Градус напряженности в мировых отношениях после предложения Байдена о встрече с президентом России, кажется, снизился, несмотря на объявление новых антироссийских санкций. Однако это не означает, что проблема решена, и наш финансовый рынок не ждут новые испытания. Сценарный прогноз на тему развития геополитической ситуации к 2022г. я набросал здесь zen.yandex.ru/media/id/602a4ad11f00f8727510ae6b/ob-obostrenii-holodnoi-voiny-po-koreiskomu-scenariiu-i-nyneshnih-sankciiah-vse-esce-vperedi-607854dcb57e177a1cd63b7c. В этой же статье обращаюсь к специфичному вопросу о международной системе банковских переводов SWIFT, как ключевому элементу безопасности и рисков для России. Он имеет прямое отношение к любым сценарным прогнозам.
Существование постоянного режима санкций против нашей страны, их периодическое обновление на относительно мягкой основе незаметно приучило соотечественников к мысли, что эти западные санкции носят скорее предупреждающий и ограничивающий характер, и не преследует цели быстрого сокрушения. Есть мнение, что в отношении такой крупной державы (в отличие от Ирана, КНДР) на отключение от SWIFT коллективный Запад во избежание собственных экономических проблем пойти никогда не решится. В какой-то степени такая боязнь Запада (США) применять сильнейшее средство экономического давления напоминает ситуацию после появления ядерного оружия в 1945г. и бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Монополия США на атомную бомбу существовала в 1945-1949гг. Однако обладание сильнейшим оружием не привело к его применению против СССР по множеству невоенных и военных соображений — вскоре после второй мировой войны. Холодная война началась, большая горячая — нет.
В последующем же монополия США была разрушена. Испытание 29 августа 1949г. советской атомной бомбы изменило конфигурацию мировых сил, возник реальный эффект ядерного сдерживания амбиций руководства США.
Ядерные арсеналы США и СССР/РФ в сравнении. Wikipedia
В любом случае расслабляться относительно возможности отключения SWIFT из-за существования взаимных противовесов для этого шага не стоит. Экономическая война также может иметь разрушительный характер для страны, которая уже привыкла к относительно сносной жизни. Резкое снижение экспортных доходов — далеко не подарок и чревато политическими волнениями. Как демпфер этой угрозы в России ЦБ РФ создана национальная межбанковская система передачи финансовой информации и совершения платежей (СПФС). Доля сообщений аналога системы SWIFT — по итогам 2020 года выросла в 1,8 раза и достигла 20,6% от внутрироссийского трафика. Утверждается, что 23 иностранных банка подключились к СПФС из Армении, Белоруссии, Германии, Казахстана, Киргизии и Швейцарии. Однако если взглянуть на перечень этих зарубежных банков на официальном ресурсе www.cbr.ru/PSystem/mes/perechen-pol-zovateley-spfs-banka-rossii/, то выяснится, что Германию по СПФС представляет ВТБ Банк (Европа) СЕ, а Швейцарию — Газпромбанк (Швейцария) АО. Наибольшее представительство в СПФС имеет Беларусь, которой самой угрожает отключение от SWIFT.
В связи с вышесказанным обстоятельством ограниченности СПФС и с тем очевидным фактом, что продвижение цифрового рубля имеет неблизкие горизонты, хотелось бы обратить внимание на другую альтернативу SWIFT. Речь идет о SEPA (или Single Euro Payment Area) – платеж в европейской валюте без ограничения суммы и внутри зоны евро. Платежи в SEPA выполняются между 28 странами ЕС, а также Норвегией, Исландией, Швейцарией и Лихтенштейном. Cистема SEPA – строго внутриевропейская, и мониторинг платежей в ней осуществляется европейскими структурами и не контролируется Госдепом США, как это имеет место в случае международного SWIFT.
Разумеется, все понимают, что отключение России от международных расчетов несет само по себе такую большую неприятность как потрясение на рынке нефти — резкий рост нефтяных цен, а также на газ, никель, палладий и т.п. Это само по себе неплохая гарантия в пользу мягкости санкций, накладываемых на столь крупного продавца ресурсов. Потрясение рынков — эта та самая радиация, которая затронет всех даже в случае победы в ядерной войне. Тем не менее развитие отношений с ЕС по линии SEPA является дополнительной гарантией безопасности на случай, если победит точка зрений по SWIFT американских ястребов. В таком сотрудничестве на всякий пожарный случай заинтересована и Европа, которая в случае осложнений с нашими поставками, останется без российского газа, который в центральной Европе (Германии) и заменить толком нечем.
Выскажу догадку. Хотелось бы ждать в течение 2021 года сообщения в русле развития сотрудничества в плане расчетов и передачи информации банковских систем России и Европы. Это было бы технологическим прорывом в плане обеспечения расчетов в случае, если большой брат действительно разгневается (см. ссылку на мой сценарный прогноз) на действия восточного (бывшего) союзника в Евразийском пространстве. Укрепление связей РФ с Европой, что, впрочем не является открытием, практически исключает возможность использование такого оружия массового поражения, каким может выступить SWIFT при радикальном усложнении геополитической ситуации.
Душин Олег
Вот для анализа посмотри последние данные по росстату через SWIFT в каких объемах и валютах мы рассчитываем за наши операции.
С РФией так не прокатит, потому что доля в мировой торговле с нами высокая как и объем торгов, поэтому вероятность отключения — 0,0000000000000000000000000000000000000000000000000000001%
А вот медленное эмбарго на углеводороды, реально сказывается. Оно по хитрому завуалировано, вроде как его нет но оно есть и это сказывается херово на бюджете.
Так что Америкосы уже все продумали как нашу «бензоколонку» перепрошить.
Отключение SWIFT — реальность, но дальняя.
Более ближняя реальность — санкции на весь гос. долг (в т.ч. на уже выпущенные еврооблигации, ОФЗ и муниципальные бумаги).