Кроссфит мозга. Как подготовить себя к решению нестандартных задач.
Из двадцати трех предложенных заданий точно найдутся три – пять, которые сразу легко интег- рируются в ваш сложившийся образ жизни. Чем чаще вы будете их применять, тем быстрее почувствуете необходимость в увеличении нагрузки и тогда, вероятнее всего, вернетесь к «отвергнутым» упражнениям. Пусть прокачка креативности станет для вас осознанным и вдохновляющим процессом, благодаря которому преобразится профессиональная и личная жизнь. И помните: креативить может каждый!
Глава I Разговор о сути кроссфита мозга и подготовка к выполнению упражнений
Суть кроссфита мозга Кроссфит – мультиплатформенная система физических упражнений, где присутствуют бег, тяжелая атлетика, гиревой спорт, гимнастика, пауэрлифтинг и многие другие виды спорта. При этом система все время находится в развитии, поскольку в нее постоянно привносятся элементы все новых и новых видов спорта. Кроссфит смело можно называть креативной системой физического развития.
суть подхода к развитию игр: искать всё новые и новые пределы человеческих возможностей через преодоление самых неожиданных спортивных препятствий. Этот мотив толкает организаторов очень гибко и одновременно широко смотреть на все, что есть в современном мире спорта. Это поразительно, потому что такой подход обеспечивает бесконечное развитие системы кроссфита.
Кроссфит – одно из последствий «тектонического сдвига» в мышлении человека в XXI веке. Сдвиг этот можно сформулировать так: от мира больших идей к миру большого количества идей. Сегодня все новое, как правило, становится результатом синтеза уже существующих открытий и идей.
Кроссфит мозга – это очередное соединение, которое дает ключи к персональным креативным возможностям. Представьте правила и принципы мультиплатформенной спортивной системы, соединенные с особенностями работы вашего мозга.
креативность — системный подход к решению нестандартных задач.
Брейнхак от Дали. Вечером, когда вас начнет клонить в сон, сядьте в удобное кресло с подлокотниками, на колени положите блокнот с ручкой, руки положите так, чтобы кисти свисали с подлокотников. В одну руку возьмите крупный металлический предмет, а на пол поставьте металлический поднос таким образом, чтобы он лежал точно под вашей свисающей кистью, держащей металлический предмет. В этом положении дайте себе задремать. В момент, когда первые сновидения, а вместе с ними и образы, начнут приходить в вашу голову, мышцы руки расслабятся и металлический предмет с шумом упадет на поднос. Резкий звук тут же вас разбудит. С этого момента у вас есть примерно 10–15 секунд, чтобы зафиксировать (зарисовать или записать) пришедшие в голову образы. Этот брейнхак очень полезен для пополнения каталога вашей насмотренности.
креативность – это умение соединить уже известные элементы уникальным образом. Значение понятия «креативность» требует дополнительного пояснения. С этой целью разберем формулировку на составные части: • «Умение соединить» – чтобы это делать, необходимо обладать конкретными методами. • «Уже известные элементы» – это ваш кругозор/ максимальное знание о том, что уже изобретено; на профессиональном языке – «уровень вашей насмотренности».
• «Уникальным образом» – для понимания уникальности своей идеи нужно уметь дать ей оценку. Насмотренность, метод и оценка – это кардио, интенсивность и сила в кроссфите мозга
Насмотренность
Просмотр дайджестов с лучшими работами за год, изучение творчества признанных авторов очень помогают быстрее начать что-либо делать самому.
Воровать, по Пикассо, значит осознанно накачивать себя чужими образами до предела, до состояния, когда придумывание включается автоматически и, как в пробирке с множеством веществ, запускается химическая реакция, последствия которой необратимы, то есть идее – быть.
подступаться к методам мы будем через пробуждение воображения, то есть не привязываться вначале к прикладному характеру искомой идеи.
(каждый, кто выполнит все упражнения хотя бы из «Блока 1. Насмотренность» и вышлет результаты своей работы на адрес hi@crossfitmozga.ru, может рассчитывать на персональный скайпшторм со мной по любой своей творческой задаче
Ум успешно поддается тренировке через креативные уловки: в моем случае это было соединение поощрений с целью).
Так же, как кроссфитеры-спортсмены оценивают пищу с точки зрения питательности и полезности, кроссфитеры мозга оценивают креатив.
Растиражированный в книгах «99 франков» и «Generation П» образ креативщика-наркомана до сих пор популярен. Предположение, что креативность поддерживается исключительно внешними расширителями сознания, в корне неверно.
Показательная история. Никита Михалков рассказал, что как-то на съемки «Сибириады» Андрона Кончаловского приехал Бернардо Бертолуччи и привез кусочек гашиша. Вечером Михалков, Кончаловский и актер Адабашьян выкурили подарок. Результатом стала смеховая истерия вокруг идеи отправки тогдашнему председателю Гос- кино СССР телеграммы с текстом: «Снимать не могу – кончился гашиш». Утром осталась боль в мышцах живота. Из-за многочасового смеха. Творческих решений фильму допинг не добавил.
Связь этих блоков можно проиллюстрировать следующим образом. Пространство, в котором плывет черепаха, – бесконечный мир идей, образов и смыслов вокруг нас. Черепаха – дисциплина. Три слона – насмотренность, метод и оценка. Планета, которую держат слоны, – персональная креативность.
Глава II Прокачка креативности с базовым комплексом упражнений
Также я буду периодически отсылать вас на сайт книги – crossfitmozga.ru, где определенные упражнения представлены в интерактивной форме.
Блок 1. Насмотренность, или Осознайте, наконец, влияние среды на ваш креативный потенциал
Цель насмотренности – открытие.
важно учиться управлять собственным вниманием. Есть три условия, при которых эта способность развивается:
1. Делайте правильный выбор.
2. Работайте с гиперссылками.
3. Картируйте образы и данные.
Рассмотрим каждое в отдельности. 1) Делайте правильный выбор.
Один из самых простых и доступных методов задавания вопросов – «7 «почему?»». Возьмите любую тему из топ-новостей «Яндекса», высказывание политика, событие или принт с Adsoftheworld.com и примените к нему «7 «почему?»». Вы поймете, как поверхностны наше традиционное восприятие и контакт с образами.
Еще одно правило для формирования правильного выбора – смотреть на то, что превосходит наш уровень вкуса. Чтобы определить, что соответствует этому правилу, нужно обращаться к общепризнанным образцам в своих категориях. Как правило, их можно выявить через чтение критики, советы авторитетов (например, «Учебный план из 206 фильмов от Стивена Спилберга» или «68 книг, которые рекомендует прочитать Герман Греф»), рейтинги профессиональных сообществ и др. 2) Работайте с гиперссылками.
Целиком оно звучит так: «Цель оправдывает средства, если цель – спасение души». Как сильно меняются контекст и понимание смысла, не правда ли? Этот пример я привел для того, чтобы побудить вас сомневаться в том, что вас окружает. Найденные или подобранные образы и смыслы требуют разбора, погружения. Особенно если речь идет о сложном материале.
Чтобы лучше понять Кандинского, нужно познакомиться со Скрябиным, оперой Вагнера «Лоэнгрин» и картиной Моне «Стог сена». Гиперссылка – это прямые и косвенные связи найденного образа с другими образами и авторами, повлиявшими на его формирование. Работа с гиперссылками требует времени и внимательности, но ведет к расширению понимания и дает новый материал для развития насмотренности.
Ключевой инструмент при работе с гиперссылками – выделение ключевых слов.
3) Картируйте образы и данные
Упражнение 1. Носки в холодильнике
если вы чистите зубы правой рукой, начните чистить их левой рукой. Зачесываете волосы направо? Зачешите в очередной раз их налево, назад, вперед или не расчесывайте вовсе. На каждый вопрос придумайте минимум три альтернативных варианта. А чтобы вам легче было придумывать, начните хранить свои чистые носки в холодильнике. Странный шаг. Согласен. Но это реальная практика. Представьте, как изменится ваше отношение к утреннему туалету, если вы достанете прохладные носочки и наденете их на свои теплые ножки.
Теория разбитых окон гласит: разбейте в здании одно окно, не заменяйте его, и очень скоро в здании не останется ни одного целого окна. Именно этого мы хотим добиться с нашим небоскребом автоматических ритуалов, которые мешают смотреть по сторонам и видеть новое.
Другой вариант по-новому ответить на поставленные вопросы – взять за основу логику известного и близкого вам по духу публичного человека или героя художественного произведения. Например, мне симпатичен персонаж Александра Кайдановского в фильме «Сталкер». Его ответы на те же вопросы можно получить прямо в фильме: спит он со всей семьей в кровати под шум поезда, волосы не зачесывает, потому что лыс, вместо сайтов он читает людей. И как только я прописываю эти альтернативные варианты поведения, я фиксирую новое исполнение привычных дел.
Мир каждого человека ограничен ровно настолько, насколько однообразны варианты ежедневного поведения. Чем старше мы становимся, тем выгоднее с точки зрения сохранения энергии действовать по шаблонам. Но таким образом мы консервируем свою креативность.
вам стоит вспомнить о том, что в 2020 году креативность войдет в топ-3 наиболее востребованных компетенций для специалистов любой сферы. А креативность и действия по шаблонам – прямо противоположные способности.
Именно поэтому прямо сейчас я предлагаю вам разорвать первый шаблон и положить, наконец, чистые носки в холодильник. Далее каждую неделю в течение месяца выбирайте один шаблон для переделки и запускайте альтернативный сценарий его исполнения.
Упражнение 2. Лампа Аладдина
Телефон современного человека – это лампа Аладдина. Но наши желания и стремления недостаточно амбициозны и масштабны, чтобы использовать потенциал «лампы» на 100 %. Следующее упражнение призвано компенсировать этот пробел. Для выполнения упражнения вам нужно встретиться со своим другом/подругой, мужем/женой. У вас есть 20 минут на выполнение задания. Теперь возьмите в руки телефоны и за 10 минут найдите 5 фактов, которые наверняка не знает ваш партнер.
Пример: что было прообразом всем известного символа сердца или для чего нужен маленький кармашек на ваших джинсах? Нужно найти пять подобных удивительных или неожиданных фактов за отведенное время. Готовы? Тогда вперед! По окончании онлайн-серфинга вам нужно поочередно задать друг другу вопросы об этих фактах, как это сделал я в примерах выше.
Кстати, прообразом символа сердца был лист плюща, который у эллинов был связан с Дионисом, богом веселья, оргий и религиозного экстаза. А «пятый» карман в джинсах проходит в каталогах Levi's как watch pocket, то есть карман для часов.
Выполнять упражнение «Лампа Аладдина» рекомендуется через день в течение месяца. Можно делать это вдвоем или в большой компании, разбившись на несколько равных групп. По итогам месяца нужно просканировать свои ощущения, осознать необходимость и частоту дальнейших повторений. Упражнение стимулирует расширение спектра подписок в интернете на полезные ресурсы и новых авторов. Относитесь к выполнению упражнения как неистовый первооткрыватель, вдохновитесь принципом Христофора Колумба, открывшего Америку: «Ты никогда не пересечешь океан, если не наберешься смелости потерять из виду берег».
Памятка: • Лампа Аладдина • Продолжительность подхода – 20 минут • Количество подходов – 3-4 в неделю • Период выполнения – 1 месяц Упражнение 3. Будильник идей
Упражнение 3. Будильник идей
«Будильник идей» – место и обстоятельства, которые гарантированно будят во мне идеи.
Что важно, я научился управлять этим процессом, то есть отправляться в поездки с конкретной задачей, над которой мне нужно подумать. Творческий порыв удалось конвертировать в креативный метод.
Музыкант Олег Нестеров так же открыл для себя ночные катания на кольцевой линии московского метро. И теперь, если при написании очередного альбома группы «Мегаполис» у него наступает творческий ступор, музыканты всей командой отправляются в бар выпить пива. Сидят там до ночи, а потом вытаскивают Олега и сажают его в поезд метро кольцевой линии кататься до закрытия подземки. Ступор исчезает, Олег пишет несколько песен во время вояжа.
А теперь собственно упражнение. Вспомните и выпишите все места и обстоятельства, при которых у вас происходил спонтанный всплеск творческой активности. В помощь вам матрица вариантов. Последовательно читайте каждый вариант, обводите подходящие кружком, а затем сопоставляйте выбранные варианты между собой, чтобы точно вспомнить место, время и обстоятельства. На это у вас должно уйти не более 30 минут. Если попутно будут приходить в голову свои элементы, просто вписывайте их в пустые ячейки.
Упражнение. Пять чувств среды
Наше тело подобно колеснице, в которой пятерка лошадей – это чувства, а вожжи в руках возницы – ум. Ум важнее чувств, поэтому не отдавайте чувствам на откуп управление своей жизнью, а управляйте ими ради движения вперед и потенциальных открытий.
Давайте воспользуемся этим и дадим возможность каждому чувству вступить в контакт с нашей средой обитания.
Упражнение. Техника «Жюль Верн».
Будущее нельзя предсказать, о нем можно только договориться. На примере творческого подхода Жюля Верна можно убедиться в обоснованности этого тезиса.
Жюль Верн предсказал: акваланг, электрический стул, телевидение, самолет, вертолет, полеты в космос, и в том числе на Луну, использование алюминия для нужд аэрокосмической отрасли, строительство Транссибирской и Трансмонгольской магистралей, строительство тоннеля под Ла-Маншем.
В книге «Париж через 100 лет» на 80 % предсказано все, что впоследствии появилось в его родном городе.
Секрет в том, что Жюль Верн регулярно посещал научные кружки и клубы, в которых собирались лучшие умы его времени. Во время этих встреч велись дискуссии о последних научных открытиях и разработках, ученые делились своим видением будущего на основании этих открытий.
Эта регулярно прокачиваемая насмотренность проросла в виде научно-фантастических романов.
Предсказания Верна – это результат коллективной договоренности о возможных сценариях будущего, упакованный в увлекательную художественную форму.
Благодаря этой находке писателя мы имеем технику, которая позволяет расширить представления о мире, в котором мы живем. Действуйте как Верн: вступите в кружки или сообщества по интересам, посещайте их регулярно, участвуйте в дискуссиях о последних разработках в конкретных областях.
Любой взрослый человек имеет сложившийся набор источников информации и идей, которыми пользуется регулярно. Это формирует своеобразный магический круг, внутри которого все понятно, знакомо, и по принципу сохранения энергии содержимое этого круга не хочется менять. Техника «Жюль Верн» позволяет сформировать дополнительные круги, внутри которых вы начнете жить.
достаточно лишь запустить себя на новые территории. Это напрямую ведет к расширению границ индивидуальной насмотренности, оживлению восприятия реальности, а следовательно, к прокладке труб для централизованного потока оригинальных соединений элементов в вашей голове.
Брейнхак В своей социальной сети подпишитесь на страницы признанных лидеров мнений в научных областях: футурологов (таких как Рэй Курцвейл и Митио Каку), физиков (пример: Стивен Хокинг и Брайан Грин), философов (Сэм Харрис или Дэниел Деннет), психологов (Александр Марков) и других.
Упражнение 6. Умное чтение
Есть три вида чтения (по Мортимеру Адлеру, автору бестселлера «Как читать книги»2 ): для информации, для развлечения и для понимания, каждый из которых определяет степень вашей активности и вовлечения в процесс.
нужно четко разделить для себя виды чтения, чтобы осознавать, к какому виду вы относите очередную книгу. Такой подход позволяет интенсивнее влиять на насмотренность: чем глубже вы разберетесь в мотивации и целях автора, предпосылках написания книги, тем яснее для вас будут элементы магического круга писателя, а значит, и новая картина мира со своими аналогиями и характеристиками. Прямое влияние на развитие креативности. Чтение ради понимания – небыстрое, поскольку в достижении результата многое зависит от степени погружения читателя в процесс. А активность своего чтения легко определить по объему сделанных записей на страницах прочитанной книги.
Упражнение. Ради информации и развлечения читайте сколько хотите, но ради понимания читайте не более 12 книг в год. И первой книгой в этом списке выберите произведение Мортимера Адлера, чтобы сформировать базовую картину мира о подходе к чтению ради понимания.
Упражнение 7. «2×2»
Контроль четырех источников энергии – дыхания, питания, физики, химии – обеспечит вас необходимым количеством энергии для движения в сторону активного и регулярного развития индивидуальной насмотренности.
Дыхание Факт: у японских самураев был распространенный прием с использованием дыхания. Если самураю нужно было принять сложное решение, он за одну минуту делал 7 глубоких вдохов и 7 выдохов, после чего нужный ответ приходил ему в голову.
Традиционное дыхание современного человека – поверхностное: кислородом заполняется только верхняя область груди, до нижних отделов легких кислород практически не доходит, не насыщает полноценно организм. Это все равно что ездить на прекрасном автомобиле, колеса которого накачаны только на треть, – ехать вроде можно, но разогнаться не получится. Ровно то же получается с нашим организмом, который недополучил кислорода: работает, но потенциал используется далеко не полностью. Полноценное дыхание – трехуровневое: живот, солнечное сплетение, грудь – именно в такой последовательности кислород должен нас наполнять и в обратной последовательности углекислый газ должен из нас выходить. При этом наиболее качественным дыхание получается, если вдох делать носом, а выдох ртом.
Достаточно сделать от пяти до семи вдохов-выдохов (это занимает не более минуты).
Физика
Факт: шахматист Бобби Фишер активно занимался плаванием, теннисом, лыжами, коньками. По его плану тренировок при подготовке к крупным турнирам сложно было понять, каким видом спорта он занимается. Для представителя интеллектуального вида спорта он уделял необычайно много внимания физической подготовке и обладал телом атлета.
Физическая активность автоматически увеличивает количество спонтанно придуманных идей на 20–30 %.
перед каждым придумыванием рекомендуется в течение 15 минут дать телу немного нагрузки.
Химия Химия – это наши отношения с другими людьми.
Все, что мы делаем в жизни, имеет смысл только тогда, когда этим можно поделиться.
Дыхание, питание, физика, химия – колеса, топливо, двигатель, правила движения – базовые элементы нашей жизнедеятельности. Их настройка и синхронизация позволяют организму вырабатывать дополнительную (избыточную) энергию.
Техника «2×2» направлена на осознанный контроль всех четырех элементов. Суть ее проста: вам нужно составить недельный план действий по двум темам – тело и близкие. План действий по телу включает две спортивные тренировки в неделю с контролем дыхания и питания в эти дни.
Брейнхак Если собираетесь работать из дома, наденьте деловую одежду и подготовьте себя так, будто через минуту у вас важная встреча. Таким ритуалом вы поможете своему уму сконцентрироваться на важности выполняемого действия. Этот принцип лежит в основе системы актерской игры Михаила Чехова, которая сегодня широко применяется в Голливуде. Принцип действия формулируется так: внешнее определяет внутреннее. Этот брейнхак подходит для любого события, где нужен специальный настрой и фокусировка.
Блок 2. Методы, или Как качественно синтезировать накопленные новые элементы в персональном каталоге
Креативность развивается путем умелого сопоставления известных фактов и явлений, это пробы, ошибки и новые пробы.
Упражнение 12. Кластеризация мышления
Чтобы направить мысли-скакунов в нужную нам сторону, воспользуемся кластеризацией мышления – упражнением, которое способно придать осознанность беспорядочному движению. В основе упражнения лежит техника «шесть шляп», разработанная британским психологом и экспертом творческого мышления Эдвардом де Боно.
Суть техники заключается в последовательном разделении нашей реакции по отношению к кому-либо или чему-либо. Это позволяет систематизировать путаный поток мыслей, идей и образов в нашей голове.
Первая шляпа – салатовая, отвечает за троллинг, насмешки и едкую критику.
Вторая шляпа – красная, отвечает за чувства и эмоции по отношению к исследуемой теме.
Третья шляпа – желтая, отвечает за преимущества ситуации.
Четвертая – черная, про недостатки
Пятая – зеленая, про первые идеи по результату четырех предыдущих шляп
Шестая – белая, помогает понять, какой информации нам недостает для понимания всех нюансов ситуации.
Седьмая – синяя, про конкретные дальнейшие действия.
после такого разбора довольно сложно занять чью-то позицию и даже не хочется этого делать, а интересно продолжить погружение и развить свое понимание ситуации, устремиться к возможному открытию, которое нас ожидает за очередным вопросом.
Упражнение помогает упорядочить мысли и мнения по конкретной теме, натренировать способность быстро фокусироваться на чем-то конкретном и включать ее по необходимости.
Задание: придумывайте абсолютно отвязные, пошлые, грубые и жесткие творческие решения. В качестве референса – серия роликов про Tide от Владимира Епифанцева (посмотрите в YouTube). Несколько тем для раскачки вашего «Слив-пати»: • Реклама прокладок с вампирами: плакат, сюжет видеоролика и радиоролика. • Зомби агитируют за Жириновского (тот же набор носителей). • Рекламный ролик новой коллекции H&M от Pornhub.
Упражнение 13. Реакция на нерв
Невероятная скорость событий обратно пропорциональна нашей способности фокусироваться на чем-то конкретном. Поэтому так полезно делать упражнение «Реакция на нерв», которое позволяет развить фокус и одновременно укрепить ваши креативные мышцы. «Реакция на нерв» включает в себя выполнение трех последовательных шагов: • Шаг 1. Выбор одного широко обсуждаемого в СМИ и соцсетях события. • Шаг 2. Кластеризация мышления по поводу • выбранного события. • Шаг 3. Создание визуальной интерпретации по теме для публикации на своей странице в соцсетях.
Реакция на нерв» позволяет посмотреть на любое жизненное обстоятельство широко и оригинально, открыть неочевидный взгляд на новость.
Брейнхак от Гоголя
«В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод» – это начало поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» и одновременно суть креативной техники Гоголя.
Однажды его спросили, как ему удается так продуктивно работать: без творческих кризисов, сдавая все рукописи в срок. На это писатель ответил, что в любом настроении каждый день встает к конторке и, если нет вдохновения, так и пишет: «Что-то мне сегодня не пишется, и надо бы придумать образ главного героя, а не придумывается, и надо бы понять хотя бы, худ он был или толст, а не пишется… Вот и выходит, что был он и не толст, и не то чтобы слишком тонок…». То есть Гоголь просто начинал перечислять и сопоставлять возможные признаки героев или ситуаций, и постепенно формировалась идея.
В один из таких дней Николай Васильевич начал писать «Мертвые души», и теперь суть техники навсегда зафиксирована в первых строках поэмы.
сопоставление полярных признаков и качеств определенного объекта позволяет обойти творческий ступор.
Упражнение 14. МУЗа
«Если первая настоящая нелепость не сработала, надо создать еще бóльшую нелепость».
Техника генерации идей, с помощью которой можно создать еще бóльшую нелепость, названа «МУЗа» («матрица удивляющих заходов»).
Вот последовательность использования метода: • Шаг 1. Выявление темы, постановка проблемы. • Шаг 2. Заполнение матрицы с тремя параметрами. • Шаг 3. Соединение элементов матрицы. • Шаг 4. Оценка решений, формирование итогового креатива.
Как вы могли понять, базовые параметры МУЗы: 1 ограничения; 2 особенности исследуемого объекта; 3 этапы развития процесса.
Упражнение 15. Метод Pixar
Прежде чем прочитать эту главу, рекомендую вам посмотреть один короткометражный мультфильм студии Pixar. Он позволит точнее понять суть очередного метода. Итак, мультфильм называется «Барашек и кролень».
Средневековые паломники, единственные массовые туристы того времени, расплачивались за ночлег и пищу историями, увиденными своими глазами или услышанными в пути. Им не нужны были деньги.
История – конвертируемая валюта на все времена. Умение рассказывать истории напрямую влияет на вашу рыночную стоимость. Умение рассказывать истории – это еще и умение упаковывать идеи, которые мы с вами уже успели разработать, выполняя предыдущие упражнения. Так давайте научимся их рассказывать.
Шаг 1. Жил-был герой (с целью) В этом блоке происходит знакомство с главным героем, поэтому нужно как можно подробнее его описать.
Шаг 2. Каждый день он
Второй шаг предназначен для описания повседневных занятий героя, его привычной среды.
Шаг 3. Но в один прекрасный день
Здесь происходит событие, которое ломает привычный ход жизни героя.
Шаг 4. И поэтому
Развитие героя с учетом новых обстоятельств.
Шаг 5. И поэтому
Шаг 6. Когда в конце концов
Шаг 7. С тех пор (новые способности)
Вот такой метод Pixar. Теперь эту структуру можно дополнять и перерабатывать.
Семь шагов Pixar можно применить в любой сфере, где вы так или иначе рассказываете истории. Самое главное — помнить про выделение героя и его пошаговую эволюцию.
Памятка:• Метод Pixar• Продолжительность подхода — 30 минут• Количество подходов — 1 в неделю• Период выполнения — 4 недели
Упражнение. Шер идей
Мы привыкли делиться идеями.
Идея в вашей голове подобна гусенице в коконе. Пока вы не выпустите свою идею наружу — не обсудите ее с кем-то или не воплотите, — вся ее красота и ценность скрыты, а потенциал не реализован.
Именно поэтому важно делиться своими идеями.
Метод «Шер идей» стоит использовать не только для «оплодотворения» чьего-то ума, но и для того, чтобы шлифовать свои идеи, превращать алмазы в бриллианты. Чем более тщательной будет шлифовка, тем ярче будет сиять идея.
Теперь описание упражнения.
Возьмите одну из самых интересных идей, что уже появились в процессе выполнения упражнений «Кроссфита мозга».
Обсудите ее со своими друзьями/коллегами/незнакомцами. Формат разговора: «скажи, что думаешь?»
Внимательно слушайте собеседника, не перебивайте его и записывайте замечания/комментарии, чтобы после внести дополнения и корректировки.
Проведите минимум три таких разговора по поводу своей идеи с разными людьми.
По итогу встреч оцените, насколько преобразовалась ваша изначальная идея.
Памятка:
• Шер идей
• Продолжительность подхода — 1 час
• Количество подходов — 1 в месяц
• Период выполнения — 3 месяца
«Кроссфит мозга» дает конкретные инструменты для роста креативной мышцы.
Регулярные кардиоупражнения (блок 1), развивающие насмотренность, повысят выносливость во время генерации идей. А методы блока 2 позволят заметно увеличить интенсивность придумывания. Вы сможете генерить больше идей на единицу времени. И теперь вы абсолютно независимы от вдохновения и можете придумывать именно тогда, когда потребует ситуация.
Вы должны фиксировать легкую усталость после их выполнения. Это именно тот критерий, который позволяет идентифицировать прогресс: нужно всегда стремиться к повышению качества выполнения техник и методов, а это неизбежно связано с расходованием энергии. Но если после занятий обычным кроссфитом устают мышцы, то после занятий кроссфитом мозга вы должны ощутить, будто в вашей голове надули воздушный шарик. Если шарик в голове надулся, значит, вы потренировались как следует.
Для лучшего запоминания моего напутствия приведу разговор выдающегося итальянского оперного певца Лучано Паваротти с молодым исполнителем:
«Ты должен потеть. Пение — это пот. Огромное напряжение. Пой громче! Величественнее! Насыщеннее! Драматичнее! Отдавай больше».
Блок 3. Оценка креатива, или Системное определение ценности своей идеи
Критерии, соответствующими каждой оценке. Шкала десятибалльная.
1. Отвратительно, неуместно, вызывает брезгливость.
В качестве примера проявления такого креатива можно назвать купание сотрудников омской сыроварной фабрики в ванне с молоком. Поступок сотрудников фабрики, как и матерные надписи на заборах — способ самовыражения людей с ограниченным представлением о креативности.
2. Деструктивный креатив, хуже темы, для которой он был придуман.
3. Убогое клише в основе креатива.
4. Клише и неоднократные повторения одного и того же. Этого балла удостаивается любой традиционный туристический отдых в Турции. Отличие от креатива на три балла заключается в том, что вы все-таки получаете какие-то эмоции и воспоминания, однако они не добавляют ничего нового в ваше представление о мире.
5. В центре внимания человек со своими потребностями и особенностями. Лучший подход для создания такого креатива — «Делать как для себя» (при этом пользоваться будут другие). Обратите внимание на то, что можно улучшить рядом с собой, как сделать чуть приятнее, интереснее, комфортнее свою жизнь. Это верный шаг в сторону генерации креатива на «пятерку».
6. Свежая идея, которая может влиять на жизнь человека. Пример из жизни: повсеместная установка по Москве велосипедов для передвижения.
7. Креатив, который вдохновляет и подталкивает к действию. Кондуктор Виктор Лукьянов из Петербурга прославился тем, что всегда находил способ превратить для пассажиров поездку в троллейбусе в настоящий праздник: всегда в белой рубашке и с закрученными усами, он раздавал безбилетникам конфеты, а во время зимней Олимпиады в Сочи оповещал пассажиров о победах российской сборной и мог поздороваться на ста языках. Это «семь», потому что вдохновляет и побуждает к действию.
Начиная с «восьми», мы имеем дело с «Красной книгой креатива»: редкими случаями и решениями. Давайте познакомимся с некоторыми ее образцами.
8. Креатив, меняющий образ мысли; креатив, который задает новые стандарты в отдельно взятой категории, направлении.
Такую роль для кино сыграл в свое время фильм «Матрица». Компания Tesla, на глазах меняющая индустрию автомобилестроения, и Zappos, изменившая отношение к покупке традиционных предметов обихода, также заслуживают восьми баллов.
9. Креатив, меняющий образ жизни, задающий новые стандарты коммуникации между людьми. Фестиваль Burning Man, соцсеть Facebook.
10. И, наконец, креатив, задающий новые мировые стандарты, формирующий новые эстетические нормы.
Такой уровень можно обнаружить в деятельности компаний Apple, Uber, SpaceX, потому что эти компании устанавливают новые правила поведения для человечества.
Мало кто способен достичь этого уровня, но такого креатива и не должно быть много. Революции не должны быть регулярными, но что точно можно делать регулярно — так это не опускаться ниже «четверки» при генерации идей по системе «7+».
Желаю вам упорства в этом процессе и напоминаю, что основной тренажер оценки креатива размещен под видео.
Памятка: • Оценка креатива • Продолжительность подхода — 10 минут
• Количество подходов — от 3 до 7 в неделю • Период выполнения — 4 недели, далее по ощущениям для поддержания формы
Давайте систематизируем и упорядочим оценку бесчисленных креативов, которые нас окружают, с помощью системы «7+». Это позволит нам возвышать свой вкус и не соглашаться на недостойные нашего внимания идеи, а значит, и к себе предъявлять более высокие требования, когда нужно будет что-либо придумать.
Цель занятий кроссфитом мозга — повышение своей привлекательности на рынке труда за счет развитой креативности.
третья часть, в которой вы получите необходимую мотивацию для повседневного применения упражнений. Я называю третий блок программой интенсивной тренировки
Упражнение, о котором пойдет речь, называется «Вишну» — так зовут верховного бога в вайшнавской традиции индуизма, который имеет тысячу имен. Тысячу! Смысл каждого подробно описан, и именно по значению имен формируется отношение последователей вайшнавизма к своему богу.
Упражнение «Вишну» дает возможность сфокусироваться на той деятельности, которая позволяет максимально раскрыть заложенный в нас потенциал. Это значит, что креативность будет направлена на развитие в той сфере, которая должна быть усилена в первую очередь.
Слово «просьюмер» (prosumer) образовано от английских consumer (потребитель) и producer (организатор). Просьюмер — потребитель с активной жизненной позицией, он озабочен реализацией собственных возможностей и организацией пространства вокруг себя.
Просьюмер рассматривает YouTube как персональный управляемый телеканал, Facebook — как журнал, Twitter — как информагентство, Instagram — как фотоальбом.
Активное осознание возможностей доступных ресурсов вместо традиционного активного потребления — ключевая черта просьюмера.
Просьюмер мыслит доступным ресурсом.
Начинается мышление ресурсом с малого: с того, что ближе всего.
Территорией совершенствования может быть любое место вашего повседневного пребывания. Главное изменение — вы начинаете вступать в контакт со всем, что вас окружает, всем, что можно систематизировать. При этом принцип систематизации — полностью ваше авторское решение. В тему вспомните упражнение «Пять чувств среды», в котором пятью разными способами вы открывали для себя новые грани привычного места жизни.
Упражнение 20. Уровень 2. Креативный продюсер
Продюсерское мышление сложилось в голливудском кино в начале XX века как ответ на необходимость выделить одного человека, осуществляющего общее руководство выпуском фильма на всех этапах, наделенного широкими полномочиями и отвечающего за успех фильма.
Уже в XXI веке технические возможности определили появление нового независимого явления — креативного продюсирования.
Креативные продюсеры генерят и реализуют проекты в любой сфере деятельности, где востребованы идеи.
Проект происходит от латинского projectus, что значит «брошенный вперед». Переходя с языка образов к более конкретным определениям, можно сказать, что проект — уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата.
Ключевые значения:
1) уникальная деятельность;
2) начало и конец;
3) достижение результата.
«Проектный подход — это от души выполняемый замысел».
Независимо от формулировки подхода, проект имеет четыре этапа развития. Для удобства запоминания я их упаковал в виде мнемонической шифровки — «Зов Дао»:
1) затея;
2) осмысление;
3) воплощение;
4) дактилоскопия.
Первый этап. Затея
Сконцентрируйтесь на каком-то событии, осознайте свою роль в нем и придумайте, как вы хотите его видеть по-новому. Воспользуйтесь для этого техниками «Кластеризация мышления» и «МУЗа».
Второй этап. Осмысление
Укажите в календаре дату начала и завершения воплощения затеи, затем заполните шкалу времени между стартом и финишем последовательными действиями, необходимыми для исполнения задуманного.
Важно: чем больше будет мелких временны`х шагов и микродействий, тем лучше вы представите ход реализации и от большего числа ошибок застрахуетесь.
Третий этап. Воплощение
Реализуйте задуманное, как зафиксировали в плане.
Четвертый этап. Дактилоскопия
Сравните проделанную работу с изначально запланированной.
Цель оценки — честный анализ реализованного проекта. Используя проектный подход, вы разбираете на составляющие обыденные дела, кладете их под микроскоп. Таким образом, вы вступаете с ними в очень тесный контакт, как с близким человеком: нельзя просто отвергать, нужно вдуматься, всмотреться, осознать, быть готовым к любому повороту и разным решениям.
Чем больше сфер жизнедеятельности мы проектируем, тем прочнее наш контакт с собственной жизнью.
Удивительный креативный капитал хранит наше прошлое.
При таком наборе характеристик – путь России успешно производить уникальные продукты малыми сериями — быть этаким общемировым Левшой… Наш путь модернизации на ближайшие десять лет — вложение в опытные производства и креативные индустрии.
Давайте разработаем идею такого творческого предприятия, которое будет приносить пользу и отражать именно ваши способности и устремления.
Важно осознать свой креативный потенциал как творческого предпринимателя.
Упражнение, которое позволит открыть ваш потенциал, называется «Матрица стартапа». Название это обосновано тем, что творческого предпринимателя определяет стартап-мышление. Стартап — это предприятие без просчитываемой бизнес-модели.
Первоначальная цель при формировании идеи творческого предприятия — захватить внимание и вызвать интерес у как можно большего количества людей.
«Матрица стартапа» состоит из трех базовых блоков:
А) талант;
Б) технология;
В) канал.
Канал — существующие места и способы коммуникаций между людьми.
Шаг 1 — формирование матрицы. Из этих трех элементов: талант; технология; канал.
Шаг 2 — спонтанный синтез элементов. Если синтез определенных элементов идет у вас тяжело, не нужно излишне напрягаться, выберите иное сочетание.
С помощью «Матрицы стартапа» можно не только разработать варианты персонального стартапа, но и помочь себе взглянуть на варианты развития отдельного направления или всего предприятия на текущей работе. Для этого блок «Таланты» нужно переназвать: «Ключевые компетенции компании или направления».
Шаг 3
После синтеза элементов — традиционная оценка, отбор наиболее интересных вариантов для дальнейшего анализа, определение перспектив достижения изначальной цели творческого предприятия: захватить внимание и вызвать интерес у как можно большего количества людей.
Клоун Слава Полунин практикует следующую технику: каждые пять лет он садится на берег реки, опускает ноги в воду и слушает пустоту. Да, просто слушает пустоту, попутно фиксируя свои воспоминания и ощущения от прожитого пятилетнего отрезка. Этот процесс позволяет провести мысленную дактилоскопию и сформулировать идею предстоящего периода жизни.
Техника
• Сядьте с прямой спиной на край стула.
• Наденьте наушники и включите трек с мягко журчащей рекой.
• Будильник на телефоне поставьте на вибрацию и назначьте время звонка через десять минут.
• Ноги поставьте ровно и крепко на пол, руки положите на колени ладонями вверх.
• Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха, как описано в упражнении «2×2».
• После того, как продышались, визуализируйте картину: вы сидите на большой, гладкой скале посреди реки. Насколько бурная и широкая река, решайте сами. Главное — вам должно быть удобно сидеть на камне.
Вы сидите лицом к истоку реки. Сделайте еще 5–10 глубоких вдохов, чтобы привыкнуть к этому необычному месту. Каждый раз, когда в вашей голове появляются волнующие мысли или темы, представляйте их плывущими к вам по реке. Сидя на своем камне, просто наблюдайте, как мысли, заботы и воспоминания проплывают мимо вас.
Как только в вашем поле зрения не останется ни одной новой плывущей темы, сделайте глубокий вдох и откройте глаза.
Теперь творческой процесс будет идти легче и быстрее.
Мохаммед Али говорил: «Бей не соперника, а боксерский мешок, который у соперника за головой».
Конкуренция — это ваш соперник, но бить нужно по мешку за головой конкуренции. И этим мешком являются все закономерности вашей жизни. Ключ к такому подходу — желание креативить в любой момент.
Семь шагов для закрепления материала «Кроссфит мозга»:
1. Составьте перечень всех упражнений из книги, которые вам понравились и имели положительный эффект.
2. Расположите их в порядке от самого полезного / наиболее понравившегося по убыванию полезности / приятности.
3. Охарактеризуйте каждое упражнение с точки зрения своих эмоций и чувств при выполнении. Дайте замечания к каждому упражнению: преимущества и недостатки.
4. Сформулируйте свои предложения по усовершенствованию упражнений.
5. Теперь все методы из книги стали вашими личными упражнениями.
6. Составьте план их выполнения на ближайший месяц.
7. Поделитесь своей методичкой с друзьями.
Да пребудет с вами сила креатива и радость созидания!
P.S. Как Вы развиваете своюкреативность и возможность решать нестандартные задачи?
Р.P.S. Анонсы деловых событий онлайн. t-do.ru/SmartEventMos Анализ происходящего t-do.ru/kudaidem