Такими финансовыми инструментами являлись:
— облигации ООО «Диджитал Инвест», ООО «Регион Инвест», ООО «Стройжилинвест», ООО «О1 Груп Финанс», АО «О1 Пропертиз Финанс», ООО «Прайм Финанс», ООО «Вейл Финанс», ООО «Арчер Финанс»;
— обыкновенные акции ПАО «НПК ОВК», ПАО «Московский Кредитный Банк», ПАО НК «РуссНефть», ПАО «М.видео», ПАО «САФМАР Финансовые инвестиции», акции иностранного эмитента United Company RUSAL Plc, глобальные депозитарные расписки иностранного эмитента Citibank N.A. (NYC) на акции EN+ GROUP PLC;
— ипотечные сертификаты участия, находившиеся под управлением АО «ЕФГ Управление Активами» (переименовано в АО «Ай Кью Джи Управление Активами»), ООО «УК БИН ФИНАМ Групп» (переименовано в ООО «УК Управление инвестициями»), ООО «УК «ГеоКапитал».
-------
Манипулирование рынком представляло собой систематическое совершение серий взаимных сделок по счетам устойчивых пар контрагентов — физических лиц путем высокоскоординированной подачи встречных заявок: с идентичными ценами и сопоставимыми объемами с небольшой разницей во времени их выставления, в том числе менее секунды.
Доля таких сделок в дневном объеме торгов зачастую доходила до 100%, в ряде случаев сделки приводили к существенным отклонениям параметров торгов финансовыми инструментами.
Пары контрагентов сменялись со временем, проверкой установлено в рассматриваемый период участие счетов 31 лица.
При этом для них не усматривается экономическая целесообразность непосредственно от совершения указанных сделок на организованных торгах.
Манипулирование рынком на торгах перечисленных финансовых инструментов создавало условия, достаточные для расчета организатором торговли индикативных показателей, предназначенных для оценки стоимости финансовых вложений в ценные бумаги по текущей рыночной цене («Рыночная цена (2)»2 и «Рыночная цена (3)»3). Также за счет манипулирования рынком достигались критерии, необходимые для поддержания акций в Первом уровне Списка ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, — условию для инвестирования в них средств пенсионных накоплений и страховых резервов негосударственного пенсионного фонда в рассматриваемый период.
Такие операции с финансовыми инструментами по счетам физических лиц, приведшие к существенным отклонениям цены, спроса, предложения и объема торгов, в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) относятся к манипулированию рынком.
Таким образом, физическими лицами, по счетам которых совершено манипулирование рынком, нарушен запрет, установленный частью 2 статьи 6 Федерального закона.
Банк России направил физическим лицам предписания о недопущении совершения аналогичных нарушений в дальнейшем.
Вместе с тем факты, установленные проверкой, свидетельствуют о спланированной организации схемы манипулирования рынком и централизованном управлении счетами привлеченных физических лиц третьими лицами из «единого центра принятия решений». Банк России рекомендует профессиональным участникам рынка ценных бумаг усилить контроль для предотвращения случаев открытия/предоставления клиентами торговых счетов в пользование неустановленным лицам, координации действий клиентов, направленных на целенаправленное искажение/создание торговой активности на рынках финансовых инструментов, а также обращать пристальное внимание на системное совершение заведомо экономически невыгодных операций на организованных торгах.
1 Сапожников Павел Николаевич, Полищук Оксана Ивановна, Громов Олег Александрович, Леонов Владислав Валерьевич, Ляпин Андрей Викторович, Шевлякова Татьяна Юрьевна, Николаева Татьяна Александровна, Каракина Надежда Павловна, Крабова Надежда Владимировна, Чадин Николай Михайлович, Труфанова Яна Андреевна, Чалых Мария Александровна, Мифтахов Ринат Минеханович, Демин Николай Иванович, Никитин Евгений Сергеевич, Багатов Альберт Расулович, Беделов Альберт Наврузбекович, Тарасов Александр Алексеевич, Корышов Николай Дмитриевич, Курьянов Максим Алексеевич, Ртищев Денис Александрович, Шевченко Олег Михайлович, Егоров Сергей Валерьевич, Косилов Александр Сергеевич, Савелова Ирина Анатольевна, Беляев Даниил Владимирович, Дроздов Владимир Сергеевич, Маркелов Антон Ильич, Захарченко Александра Эдуардовна, Комов Павел Николаевич, Белова Екатерина Александровна.
Про браконьеров и их зарыбливание писать, вероятно, смысла нет…
Критерии отнесения сделок к недобросовестным практикам формальны и не учитывают специфики другой части рынка. Фондам надо, чтобы инструмент имел признаваемую котировку. А для этого нужны биржевые объемы и периодичность. Если инструмент малоликвидный, то у фондов просто нет другого выхода, кроме как «рисовать» такие сделки. При этом, если речь не идет о явном обмане (когда например доходность низколиквидной облигации без рейтинга вдруг оказывается на уровне ОФЗ), то никаких вредных последствий не наступает. Никто в здравом уме не решит, что облигации вдруг стали ликвидные, если торгуются раз в месяц каким-то объемом, не полезет в них и не потеряет на этом. Да там и объемы, как правило, смешные. Но вот правила таковы, что если не цена (более значимый параметр), а объем сделки выделяется, то это уже формально подпадает под манипулирование. И все. Не важно, на сколько в абсолютном выражении. Ну например, как если бы гаи наказывало не за превышение установленной скорости движения, а просто если ваша скорость вдруг оказалась на 10% больше, чем средняя от всех, кто в тот день ехал по дороге.
В общем, они — не идиоты и работают медленно, чтобы доказательная база была «твёрдая и чёткая». И поэтому работают оооочень долго над каждым делом, года 3
И там же была ссылка на сайт ЦБ РФ со всеми выявленными ими случаями (вроде с 2008г.)