Деньги уходят с банковских депозитов. Так, Сбербанк в ноябре потерял более 100 млрд.р (https://www.rbc.ru/finances/07/12/2020/5fcdf9c59a7947e0d019b930?fromtg=1)., рекорд с 2014 года, ряд других банков также говорят о сокращении депозитной базы. Причиной традиционно называются низкие процентные ставки. Но, думаю, на сей раз основной мотив другой. Держатели депозитов уходят не «от», а «к». Не столько от низких ставок (от них, конечно, тоже), сколько к новым возможностям. Дешевая ипотека запустила процесс предсказуемого, как видится многим, удорожания жилья. Рост числа брокерских счетов, ставший прямым следствием продвижения ИИС в широких кругах розничных инвесторов, перешел из количественного в качественный, счета начали активно фондироваться.
Тенденция перетока денег со вкладов в альтернативные инструменты сбережения и инвестирования – тенденция, обращенная в будущее, это надолго. Банки должны осознавать проблему острее сторонних наблюдателей. Универсализация и расширение продуктовых линеек за счет производных инструментов и доступа клиентов на фондовый рынок – повсеместная ответная реакция. Уже именно банки лидируют числу брокерских счетов: Сбербанк, ВТБ и Тинькофф.
Однако перевод денег с депозита на фондовый рынок или в какие-то коробочные продукты для многих станет разочарованием. Если производные или коробочные продукты, как правило, сразу закладывают высокие внутренние издержки, что выражается в посредственных потенциальных выгодах, то прямой выход на биржу кажется почти бесплатным подключением к окну неограниченных возможностей.
Что, конечно, не так. Фондовое падение весны, как и прочие коррекции, вынуждают новичков продавать и акции, и облигации. Равно как и рост – покупать. Защиты от государства тоже нет. А если речь об облигациях, то риск-профиль для рядового инвестора попросту не интересен. Повезет – заработаешь 15% годовых и даже чуть больше. Не повезет – легко потеряешь все или почти все.
И вот, теперь уже сама глава ЦБ, а не кто-то из начальников департаментов, дает развернутое мнение (https://www.vedomosti.ru/finance/news/2020/12/08/850097-glava-tsb-prizvala-zaschitit-lyudei-ot-vparivaniya-slozhnih-investproduktov), что необходимо ограничить доступ к рискованным финансовым инструментам для неподготовленной массы инвесторов. Как близкий пример, весной этого года высокорисковые облигации (сектор повышенного инвестиционного риска) были переведены на Московской бирже в особый режим торгов. А в последние дни к ним постепенно ограничивают доступы сами брокеры. Предлагаю принять этот факт как сигнал. Сигнал к тому, что многообразие рыночных инструментов в ближайший год станет доступно, в основном, квалифицированным инвесторам. Логика предсказуемая и оправданная. И, насколько понимаю, стать «квалом» через тестирование сможет позволить себе любой, кто, действительно, заинтересован во вложениях с повышенным доходом и – всегда – повышенным риском.
Не умеешь, не суй пальцы в розетку.
Жадный?
На жадину не нужен нож,
ему немного подпоешь
и делай с ним что хошь.
То есть люди наберут акций при обвале их не отмаржинколят, но сидеть в обвалившихся акциях потом возможно придётся долго если кризис будет и будет долгим.