Весьма красивое произведение. Читается легко, но часто непонятно. Прельстило оно многих. Одним словом — очередная софистика.
Приёмы написания текста схожи с приёмами российских рэперов «старой школы», если можно так сравнить конечно. Линию повествования очень сложно уследить, применяются различные афоризмы, аналогии, да и просто некие созвучия.
Если же человек, обладающий умением перевоплощаться и подражать чему угодно, сам прибудет в наше государство, желая показать нам свои творения, мы преклонимся перед ним как перед чем-то священным, удивительным и приятным, но скажем, что такого человека у нас в государстве не существует и что не дозволено здесь таким становиться, да и отошлем его в другое государство, умастив его главу благовониями и увенчав шерстяной повязкой, а сами удовольствуемся, по соображениям пользы, более суровым, хотя бы и менее приятным, поэтом и творцом сказаний, который подражал бы у нас способу выражения человека порядочного и то, о чем он говорит, излагал бы согласно образцам, установленным нами вначале, когда мы занимались воспитанием воинов. © Платон. Государство
Книга написана во времена «Великой трансформации» — когда общество преобразовывалось в рыночное общество, а точнее во время экспансии экономического либерализма. Ницше впитал культуру своей эпохи и попытался изобразить её в своём труде. Вот откуда, я считаю, идут истоки «сверхчеловека».
В таком случае вполне естественно, не опираясь на предыдущую мудрость, он пытаясь создать новую — в переломный момент, потерпел поражение…
Ницше писал после того как Кант опубликовал свои труды, в которых ясно и чётко очерчены границы возможного познания. (Сверхчеловек умирает)
Также на тот момент уже вышел: «Капитал» — К. Маркса, в котором «рынок управляет всем, а не человек»(Сверхчеловек и на экономическом поприще терпит поражение).
В таком ключе можно понять Ницше. Его произведение не стоит называть «ошибкой». Он лишь послужил инструментом культуры, озвучив мысли большинства своих современников. Это творение есть место скорби и оно же суть начало экзистенциализма.
Почему-то после каждого прочтения этого произведения мне казалось, что я что-то упускаю.
Книга разделена на 4 части. Первая часть довольно интересная и занимательная, также как и вторая половина 3 части. Остальное беллетристика.
Тезисы:
«Само» — нечто состоящее из Я и чувств(рационального и иррационального)
Всё живое есть нечто повинующееся, и тот кто не может повиноваться самому себе, повинуется другим. Но повелевать труднее, чем повиноваться.
В другом своём труде Ницше утверждает, что у всех есть воля к власти.
Всё суета говорят они. Но хорошо есть и хорошо пить это отнюдь не суетное искусство.
Я доискиваюсь основы: что до того, велика ли она или мала? Называется ли она болотом или небом? Пяди основания достаточно для меня: если только она действительно есть основание и почва! — пяди основания: на нём можно стоять.