Данная книга считается обязательной к прочтению всем инвесторам в нефтянку (и не только), да и вообще, чуть ли не классикой. И для этого есть все основания.
Во-первых, это очень подробное описание всех ключевых событий в истории нефтяной промышленности, от самого ее зарождения в США в 1860-х до примерно конца прошлого века. И такое историческое погружение, конечно, позволяет существенно улучшить понимание того, как устроен мир нефти и как он влияет на важнейшие процессы и решения в других сферах жизни.
Во-вторых, в книге очень много внимания уделено геополитике. Взаимоотношения государств определяются пересечением множества интересов, но нефть играет на этой сцене одну из ключевых ролей. Очень интересно читать о мотивах разных политических решений, механизмах достижения важных договоренностей и сопоставлять эту информацию с тем, что происходит в наши дни. Многие решения, которые многим современникам могли не нравится или, как минимум, казаться странными, на самом деле имели вполне рациональную основу и являлись частью продуманной стратегии. Причем внутренние противоречия в каждой стране сильно влияют на их внешнюю политику, но часто остаются за кадром.
Читая книги, я выписываю основные тезисы и наиболее интересные для меня мысли. Мои заметки после прочтения этого труда заняли рекордный для меня объем, что говорит о количестве пользы. Попробую кратко обобщить лишь некоторые из них.
О дисбалансах спроса и предложения
Вообще, первые и многие последующие открытия месторождений были сделаны вопреки всеобщему мнению, благодаря настойчивости отдельных людей, которых общество, в том числе эксперты того времени, считали безумцами. Почти каждое из первых крупных нефтяных открытий порождало сильный дисбаланс на рынке, создавая огромное избыточное предложение. Интересно, что по мере того, как рынок «переваривал» эти избыточные объемы, возникали опасения, что мировые запасы нефти скоро закончатся. И так до открытия нового крупного месторождения.
Дисбалансы вызывались не только непредсказуемым, скачкообразным ростом предложения, но и неравномерной эволюцией спроса. Сначала повсеместно стали переводить освещение на керосин — спрос быстро рос, нефти не хватало. Затем Эдисон изобрел лампу накаливания, спрос на нефть снизился, а добыча росла. Но вскоре научились производить бензин, который был более безопасным моторным топливом, и стало развиваться автомобилестроение, нефти опять стало не хватать.
И так далее. Потом эти циклы еще более усложнились из-за многочисленных конфликтов и войн. Так что, история нефти — это сменяющиеся друг друга циклы борьбы, то покупателей за поставки, то экспортеров за рынки сбыта. Причем в истории, как водится, уже были ситуации до боли напоминающие то, что происходит на нефтяном рынке сейчас.
Например, к 1985-му году предложение нефти превышало спрос на 10 млн баррелей в сутки (20% мирового потребления). Больше всех страдала Саудовская Аравия, так как она балансировала рынок в попытке сдержать падение цен и сокращала свою добычу, теряя при этом рынки сбыта. В то же время страны, не входящие в ОПЕК наращивали добычу, а другие участники ОПЕК манипулировали квотами и тоже увеличивали объемы. Саудовская Аравия решила возвращать свою долю рынка и для этого залить рынок нефтью. Для этого в середине 1985-го СА (а потом и другие) стали заключать контракты net-back, когда переработчику гарантировалась прибыль в 2 Долл. с каждого барреля переработанной нефти, а остальное получила СА за вычетом некоторых расходов. Цены отреагировали не сразу, но в начале 86-го цена на WTI упала на 70% — с 31.75 до 10 Долл/бар.
Пародоксально, но высокие цены — не всегда благо для добывающих стран, как и слишком низкие — для импортеров. В 70-х Саудовская Аравия пыталась сдерживать слишком бурный рост цен на нефть, так как опасалась, что это сильно сузит рынок, прекратится экономический рост и потребители перейдут на другие источники энергии. А после 86-го, например, Япония, импортирующая почти всю нефть, оказалась не заинтересована в слишком низких ценах, поскольку это создавала ряд дисбалансов в ее собственной экономике, а также увеличивало ее зависимость от нефти.
Интересно, что США всегда были в двойственном положении: крупнейший потребитель и один из крупнейших производителей нефти. Слишком низкие цены — плохо для американской нефтяной промышленности, а высокие цены — плохо для остальной страны.
О регулировании отрасли
Необходимость регулирования назрела уже на ранних этапов развития отрасли, но власть в это почти не вмешивалась. Рокфеллер, один из первых нефтяных магнатов, решил проблему регулирования самостоятельно, путем монополизации отрасли. Он жёстко боролся с конкуренцией, демпингуя и разоряя мелких независимых переработчиков, нежелающих влиться в империю Стандард Ойл. В итоге позднее это привело к антитрестовым законам и разделению компании на части.
Кстати, те самые антитрестовые законы позднее мешали компаниям координировать свою деятельность даже в тех ситуациях, когда это нужно было самому правительству США, в частности во время 2-й мировой войны. А уже сейчас подобные ограничения препятствуют участию Штатов в сделках со странами ОПЕК.
Тем не менее, в мире надолго установилась система регулирования рынка, основанная на договоренностях крупных нефтяных корпораций. Так продолжалось до примерно 60-х годов 20-го века. В это время прогресс и большое число открытых месторождений позволили выйти на рынок многим мелким игрокам. Также набирало силу новое объединение, теперь уже на уровне стран-экспортеров (ОПЕК). Система монополии (на самом деле — олигополии) компаний разрушилась на глазах.
О роли нефти в Первой и Второй мировых войнах
Сказать, что эта роль была велика — это значит, почти ничего не сказать. Уже начиная с Первой мировой нефть становится военным ресурсом, так как флот переводят с угля на нефть, появляются моторизированные подразделения армии. Нехватка нефти внесла существенный вклад в поражения Германии и Японии.
А вообще эта тема настолько обширна, что ей лучше посвятить отдельный пост. Пока просто могу сказать, что история войн показывает насколько важна безопасность и бесперебойность поставок энергоносителей. И стратегическое значение нефти никуда не исчезнет, пока все армии мира используют нефтепродукты в качестве топлива.
Послевоенная история
После 2-й мировой было столько важных событий, и каждое из них меняло ландшафт нефтяного рынка очень существенно. Например:
— Уход Великобритании из Ирана и отказ англичан от функции «регионального полицейского».
— Суэцкий кризис 1956-57 гг., когда Египет национализировал канал, построенный французами и частично принадлежавший Великобритании. Франция и Англия попытались решить проблему силовым путем, но США были резко против, опасаясь настроить против себя весь арабский мир. Поставки нефти через Суэцкий канал прекратились, Сирия перекрыла трубу и Европа оказалась без нефти. А США не стали увеличивать свои поставки пока французы и англичане не вывели войска из Египта, который таким образом победил. Фактически этим Штаты добили ослабленную Великобританию.
— Арабо-израильская война 1973-го года. Египет и Сирия напали на Израиль, и арабские страны ввели эмбарго на поставки нефти в некоторые страны, в первую очередь США (за их поддержку Израиля). С 1970 по 73 цена нефти выросла в 4 раза. В результате по всему миру выросла инфляция, в Европе и США началась рецессия. При этом правительства стран импортеров нефти продолжали брать высокие налоги с потребителя (в Европе в 1975 в конечной цене бензина 45% составляли налоги столько 35 — цена ОПЕК, ещё 20 — транспортировка, переработка, прибыль).
Примерно с этого времени расстановка сил изменилась кардинально — теперь страны-экспортёры нефти и ОПЕК контролировали цены.
— Переворот в Иране. В течение всего 1978-го года власть шаха Пехлеви слабела, а в США сначала не уделяли этому вопросу особого внимания, а затем не могли прийти к консенсусу о мерах поддержки дружественного режима. И в 1979-м произошел переворот, Иран перестал экспортировать нефть, на рынке возник дефицит и цены снова взлетели. Компании увеличивали запасы, ожидая дальнейшего роста цен. Так они сами создавали дополнительный спрос и невольно способствовали ажиотажу и еще большему росту цен.
— Долгосрочные контракты аннулировались экспортёрами из-за низких цен относительно имевшегося спроса. Ценообразование стало в большей степени происходить на наличных рынках. А в 1983-м NYMEX начала торговлю фьючерсами на нефть WTI (West Texas Intermediate — нефть из трубопровода из Техаса). Ценообразование быстро переместилось на биржу.
— Высокие цены спровоцировали рост добычи, особенно вне ОПЕК. В 1980-82 Эксон вложил миллиарды в разработку сланцевой нефти в скалистых горах в Колорадо. Но вскоре началось снижение цен и борьба за покупателей и рынки сбыта. Сланцы забросили.
— 1980-е — период консолидации нефтяной отрасли через сделки по слияниям и поглощениям. Многие акции стоили дешевле балансовой стоимости разведанных запасов, что провоцировало враждебные захваты компаний.
— В 1980-е западноевропейские страны захотели существенно увеличить поставки газа из СССР для диверсификации энергопоставок. США (администрация Рейгана) не хотели давать СССР такие рычаги воздействия на Европу и валютную выручку, поэтому ввели санкции и эмбарго на поставки оборудования для проекта. Это вызвало конфликт Европа-США, который решили компромиссом: поставки газа из СССР ограничили 30% от всех поставок в Европу.
В итоге получилось именно то, чего США так опасались: газовые трубы из России в Европу теперь являются немаловажным фактором отношениях. После прочтения этих страниц я стал лучше понимать настойчивое стремление Газпрома и Роснефти (а точнее, российских властей) построить как можно больше трубопроводов во всех направлениях.
В книге подробно разобраны эти и другие явления, их предпосылки и последствия. Крайне увлекательно и познавательно.
Если Вам показалось, что я пересказал в этом отзыве всю книгу, то Вы сильно заблуждаетесь. Чтение этой книги заняло у меня очень много времени, но оно однозначно стоило того. Я очень рекомендую ее всем инвесторам или просто тем, кто интересуется этой темой и/или историей в целом. Причем, я уверен, что каждый найдет в ней множество важных и интересных именно для себя деталей и нюансов.
Мой полный отзыв на книгу можно почитать здесь.
Телеграм-канал: https://tlg.repair/invest2bfree
Вам же могу посоветовать книгу «Газпром. Новое русское оружие», если не читали, конечно. Там хорошо про наши трубы в Европу написано.