 14:19
    Про льготы у Яндекса. Их нет. Льготы о которых вы говорите введены для продавцов софта. Яндекс платит налоги как все. 
    • Кактус
      09 мая 2021, 14:49
      Герман, 
      В реестре Мин. цифрового развития
      digital.gov.ru/ru/activity/govservices/1/
      есть куча юр. лиц вида «Яндекс.Такси Технологии» «Яндекс.Вертикали Технологии» «Яндекс.БлаБлаБла Технологии»
      Видимо, эти компании и есть продавцы софта для соответствующих юр. лиц «Яндекс.Такси» ...?
      Сейчас нахождение в реестре и для льготы по НДС нужно, раньше еще для взносов в 14%.
      • Герман Клименко
        09 мая 2021, 14:50
        Столько софта не продать :) это реестр льгот по соцналогу
        • Кактус
          09 мая 2021, 14:55
          Владимир, 
          Тут ситуацию объясняет Германовский комментарий «столько софта не продать».
          С прошлого года в этом реестре можно и льготный налог на прибыль получить, если выручка от продажи софта 90% от общей выручки.
          Но Яндексу действительно «столько софта не продать». Если у них каждый квартал миллиарды выручки, не смогут же они столько софта каждый квартал продавать от своих дочек вида «Яндекс… Технологии»
        • NikolasM
          09 мая 2021, 15:12
          Владимир, «Разумеется, я отказываюсь от такого «выгодного» предложения,» ненормальный? Мог бы ещё 10% скинуть и машину поприличней оперативно выбрать, всегда так в Сочи с аэропорта уезжаю

          «Примеры налоговых льгот для «маленьких» предпринимателей:
          — 6% налог по УСН» — проиграл с льготы, самый конский налог что можно придумать
  • hestra
    09 мая 2021, 14:21
    Вообще-то Яндекс не монополист, есть еще Гетт, Ситимобил и наверняка кто-то еще. Без Яндекса и компании вы бы платили сейчас 3000 таксистам за поездку из аэропорта, и поверьте, они бы вас точно не пожалели. Апелляция к правительству показывает лишь тот уровень доверия, которым вы наделяете этот институт власти, полагая, что он призван защищать ваши интересы.  
    • mayonez
      09 мая 2021, 15:07
      hestra, Полностью поддерживаю насчет таксистов. Помню времена, когда у них цены на проезд такие были- что за одну ходку прибыль на весь день зарабатывали. И не скинут ни копейки. А сейчас плачут, что яша их бедолаг обдирает…
    • Пилат
      09 мая 2021, 15:09
      hestra, без яндекса  и других агрегаторов у таксеров были свои договорнякм, в результате страдал массовый и небогатый клиент, который был вынужден платить конскую цену. Первый гвоздь в их гроб вбил «Аэроэкспресс», второй я надеюсь будет вбит в ближайшие годы, когда построят метро до подмосковных аэропортов. Во «Внуково» точно будет через два года. Плюсы очевидны — едешь без пробок и платишь копейки по сравнению с такси. Да, возможно тем, кто везет много вещей и любит ездить с комфортом, это не вариант, но по крайней мере появляется еще одна альтернатива. 
      • Алексей Т
        09 мая 2021, 22:42
        Помню, лет 20 назад я до шарика от метро на автобусе ездил и народу никого.) 
        • Simix
          11 мая 2021, 17:24
          Алексей Т, Я так до сих пор и езжу, и народу никого, главное чтоб не пробка.
          • Алексей Т
            12 мая 2021, 00:03
            Simix, главное, чтобы не ночью, один раз попал, пришлось бомбиле платить…
  • Rusa000
    09 мая 2021, 14:22
    яндекс забирает 25% (+\-). владелец машины, он же таксопарк еще берет 5%. вот и получается что водитель имеет примерно на 30% чем вы платите за услугу. Причем на частного водителя еще и все риски и затраты на содержание машины… Яндекс охамел на самом деле.
  • дадашов  фархад
    09 мая 2021, 14:52
    Вы пишите бред. Не было бы яндекса и таких сервисов. В такси не пошли бы обычные люди. Которые открыто работают. Раньше в такси 90% работали хапуги. Мошенники. Преступники. И охренено жадные люди. И хрен бы вы за те деньги что сейчас доехали до дому. При этом еще и не обварованным и целым. Как раз то сейчас такси стало с человечиским лицом. Платя налоги.  А садясь в серое такси. Что якобы бережет деньги. Не факт что все будет хорошо. Десять лет назад такси стоило столько же. Как сейчас. Именно работе софта. Снижаются издержки. Увеличивается доход. И идет движение капитала. А не как раньше. Сидели день. Чтоб получить своего клиента. А если пьяный. Ободрать. Глупость вы написали. 
      • Technotrade
        09 мая 2021, 15:09
        Владимир, + ещё кэшбэки за такси по карте, +Яндекс бонусы, или вообще полная компенсация поездки из аэропорта от Альфа-банка,, такое возможно только после поездки за безнал по карте. Поэтому садится в серое такси не только опасно, но и не выгодно
          • Technotrade
            09 мая 2021, 15:54
            Владимир, все верно, мне 15 такси поездок дают по 2500 каждая, +когда их используешь ещё с каждой по 200-250₽ плюсами выходит по Яндекс уже системе бонусов. Итого примерно 30 халявных поездок в год 15 дорогих и 15 коротких ))))
    • Профиль удален
      09 мая 2021, 17:22
      дадашов фархад, просто подросло поколение, которое в февральскую вьюгу году так в 2005 за сто баксов из шарика до планерной не ездило с еще 2мя таким бедолагами
      • hestra
        09 мая 2021, 20:27
        Ulf Raynor, А в начале 90-х полтинничек зелени был обычный тариф на какой-нибудь вонючей прокуренной рухляди)))
  • rosov
    09 мая 2021, 15:29
    несколько лет назад приехал после 22-00 на жд вокзал г.Курска, таксист запросил на выходе 400 р. до центра, потом скинул до 250 р это предел, на остановке добрые люди подсказали, что ходит маршрутка до центра, которая отвезла меня за 12 р. и это заняло примерно 7 мин.
  • iddqd3n
    09 мая 2021, 15:29
    Не всё так просто.

    Пункт раз:
    Все поездки, заказанные c помощью сервиса Яндекс.Такси в России после 0:00 1 декабря 2017 г. (по местному времени), застрахованы на 2 000 000 ₽.

    Пункт два:
    У меня нет авто, я на такси много лет. Бомбилы до сих пор просят часто больше официалов (не только ЯТ), их расчёт, кмк, — схватить торопящегося или не знающего цен клиента и по сути обмануть, завысив цену в разы. Я как-то хотел доехать на таком (машина прям под боком стояла), он заломил цену втрое выше, я решил 5 минут подождать официала. Товарищ не расстроился и не торговался, видимо, его бизнес-модель работает.

    Пункт три:
    На основе разговоров с водителями ЯТ я сделал вывод, что яндекс стимулирует их брать все заказы плюс-минус (+даже доплачивает до какого-то минимума, если ехать близко и цена небольшая). С приходом ЯТ в мой город я могу доехать куда угодно в любую погоду. Бомбилы предпочитают исключительно сочные места, отказываясь ехать в другой конец города (далеко и там вряд ли кого поймает назад), через единственный мост в час пик и т.п. Судя по всему, ваш пример о том же — они оккупировали аэропорт и тупо ждут золотого клиента. Хитреца со смартфоном придётся возить за рыночную ставку, ну и какого-нить лоха легко подцепят за х3-х5.

    Пункт четыре:
    Общий сервис за последние 5 лет вырос в разы даже у конкурентов ЯТ. Больше нет раздолбанных жигулей, курящих/хамящих водил, гонок по городским улицам и цен, как будто тебя везут на лимузине на вручение Оскара.
    • Владимир Иодо
      09 мая 2021, 15:50
      Денис Г., классно сказано ) 

    • mamont
      09 мая 2021, 16:04
      Денис Г.,
      Больше нет раздолбанных жигулей, курящих/хамящих водил, гонок по городским улицам и цен, как будто тебя везут на лимузине на вручение Оскара.

      Это в каком городе? В Нино например печаль печальная с тачками ят, в экономе прокуреные, как пепельницы калины/логаны с грязными салонами, только 1 из 10 тачек подъезжает в пункт назначения, обычно метров за 100-200 стоят. Комфорт/комфорт+  это также дичь, теперь по ят классификатору сраные киа рио это комфорт/комфорт+, вот так, те ложь ят начинается с самого заказа, где они обещают большой и комфортный авто а приезжает мелкая коробченка в которую на заднее сиденье при росте 1-85 тяжко залазить. А про необоснованное завышение тарифа? Это вообще дичь, порой бывает от моего офиса до дома ценник со 100 рублей вырастает в 6 раз. Раньше я топил что такси это удобно, но сейчас чаще беру свою тачку с паркинга, или просто хожу пешком. А еще служба поддержки ят стала хамоватой и предлагает решать проблемы напрямую с таксопарками с которыми у них заключены договора. Ну и стали они обращения удалять негативные, даже месяца история не хранится, приходиться все скринить.
      • iddqd3n
        09 мая 2021, 16:57
        mamont, Елец, Липецкая область. У нас комфорта нет вообще, поэтому авто за 1+ млн тоже в экономе :) Может для нас тарифы просто сопоставимы с з/п в других местах, поэтому люди более адекватные, а не те, кто больше никуда не устроился.
        • mamont
          09 мая 2021, 18:52
          Денис Г., интересно в нино средняя получка по больнице 25-35к рублей, но городо конечно много больше
  • ruswind
    09 мая 2021, 16:19
    1. Яндекс не монополист на рынке такси. Есть ещё Сити, Гет, Диди, Убер, всякие региональные таксопарки тоже живы
    2. Если бы комиссии для водителей были не выгодны — они бы не стали связываться с Яндекс. Разве нет?
    3. Яндекс сделал такси дешевле и доступнее (удобство) для конечного потребителя. И заставил развиваться конкурентов. С приходом Яндекс было столько воя от таксомэнов, что стоимость поездки упала 😁

    Ну и как бы ничто не мешает через приложение оставить водителю чаевых, если вы считаете, что его услуги стоят дороже. С них комиссия не берётся
      • iddqd3n
        09 мая 2021, 17:03
        Владимир, про 2010-й не помню, а вот то, что цены после прошлогоднего роста более менее подошли только где-то к 2013-му — для моего города факт. Соответственно, где-то до начала карантинов цены были ниже, чем в 2013-м, причём процентов на 20-30.

        Лет 10 назад таксисты как раз хвастались, как они бабло рубят, некоторые кредитную тачку чуть ли не за сезон выкупали :) Поезд халявы уехал, обида видимо осталась :)
    • mamont
      09 мая 2021, 18:58
      ruswind, 
      1. Если откроете инфу то увидите что ят просто стал работать с региональнвми таксопарками
      2. Ахаха, а что есть другая альтернатива? На самом деле есть, кто то работает индивидуально, у кого то своя база заказчиков, но это все копейки
      3. А вот тут главная ложь, ят делал такси дешевле чтоб народ перешел на ят и это произошло, теперь цены в ят растут не по дням а по часам, особенно умиляют тарифы повышенного спроса которые в большинстве времени стоят с 8 утра до 8 вечера
  • Профиль удален
    09 мая 2021, 17:25
     опять вам мяса в миску не докладывают.
    ладно, как раньше и здесь добирались я выше написал.
    спишем на нашу дикость нулевых.
    но так было везде. в той же греции сальные жирные греки устраивали тре и угар в афинах.
    а про то, что 30% от выручки у человека, который на рынке труда есть нол ь без палочки много — откуда у молодежи столько сисилизма? как у девок под 60% берут — так норм. девки хоть красивые.
  • V.V.
    09 мая 2021, 17:33
    Контора гадкая: прочёл случай, как в одном городе такси стоило около 70 рублей, припёрся говнопоисковик, сделал такси за 50 рублей, а разницу доплачивал водителям из своего кармана, после банкротства местных таксопарков поднял цену до 140 рублей.
    Числа примерные, но смысл понятен.

    Кстати, они были замечены за сговорами с другими фирмами с целью недопущения повышения зарплат программистам. Любят выставлять себя современным бизнесом, а сами как-то не по-рыночному действуют.
    • iddqd3n
      09 мая 2021, 19:09
      V.V., рынок довольно свободный, это не отопление МКД или вывоз мусора. Если реально работать за 70, а ЯТ поставил 140, через день уже должны были создать новую фирму с адекватными ценами.

      Я от водителей ЯТ слышал, что за дешёвые поездки им доплачивают, но халявы тут нет — с дорогой поездки потом больше заберут :)
    • Сергей Нагель
      09 мая 2021, 19:46
      V.V., ну почему же… очень по рыночному. Задуши конкурента и дои потребителя. Весь смысл бизнеса.
  • Григорий
    09 мая 2021, 18:24
    И при этом ят убыточен был
  • Григорий
    09 мая 2021, 18:26
    Кроме ят таксичты работают с другими агрегаторами, так что там тоже конкуренция.и да, ят дают машину и не дешёвую.
  • Сергей Нагель
    09 мая 2021, 19:51
    Я хочу сказать, что не будь при… уевших от жадности водил в аэропортах-вокзалах, которые еще и конкурентов не пускали с более низкими ценами яндекса там бы и рядом не было.
    А тарифы яндекса с их комиссиями вообще копейками бы казались. Я принципиально не беру «местное» такси. Потому что по степени неадекватеости ценника, убогости машины и в довесок через губу говорящего водилу, который тебе словно одолжение делает я нигде ничего в России не видел.
    • Дедал
      10 мая 2021, 20:05
      Сергей Нагель, вот я тоже вспоминаю времена когда таксисты назначали грабительские цены у вокзалов.
      Когда могли приезжему сказать 350, а потом говорить, что сказали 3150.
      Когда было просто небезопасно тормозить бомбил.
      Только агрегаторы сделали этот сектор белым и доступным в эконом классе
  • Michael
    09 мая 2021, 22:20
    Но вот самому Яндексу на развитие страны до п**ды. 

    Я бы отделял «большой» Яндекс от Яндекс.Такси, которое по сути является долевой компанией, где почти половина акций принадлежат Uber. 
    ФАС и правительству явно стоит озаботиться развитием конкуренции в цифровой сфере и уделить внимание цифровым монополиям.
    Зачем им это? У них все нормально — нефть через трубу качается, дворцы строятся, не барское это дело о челяди радеть.
  • Максим Т
    10 мая 2021, 12:10
    Я часто пользуюст и общаюсь с таксистами. Есть среди них и нытики, и хитровывернуе (отмени поездку, брат, чтобы с меня этот яндекс процент не брал), но в целом люди плотно заняты и нормально зарабатывают: в декабре доход таксиста доходил до 170 т.р. по его словам. Смог бы он столько заработать без агрегатора? Многие признают, что не было столько заказов раньше, да и девочкам операторам тоже приходилось отстегивать. Поэтому вполне себе нормальные условия и сервис. Кто хочет — пользуется/работает, кто не хочет, ищет другие варианты.
    Вы, как клиент, можете вместо яндекса поискать убер, ситимобил, вк такси или частника нанять, или на автобусе ехать — выбор есть под любые хотелки, он за вами

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн