Как основные игроки переживут нефтяную войну и почему низкие цены могут продлить эру углеводородов?
Мир одновременно столкнулся с тремя кризисами:
геополитическим соперничеством,
острейшим структурным кризисом на нефтегазовых рынках, и
падением спроса из-за пандемии.
Сочетание этих факторов представляет серьезнейший вызов для энергетических рынков и мировой экономики.
В 2020 году общий спрос на нефть впервые с 2009 года может снизиться к предыдущему году. По мере завершения эпидемии и экономическая активность, и спрос на нефть будут восстанавливаться. Это, скорее всего, будет происходить уже в четвертом квартале 2020-го.
Структурный кризис на стороне предложения и начавшаяся война за передел рынков имеют долгосрочный эффект.
В этом году, по оценкам МВФ, Саудовской Аравии для бездефицитного бюджета нужна цена барреля нефти $82. Все последние годы рыночные цены были существенно ниже этого уровня, что заставляло королевство тратить огромные суммы золотовалютных резервов (более $400 млрд за последние пять лет) для финансирования дефицита бюджета. Обменный курс риала к доллару все эти годы оставался фиксированным, отражая огромную зависимость Саудовской Аравии от импорта оборудования и потребительских товаров.
Ставка Саудовской Аравии на своеобразный блицкриг — молниеносную войну — заставить других производителей с высоким уровнем затрат резко сократить добычу.
За последние 10 лет наибольший прирост добычи нефти в мире пришелся на американских производителей нефти плотных пород. Несмотря на взрывной рост объемов добычи, финансовое положение американских сланцевых компаний оставалось тяжелым. Сектор поглотил огромные инвестиции, но в течение последних 10 лет не сумел показать положительный денежный поток, даже при ценах на нефть выше $60 в среднем за период. Американские компании — и производители, и сервисный сектор — работали, покрывая лишь свои операционные затраты.
В 2019 году прошла череда банкротств «сланцевиков». И все же опыт американских сланцевиков показал, что они могут длительное время выживать в условиях низких цен благодаря концентрации на так называемых sweet spots (наиболее продуктивных участках месторождений), активному использованию ценового хеджирования и доступу к дешевому финансированию, а главное, гигантскому технологическому прогрессу в бурении протяженных горизонтальных скважин и технике многостадийного гидроразрыва пласта. В конечном счете это позволяло продлевать до недавнего времени кредитные линии и продолжать получать финансирование.
Но, сейчас, многие инвестиционные фонды ограничивают инвестиции в компании традиционной углеводородной энергетики. Если раньше банкротство сланцевых производителей означало, что кто-то другой возьмет их активы на баланс и сможет получить новое долговое финансирование, то теперь такой сценарий выглядит более проблематичным.
Если реализуется сценарий достаточно быстрого и масштабного (до 2 млн баррелей в сутки) сокращения добычи нефти в США, эта доля рынка в основном достанется Саудовской Аравии, которая пошла по пути агрессивного демпинга.
Если цены до конца года восстановятся на уровне $50–60 за баррель, то российская нефть отстоит существующую долю рынка.
Если, нефтяные цены надолго задержатся на уровнях около $40, потери для всех сторон могут стать очень значительными. Длительный период низких цен на нефть заставит Саудовскую Аравию сокращать социальные программы, что чревато взрывом недовольства в королевстве, а также расходовать золотовалютные резервы, которые и так заметно уменьшились с 2014 года.
Россия во времена резкого снижения нефтяных цен в конце 2015 года продемонстрировала, как она будет бороться с кризисом — путем умеренной девальвации и использования резервов, накопленных в стабилизационном фонде. Но затяжной период низких цен на нефть, безусловно, отрицательно скажется на темпах роста ВВП и приведет к увеличению инфляции.
Наконец, в США низкие цены на нефть принесут выгоды потребителям. США являются крупнейшим потребителем нефти и нефтепродуктов в мире, и для страны в целом низкие цены на нефть являются благом. Также и другие крупные потребители углеводородов, в первую очередь Китай, смогут перезапустить экономический рост.
На фоне разворачивающегося долгосрочного тренда по энергопереходу к безуглеродным источникам энергии в мире низкие цены на нефть могут несколько продлить эру углеводородов.
P.S. Как Вы считаете будет продолжаться нефтяной кризис? Как себя будут вести основные игроки? Что Вы думаете про цену на нефть?
(Анонсы деловых событий онлайн. t-do.ru/SmartEventMos Анализ происходящего t-do.ru/kudaidem )
Кончились времена когда фонтаны били
А у традиционной российской технологии себестоимость на много ниже, чем у американских сланцевиков. Вот и разница.
Но есть ньюанс
Я говорю, технологии гидроразрыва применяют и в добыче РФ и в сланце, но в РФ нефть залегает глубже. Почему тогда тут себестоимость должна быть дешевле, качать то выше.
А мы сидя в сторонке посмотрим на батл США и Саудов.
И будет желать победы обоим сторонам.
У Бен Салмана есть шанс не допустить Трампа до орального кабинета на следущий срок.