Австрийские экономисты традиционно выступали против централизованного планирования на том основании, что большая часть экономически значимых знаний остается недоступной для органа планирования. Но сегодня, когда объем и разнообразие данных, потенциально доступных планировщику, беспрецедентно вырос, кажется, что всеведущее правительство все-таки возможно. Сделала ли революция больших данных аргументы Людвига фон Мизеса и Фридриха фон Хайека в отношении промышленного рынка устаревшими?
В главе 3 своего бестселлера «Азбука коммунизма» 1920 года советские теоретики Николай Бухарин и Евгений Преображенский утверждали, что в коммунистическом обществе будущего государство “заранее знает, сколько труда направить на различные отрасли промышленности; какие продукты требуются и в каком количестве их необходимо производить; как и где должны быть предоставлены машины”. В действительности, конечно, Советский Союз так и не приблизился к реализации этого видения. Учитывая невозможность установления целевых показателей для миллионов отдельных предметов, необходимых современной экономике, планирование на самом высоком уровне пришлось ограничить примерно шестьюдесятью тысячами агрегированных категорий, которые затем дезагрегировались на более низких уровнях бюрократии (подробнее о планировании в СССР см. Главу 7 книги Яноша Корнаи «Социалистическая система»). Вопреки ожиданиям Бухарина и Преображенского, результатом стала хроническая неспособность эффективно распределять ресурсы. Нехватка основных промышленных и потребительских товаров стала нормой.
Можно ли было бы избежать этого провала, если бы в СССР были доступны более продвинутые вычислительные возможности? В настоящее время проблемы, связанные с миллионами переменных, больше не являются неразрешимыми. Может быть, наконец настал тот день, когда, как писал Оскар Ланге в 1967 году, рыночный процесс уже “можно рассматривать как вычислительное устройство доэлектронной эпохи?”
Как недавно отмечали несколько авторов (например, здесь и здесь), в отсутствие рынков планирование должно осуществляться без информации об условиях спроса и предложения, выявляемой в ходе реальных транзакций. В краткосрочной перспективе можно было бы принимать решения о том, “какие продукты требуются и сколько каждого из них необходимо произвести” на основе равновесия спроса и предложения, преобладающего в существовавшей до введения планирования рыночной экономике, но по мере изменения ситуации план будет быстро терять актуальность. Рано или поздно планировщик в конечном итоге будет “барахтаться в океане возможных и мыслимых экономических комбинаций без компаса экономических расчетов”, как выразился Мизес в “Экономическом расчете при социализме”.
Но на самом деле можно выдвинуть еще более фундаментальное возражение: рыночный процесс не что иное, как вычислительное устройство. Как давно подчеркивали австрийские экономисты, конкуренция на рынках — это не просто механизм перехода к уже существующим равновесным результатам. Это скорее машина создания знаний и предпринимательских открытий. Ведение бизнеса — это не просто вопрос разрешения неопределенности в “известных неизвестных” с помощью упорядоченной процедуры обучения. Это требует осознания “неизвестных неизвестных”, которые ранее не играли роли в принятии решений.
Рассмотрим, например, знаменитый случай использования Walmart аналитики данных для прогнозирования скачка спроса на клубничные пирожные в регионах, которые вскоре пострадают от урагана “Фрэнсис” в 2004 году. Как ряд нулей и единиц в памяти компьютера, данные, лежащие в основе этого прогноза, сами по себе не были информацией. Сначала они должны были быть интерпретированы человеком, имеющим стимул ответить на конкретный вопрос и гипотезу о том, какие переменные могут быть значимыми. Кто-то должен был иметь достаточную интуицию, чтобы предположить, что неблагоприятное погодное явление может создать возможность получения прибыли в определенное время и в определенном месте. Обработка больших массивов данных (big data) и искусственный интеллект — это инструменты для совершенствования процесса открытия в предпринимательской деятельности, а не замена вдохновения стремящихся к прибыли участников рынка.
Существование больших баз данных нисколько не облегчает централизацию накопленных в обществе полезных знаний, поскольку местные знания необходимы для продуктивного использования данных. “Планировщики”, как указывает Исраэль Кирзнер в главе 2 “Смысла рыночного процесса”, “просто не знают, что искать: они не знают, где существуют пробелы в знаниях и какого они рода”. Даже если бы они были связаны с каждым существующим сетевым узлом, они все равно не смогли бы воспроизвести идеи бесчисленного количества отдельных лиц, принимающих решения, каждый со своей уникальной точкой зрения и особой мотивацией для генерации идей, основанных на данных.
Аналитика больших данных — это средство усиления рыночного процесса за счет снижения затрат на поиск, а не средство его замены. Эта технология, несомненно, имеет важные операционные последствия для отдельных компаний. Но это не делает частную фирму менее необходимой как институт для эффективного распределения ресурсов. На самом деле обработка больших массивов данных совершенно бесполезна в отношении хайековской проблемы локального знания, потому что она не предоставляет никаких новых средств для агрегирования мнений разных людей. Большой набор данных охватывающих множество различных локальных ситуаций не является знанием. Программное обеспечение искусственного интеллекта ничего не “знает”.
Таким образом, нет причин полагать, что централизованное планирование может работать лучше с большими наборами данных и более высокой вычислительной мощностью, чем это было в советские времена, когда планирование приходилось выполнять с помощью логарифмических линеек и примитивных компьютеров. Более умные устройства не сделают социализм умнее.
www.newcanadian.ru/information/sistema-sotsialnoi-zashchity-kanady.html
Ну ты же философ, бро… Практически...
Ты сам то веришь в эту ересь?
В океане столкновение холодных и теплых потоков воды тоже представляет из себя сложный природный компьютер (почти как рынок), однако порождает он разные турбулентности и прочие гадости, от которых человечество постоянно защищается. Не всегда успешно, кстати.
Равновесие — вообще штука сложная и эфемерная. В т.ч. рыночное.
Лично я считаю, что с опережающим развитием производительных сил (в т.ч. компьютеров) вырулить может не только социализм, но и феодализм. И ни разу не удивлюсь, если через пару сотен лет (при определенных условиях) феодализм восстанет из пепла, назло всем либертарианцам)
С уважением
© старый эстонский анекдот
У феодализма, как и у социализма есть четкие критерии.
В России имеем начальный, хищнический этап капитализма, несмотря на то, что 21 век уже вовсю на дворе.
Сомневаетесь — перечитайте, плз, «Оливер Твист». Там все еще круче...
С уважением
Либо ты в студенческие годы был двоечником, либо просто не читал Маркса (Энгельс не в счет — там попса).
У Маркса в оригинале было описано многообразие вариантов капитализма и (sic!) даже коммунизма. Сталинский креатив, к примеру, проходил под № 6 — т.н. «военный» коммунизм.
Ну а то, что происходит сейчас в России, ничем по сути не отличается от событий, происходивших в Великобритании лет 150-200 назад. Это я про эксплуатацию человека человеком, если что.
Прогресс технический с тех пор случился, да.
С уважением
P.S. Даже идея «вертолетных денег», т.е. минимального подушного дохода, не позволяющего человеку опуститься до состояния свиньи, родилась впервые в Великобритании и как раз в этот период)
Теперь объясни плз уважаемому Community, по каким критериям современная Россия не попадает под признаки капиталистического строя, а является носителем чего-то другого?
С уважением
P.S. Маркс — не Энгельс. Работ много — читать заипешься… Сможешь быстро сказать (примерно), сколько стандартных страниц во всех томах «Капитала»?
Есть четкий критерий.
В чьих руках средства производства?
Что конкретно Маркс писал про госрегулирование?
С уважением
Но это чисто твое мнение, бро.
А критерии различения периодов общественного устройства сформулировал все-таки Маркс. Ты тогда еще не родился, вроде?
Хочешь сам навешивать ярлыки — опубликуй свой «Исторический рюхизм». Но тогда и выражайся четко — «феорюхизм», «капирюхизм», «социрюхизм» и все дела.
А если пользуешь текущие названия общественного строя — потрудись проверить соблюдение критериев.
С уважением
Были периоды в жизни капиталистического общества, когда вся твоя частная собственность всегда была целиком твоя? Без обременений, серветутов и государственного беспредела?
Где? Когда?
С уважением
P.S. К понятию общественного строя эти аргументы не имеют никакого отношения. Таки в чьих руках средства производства то?
1. Налогов не было?
2. Про серветут напомнить? Про историю прокладки железных дорог тоже?
С уважением
што с жел.дорогами??? их вроде частники на 100% делали
На уровне штата — точно, федеральные позже появились
Про железку я имел в виду реституцию земель (про серветут, но уже с требованием со стороны государства) — для прокладки путей их не только у индейцев отжимали.
С уважением
1. Налог с продаж
2. Пошлины
3. Туева хуча налогов, начиная с Гражданской войны
А так давилово началось, конечно, с 1913 примерно
С уважением
Я вообще не историк, тем более по США, так, помню кое-что
1. Налог с продаж появился в самом начале 19 века, еще до пошлин. Потом, вроде, был заменен пошлинами.
2. С Гражданской войны — там целый букет. Размеры не знаю, когда и как они отменялись — не помню.
С уважением
Мы, твердокаменные марксисты, подходим к этому вопросу диалектически © известный анекдот
У кого-то выкупали, у кого-то отжимали
В Сочи в 2014 тоже ни у кого ни 1 кв. м земли не отобрали — все, сцуко, по закону выкупили)
С уважением
© Рекомендую пересмотреть вестерны Серджио Леоне — там есть немного про выкуп земли под железные дороги. Исторической правде, кстати, не противоречит
Once Upon A Time In The West (1968)
Детали — к юристам. У америкосов практика используется лет за 300, наверное...
С уважением
Ты, вроде, за всю дискуссию ни на один источник не сослался. Не?
Давай завязывать, бро.
Если ты в самом деле считаешь, что общественный строй зависит от налоговой ставки и/или возможности государства вводить блэкаут из-за «коронки» — тебе в самом деле надо строить свою теорию.
А старика Маркса обижать не надо — он и так уже за время нашей дискуссии пару-тройку оборотов в гробу точно сделал...
С уважением
Ну лень мне пересказывать тебе основы истмата. Все равно ты так или иначе знаешь их или помнишь.
Если ты не согласен к признаками и классификацией вариантов общественного строя по Марксу (ну или с его идеей классов и их борьбы) — что тебе мешает написать свою книгу?
Я, к примеру, с удовольствием почитал бы.
А так — юзаешь Маркса — ссылайся на Маркса, плз.
На СЛ в натуре уже заебали умники, которые не только утверждают, что 2 х 2 = 5, но еще и используют это в торговле (ну, или говорят, что используют).
Рыночные неэффективности, блядь...
С уважением
У меня тоже в конце 2019 была идея изготовить свежую редакцию «Капитала» Маркса с поправкой на нематериальные активы, интеллектуальную ренту и прочую хрень, которой близко не было в 19 веке.
Как чел обстоятельный, решил я начать это дело с перечитывания первоисточника. Усе скачал, начал пролистывать и с ужасом понял, что конкретно из Капитала читал только первые 2 тома. А там их, сцуко, 4 всего на 10,000+ страниц ((( И пишет Маркс совсем не попсово (((
На этом моя потенция (писательская) вышла погулять. Пока не вернулась...
С уважением
Т.е. прибавочную стоимость, изготовленную роботами, создает робоинтеллект? Или интеллект роборазработчика?
Вроде, если понятие труда расширить на мозг и на хуй. то ничего нового еще не придумали? Или таки уже придумали?
С уважением
Классов нет — есть бандосы.
Пиши и публикуй уже свою теорию, бро, а мертвого бородатого старика не трогай без надобности.
С уважением
По Марксу не слишком важно, кто распоряжается — Иванов, Петров или Сидоров. Важно, кто они.
В современной России средства производства находятся преимущественно в частной собственности и собственности ГЧП (кроме мутантов вроде РПЦ).
Не согласен — назови мне госкорпорацию (100% у государства), которая владеет землями, озерами, реками, заводами, пароходами и т.д.
В массовом количестве, ессно.
С уважением
Во внешнюю торговлю — да.
Импорт-экспорт ресурсов — да.
Пруф привести про момент (исторически известный) первого предложения и государственного закрепления «вертолетных денег»?
С уважением
Безусловный базовый доход — не вчерашнее изобретение. В этом году мы могли бы отпраздновать его своеобразный юбилей — 225 лет. В 1795 году члены магистрата английского города Спинхемленд постановили, что «каждый бедный и трудолюбивый человек» должен иметь три шиллинга на содержание самого себя и 1 шиллинг 6 пенсов на каждого члена семьи». По приблизительному пересчету тогдашние английские 3 шиллинга соответствуют нынешним 11 фунтам.
Если же заработок «бедного и трудолюбивого человека» был меньше, он должен был получать пособие из «средств, поступающих благодаря взиманию особого налога в пользу бедных». Авторы «Спинхемлендского акта» предусмотрели и индексацию этой суммы в случае роста цен.
В принципе, «Спинхемлендский акт» можно считать прототипом как «безусловного дохода», так и современных систем социальной помощи, идея которых заключается в том, чтобы не дать человеку сократить свое потребление ниже некоего социально приемлемого уровня. Так работает social security на Западе — человеку платят столько, чтобы он мог «подтянуть» свой жизненный стандарт до нужной планки. Если эта планка составляет 1000 условных единиц, то кто-то может получить 500 единиц, а кто-то 200. Задача здесь не в том, чтобы раздать деньги всем поровну, а в том, чтобы каждый жил не хуже своего соседа.
Ну и вдобавок нищий и голодный — плохой покупатель, давайте лучше дадим ему деньги, которые он так или иначе вернет в экономику.
Практика применения «Спинхемлендского акта» продержалась в Англии примерно 40 лет, однако погубило ее вот какое обстоятельство. Предприниматели, будучи уверены в том, что их работники в любом случае не умрут с голоду, поскольку могут претендовать на получение пособия, начали массово занижать зарплаты. Там, где раньше работнику предлагали тот же шиллинг в день, там фабрикант или фермер назначал меньшую зарплату, поскольку оставшуюся часть поденщик все равно должен был получить из общественных средств.
Эта история, кстати, служит отличным аргументом против увязывания объемов социальной помощи с суммами заработка.
С уважением
P.S. Про «Оливера Твиста» — это чуть позже, но разница небольшая
С уважением
Потом ты провещал, что госрегулирование отменяет капитализм, как общественный строй. С хуа ли?
Это один из примеров в топку дискуссии.
С уважением
Т.е. критерий капитализма — это хрустальная, ничем не обремененная и не обусловленная частная собственность? И весь доход с нее идет в карман собственнику — насрать на налоги?
Про принадлежность производительных сил забываем? Про добавочную стоимость — тоже?
Тогда при чем здесь Маркс? Не пользуйся уже термином капитализм. Пиши — английский рюхизм, американский рюхизм, российский рюхизм.
С уважением
У общественного строя «капитализм» немного другие критерии. И понятием «частная собственность» они не исчерпываются.
С уважением
P.S. Что важнее для соответствия критериям капитализма по Марксу — «частная собственность» или «частная собственность на средства производства»?
Это к Марксу — он все подробно прописал
С уважением
Но не всякое средство производства приносит добавленную стоимость в связке с наемным трудом.
Маркс тоже удочки и мормышки к средствам производства не относил, а их владельцев (рыболовов) не считал отдельным классом.
С уважением
Хотя из вышеизложенного вполне следует и обратное.
И да, Бухарина, Преображенского и Корнаи приходилось конспектировать — зачотные чуваки.
Управление корпорацией, в принципе, одинаково, если ей владеют частники или государство.
У Ха Джун Чхана в книге «23 тайны: то, что вам не расскажут про капитализм» есть такие главы:
«Тайна вторая. Компаниями нельзя управлять в интересах их владельцев» — имеются в виду частники.
«Тайна седьмая. Методы свободного рынка редко делают бедные страны богатыми» — все ныне богатые страны выходили из отсталости с активной промышленной политикой государства.
«Тайна двенадцатая. Государство может выбирать победителей» — не хуже Рынка.
«Тайна восемнадцатая. Что хорошо для „Дженерал Моторс“, не всегда хорошо для Америки».
Как самом деле отсталые страны выходят из отсталости, можно прочитать ещё в книге Джо Стадвелл «Азиатская модель управления». Эту модель выхода из отсталости Япония переняла у канцлера Бисмарка в Германии.
Нигде у либертарианцев и прочих либералов не вычитать, как в отсталой стране завести конкурентоспособную обрабатывающую промышленность.
Все отсталые страны, где победил либерализм за последние 30-40 лет, ещё глубже увязли в отсталости.
А когда в 2000-х выросла достаточная плотность индустрии, тогда и стали спрашивать. За несколько лет закрыты неэффективные с 30 млн работников. Все нашли места у частников.
Так же поступал японский император в эпоху Мэйдзи. За счёт казны учреждались заводы-фабрики по Западному образцу. Через 10 лет, когда они вставали на ноги, их приватизировали с выгодой для казны.
А вот в России приватизация отсталой советской промышленности уничтожила её почти полностью.
и да, гос-ву эффективность не нужна, ибо оно издержек не несёт
До тех пора пока вы не сможете отделать объективным путем одних от других ничего не получиться.
Классики марксизма-ленинизма неоднократно говорили и писали, что для перехода от социализма к коммунизму должен измениться сам человек и/ии его сущность. Отсюда, собссно, «Моральный кодекс строителя коммунизма» и прочая ересь.
Вот только человек (с морально-этической точки зрения) за последние 4000 лет не изменился, да и меняться особо не хочет...
С уважением
Дебилы, блять) © Лавров
с научной точки зрения объясняет основы такого поведения.
но я думаю что через 10-15 лет все изменится и мы крупно попадем.
предпосылки следующие:
китай будет бороться с сша и лучшим способом вырваться вперед является предложенный метод.