РЖД отчитались об операционных результатах за 1-е полугодие 2012-го. В показателях монополиста наблюдается положительная динамика, отражающая рост экономики России в целом.
С января по июнь 2012 года увеличение пассажиропотока составило 7,2% по отношению к аналогичному показателю в прошлом году. Российские железные дороги перевезли 599,1 млн пассажиров, из которых 66,4 млн — по маршрутам дальнего следования, а 532,8 млн пригородными поездами. Пассажирооборот сети РЖД составил 80,9 млрд пассажиро-километров, что на 7,9% больше показателя предыдущего года. Увеличение пассажиропотока на поездах дальнего следования объясняется повышением мобильности граждан в период роста экономики. Однако этот бизнес остается нерентабельным и в основном приносит компании убытки, правда, сейчас они числятся на балансе «дочки» монополии
ФПК. Улучшить ситуацию в этом сегменте может развитие сети
ВСМ. Существующие сейчас высокоскоростные поезда «Сапсан» и «Аллегро» приносят компании прибыль. Что касается сегмента пригородных перевозок, то тут положительные сдвиги происходят за счет инвестиций в инфраструктуру, а также за счет увеличения численности населения в пригородах.
Производственные показатели в сегменте грузовых перевозок также продемонстрировали положительную динамику. Грузооборот в 1-м полугодии вырос на 5,2%, составив 1288,7 млрд тарифных тонно-километров. Погрузка выросла на 3,4% относительно 1-го полугодия 2011-го, составив 737,8 млн тонн. Повышение грузооборота обусловлено увеличением погрузки угля на 3,5%, до 150 млн тонн, а также нефти и нефтепродуктов на 2,4%, до 128,8 млн тонн. В этом сегменте наблюдается тенденция к замедлению роста показателей, что объясняется возможным торможением экономики в целом. Сама монополия прогнозирует рост рынка всего на 2,8%, до 1,275 млрд тонн. В последующем замедление может негативно отразиться и на финансовых результатах монополии.
На рынке железнодорожных перевозок сейчас наблюдается либерализация, которая выражается в появлении частного парка вагонов. Этот процесс имеет и некоторые негативные последствия. Среди них повышение тарифов для потребителя, появление множества контрагентов, которое усложняет документооборот, а также увеличение рисков срыва поставок. Но в долгосрочной перспективе либерализация должна принести свои положительные плоды в виде появления реальной рыночной конкуренции, что увеличит качество услуг. Ускорить этот процесс могла бы приватизация монополиста, однако, на мой взгляд, это случится не раньше 2014 года, так как РЖД сейчас строят несколько инфраструктурных объектов для Олимпиады в Сочи, и у государства могут возникнуть трудности с финансированием в случае появления частного капитала в РЖД.
Я ожидаю некоторого замедления роста рынка во второй половине года. Это связано в первую очередь с непростой макроэкономической ситуацией в мире, которая оказывает негативное воздействие и на нашу экономику. Таким образом, существует риск ухудшения финансового состояния железнодорожной монополии. Это может отодвинуть приватизацию ее активов на еще более долгий срок. Но стоит отметить, что частично они все же будут продаваться. Правительство
собирается реализовать 50% ОАО «
Трансконтейнер», данный пакет сейчас стоит 26 млрд руб. Справедливая стоимость акций оператора — 4595,02 руб., потенциал роста к текущей цене составляет — 20%.