В своём финальном посте я напишу о ловушке производительности труда, в которую мы все можем попасть в результате дальнейшей цифровизации. А пока будет полезно обсудить одну локальную тему. А именно, какой такой полезный продукт генерят цифровые технологии.
Возьмём, например, Фейсбук. Чего именно он производит? Услуги общения? Явно, что нет, потому что конечный продукт обязательно продаётся потребителю, а не поставляется за просто так. В противном случае мы можем утверждать, что булочник, выпекающий хлеб, производит не только физические буханки, но ещё и какой-то там аромат и вкус к жизни, а наше родное ТВ, кроме потока лжи, производит ещё некие услуги патриотизма.
Полезный продукт Фейсбука это реклама и большие данные. Но является ли этот продукт в самом деле полезным и как он отражается в экономических показателях? Допустим, усилиями айтишников Вы смогли сделать рекламу в 10 раз более эффективной, а единиц услуг смогли произвести и продать аж в 20 раз больше. Реальный ВВП в Вашей стране вырастет, дефлятор ВВП покажет дефляцию, но автомобиль, который Вы купите благодаря этой самой рекламе, всё равно будет один, как и раньше, так что Ваше реальное потребление цифровой прогресс никак не увеличит.
Следующий пример это Тиндер (что-то я его «полюбил» в своих размышлениях). Тиндер, в отличие от Фейсбука, продаёт свой продукт лично Вам. Но является ли этот продукт полезным? В чём вообще полезный продукт при знакомствах людей? Ответ найти очень просто. Люди знакомились раньше? Это учитывалось в ВВП? Да, но только в том случае, если речь заходила о брачных агентствах, доля которых на рынке знакомств всегда была ничтожна мала. Поэтому правильнее будет сказать, что Тиндер, как посредник на рынке, высасывает кровь из обоих сторон сделки. И его продукт тоже мнимый.
При желании каждый из Вас может прогнать по моей схеме любые цифровые технологии — искусственный интеллект, Биг Дата, сети 5G, что угодно. Задавайте именно это вопросы — в чём состоит полезный продукт и как Вы считаете по нему дефлятор?
И да, не удивляйтесь, что экономика всё больше, а люди всё беднее.
Больше похожи на теоретика-околорыночника, нет?
-кто-то скажет что Facebook предоставляет нам услуги общения,
-а кто-то скажет что мы товар в этой системе.
Думаю, многие пользователи понимают, что Facebook для них бесплатный только потому, что они платят личными данными. Я думаю компании должны спрашивать у людей, можно ли использовать их данные определенным образом. Они должны быть открыты и в том, как они сейчас используют данные, и в том, как планируют делать это в будущем.