Авиакомпании пострадали едва ли не больше всех по время пандемии. Мы решили обновить наш взгляд на сектор. Несмотря на постепенное восстановление индустрии, мы считаем, что Аэрофлот не является интересной инвестиционной идеей.
В этой статье вы узнаете:
2020 год стал сложным для авиакомпаний. Совокупный пассажирооборот за 2020 год упал на 65,9% г/г. При этом внутренние рейсы поддерживали индустрию в связи с запретом на международные перелёты — пассажирооборот на международные перевозки упал на 75,6% г/г, а на внутренние рейсы в 2020 году снизился на 48,8%.
В 2020 году количество перелетов упало на 34% с 46 млн до 30,4 млн. Самое большое снижение пришлось на апрель-июнь, как раз после ввода карантинных мер. За эти 3 месяца потери составили 7,4 млн перелетов. Отметим, что во второй половине года сокращение перелетов г/г упало с 1,6 млн до 1 млн, показывая некоторое восстановление индустрии авиаперевозок.
2021 год обещает быть реабилитационным для индустрии. Согласно базовому прогнозу международной ассоциации воздушного транспорта IATA на 2021 год, спрос относительно 2020 года увеличится на 50,4%, в результате чего отрасль достигнет 50,6% уровня 2019 года. Хотя это мнение остается неизменным, существует серьезный риск ухудшения ситуации, если сохранятся более строгие ограничения на поездки в ответ на новые штаммы вируса. В случае реализации такого сценария улучшение спроса может быть ограничено всего 13% по сравнению с уровнем 2020 года, в результате чего отрасль останется на уровне 38% от уровня 2019 года.
Российский рынок, конечно, не стал исключением. Так, по итогам 2020 года пассажирооборот упал на 47,5%.
При этом основной удар пришёлся на международные перелёты на фоне запрета на авиасообщение между странами. Так, пассажирооборот по международным рейсам уменьшился на 74,2% г/г, в то время как по внутренним поездкам уменьшение составило 22,3% г/г. Заметим, что в 4 кв. 2020 уменьшение пассажирооборота составило 14,1% г/г, что сигнализирует о постепенном восстановлении рынка внутренних перевозок.
Восстановление внутреннего рынка помогло Аэрофлоту восстановиться от шока пандемии быстрее своих западных коллег. По данным CAPA (аналитическое агентства, специализирующееся на авиакомпаниях), Аэрофлот восстановил доступный пассажирооборот самыми быстрыми темпами среди крупных европейских авиакомпаний.
Основным источником восстановления показателей является Победа. В 3 кв. 2020 Победа вышла почти до уровня 2019 года по загруженности, что было вызвано существенным ростом пассажирооборота по внутренним маршрутам (+36,3% г/г). Люди стали чаще ездить внутри страны из-за отсутствия возможности летать заграницу.
По остальной группе Аэрофлота мы заметили восстановление уровня загруженности рейсов в 2П2020. Так, если во 2 кв. 2020 загруженность рейсов была меньше средних доковидных значений на 41%, то в 3 и 4 кв. 2020 расхождение составляло уже 11% от доковидных значений.
Мы ожидаем восстановления загруженности к 2022 году с сохранением расхождения в 11% в 1П2021 года и постепенным переходом к доковидным значениям во 2П2021.
Менеджмент Аэрофлота заявляет, что ожидает восстановление трафика к доковидным значениям к концу 2021 — началу 2022. В связи с тенденциями, которые мы наблюдали в загруженности Победы, компания считает, что восстановление произойдёт за счёт внутренних направлений, трафик по которым будет выше доковидных уровней. При этом трафик по международным направлениям будет ниже.
Мы считаем, что постепенное восстановление трафика станет позитивом для финансовых показателей Аэрофлота. Несмотря на это, продолжающаяся пандемия и рост цен на нефть окажут существенное давление на акции. Сейчас плохая точка для покупки Аэрофлота в связи с тем, что в цену заложено восстановление более быстрыми темпами, чем, вероятно, окажется на практике. Высокие цены на нефть скажутся на маржинальности компании.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Николаем Чиквашвили