boomin
boomin личный блог
19 февраля 2020, 13:17

Денис Козлов: «МСП чаще всего как one man show — человек сам управляет бизнесом и никому не доверяет»

Планы компании после сделки с Совкомбанком, история финансового менеджмента от потенциального эмитента и, конечно, советы для инвесторов по выбору облигаций (в том числе по анализу девелоперов). Выдержка самого главного из интервью с Денисом Козловым:

Денис Козлов: «МСП чаще всего как one man show — человек сам управляет бизнесом и никому не доверяет»


— Если анализировать успехи «Септем Капитал» в прошлом году, декабрьская сделка с Совкомбанком вошла бы в список достижений и важных событий для компании как для организатора ВДО?

— Безусловно, мы к ней шли почти год. Но сама сделка не является целью. Основная задача, которую мы ставили перед собой — перейти на следующий уровень. Совкомбанк — третий по размеру активов частный банк в России. Объем ресурсов и клиентская база, которыми он располагает, дадут нам возможность выйти на совершенно новый уровень развития бизнеса.

Неважно, сколько денег мы получили. Важно, что это дает нам возможность стать одним из лидирующих провайдеров инвестиционных решений России. Не просто инвестиционной компанией, а целой фабрикой инвестиционных продуктов, потому что работа, которая у нас сейчас ведется, это не только работа брокера или организатора. Это работа по развитию всего фондового рынка и по предложению частным инвесторам новых интересных услуг. 

— Можно ли сказать, что после сделки с Совкомбанком среди ваших эмитентов появятся более крупные компании, серьезные размещения, а не только мини-бонды?

— Да, безусловно. Уже сейчас работаем над такими сделками. Думаю, что в этом году объявим какие-то большие интересные размещения.

— Речь об эмитенте, которого все в чате давно ждут? 

— Если вы имеете в виду «РКС девелопмент», то нет. Это не очень крупная сделка. Сумма размещения там составит 500 млн рублей. Это все-таки не уровень Совкомбанка, который работает со сделками объемом от 3 млрд и выше.

— Это значит, что в дальнейшем от вас можно ждать выпуски такого объема?

— Нет, я бы не сказал, что мы обязательно будем делать только размещения на сумму, например, от полутора миллиардов. Компания по-прежнему будет работать с небольшими эмитентами, а также с размещениями коммерческих облигаций объемом 50–100 млн.

Объясню почему: эмитент редко приходит, будучи уже зрелым. Нужно искать компании на ранних стадиях развития и работать с ними годами. У нас есть эмитенты, которые впервые обратились к нам, имея совсем небольшой бизнес. Теперь это уже достаточно крупные компании, даже лидеры в своих отраслях. Сейчас такие клиенты полностью нам доверяют, у нас с ними долгосрочные, многолетние отношения, которыми мы дорожим.

— На днях вы в чате писали, что в 2020–2021 годах начнется волна российских IPO и «сначала несколько смелых заработают сверхдоходность, а потом все побегут за доходностью». Почему компаниям вдруг становится интересен такой способ привлечения капитала?

— Причин много. Есть объективно рыночные, а есть субъективно российские.

Среди объективно рыночных причин следующие: IPO — это один из лучших вариантов привлечения капитала в компанию. Вы можете размываться до уровня 20–25%, но по-прежнему оставлять существенную долю контроля над компанией, можете получить оценку вашей компании, оценку своего многолетнего труда, выраженную в денежных знаках, привлечь деньги на развитие.

Причин, почему компания выходит на IPO, с точки зрения финансов много. Это уже профессионально управляемая компания, а не one man show, где все находится под контролем собственника. Это компания, которая показывает лучший уровень корпоративного управления. Такой бизнес можно передать по наследству. Вам как собственнику не нужно каждый день заниматься этим бизнесом. Публичная компания вряд ли станет объектом рейдерской атаки.

IPO — это уникальный инструмент, который для компании среднего бизнеса является серьезным трамплином для перехода на новый уровень. 

Почему частные инвесторы будут участвовать в IPO? Потому что через 2–3 года доходность по облигациям станет очень умеренной, не 15–16%. Я думаю, даже купоны 12% будут большой редкостью.

— Вы упоминали ПИФы и рост рынка: «Солид Менеджмент» в январе запустил первый биржевой ПИФ ВДО. При этом большого интереса со стороны инвесторов к нему не возникло. Получается, что инвестору проще самому собрать свой портфель, худо-бедно, не совсем правильно, но в итоге он будет лучше.

— Абсолютно верное замечание: запуск первого ПИФа не вызвал ажиотажа. Пока. Когда «Солид» создавал этот ПИФ, то понимал, что в течение первых двух недель инвесторы в него не придут. ПИФ начинает активно работать с частными инвесторами только через 2–3 квартала после запуска. Он должен показать, какую доходность может обеспечивать. То есть если ПИФ проработал год или два, ваш консультант или брокер уже может показать статистику по этому фонду: состав, доходность, комиссии. И вы покупаете паи, понимая, как ПИФ работает.

Когда ПИФ только создан, не совсем понятно, как у него сформирован портфель, какие по нему будут начисляться комиссии, какую доходность он может обеспечить. Конечно, частные инвесторы будут за ним следить, но покупать паи сразу никто не будет. Задача ПИФа сейчас — начать работать.

— Почему, на ваш взгляд, появление ПИФа, который фокусируется на ВДО, это важное событие для рынка?

— Потому что рынок ВДО становится все больше, а крупных игроков, способных поддержать его рост, по-прежнему нет. Я имею в виду каких-либо крупных инвесторов, способных приобретать большие объемы.

Когда вы размещаете 100 млн рублей среди частных инвесторов, у вас будет примерно 150 заявок со средним объемом 500–700 тысяч рублей. Если вы будете размещать 500 млн, то заявок у вас может быть уже больше тысячи. Очень тяжело физически работать с таким количеством на первичке, не допуская ошибок. Организаторам при размещении удобнее работать не только с тысячей мелких заявок, но иметь хотя бы 10-15 крупных, которые будут забирать большие объемы.

ПИФы будут появляться, через 3–4 года на рынке их должно быть около десяти. Они будут торговать между собой, совершать сделки РЕПО, которых сейчас на рынке ВДО никто не проводит. Есть множество финансовых инструментов, которые доступны только ПИФу или банку. Но банки пока еще не пришли на этот рынок, а частные инвесторы, при всем моем уважении к их мотивации и таланту, не могут предоставить такие финансовые инструменты для развития рынка.

Еще одно очень важное замечание: ПИФ — это профессиональная команда. И каким бы активным ни был частный инвестор, ему в одиночку тяжело составить портфель из 30 эмитентов. Просто тяжело за ними следить и их анализировать.

— «Септем Капитал» планирует запуск своего фонда ВДО? 

— Мы разговариваем с теми, кто заинтересован в создании таких ПИФов, консультируем их, рассказываем, как это работает, но сами не являемся управляющей компанией.

— Что в ближайшей перспективе может стать для инвесторов альтернативой ВДО? 

— IPO. Это как раз то, о чем я говорил выше. Те инвесторы, которые сейчас покупают ВДО со ставками 14–15%, ищут интересную доходность. При падении доходности по ВДО они будут искать возможность заработать на IPO.

Это не обязательно те же самые эмитенты, возможно, будут новые компании, но из сектора МСП.

— А p2p площадки сюда не относятся?

— Я очень осторожно к ним отношусь, поскольку у краудлендинговых площадок есть врожденный дефект — нетехнологичность. Сейчас ее пытаются преодолеть. 

Когда вы приходите на p2p, на краудлендинг, и выбираете заемщика для инвестирования, вы предоставляете ему заем и подписываете индивидуальный договор. Соответственно, у заемщика таких договоров может быть несколько сотен — с ежемесячными платежами, разными сроками погашения и ставками. При этом он еще и налоговый агент. Для заемщика регулирование этих договоров — действительно большая проблема при привлечении инвестиций.

Другая проблема — уровень дефолтов. Если вы посмотрите на такие площадки, как «Альфа-поток», «Город денег», «Старттрек», «Пененза», там этот показатель очень большой. Они пытаются его перекрыть за счет больших ставок, на уровне 25% годовых, но, на мой взгляд, это слишком рискованно для небольшого частного инвестора.

Мое скептическое отношение не продиктовано конкуренцией. Они ни в коем случае не конкуренты, у них другой уровень. Они выдают не по сто, а по пять-десять миллионов. Мы с такими суммами не работаем, поэтому не конкурируем за эмитентов. Мы, может быть, конкурируем за инвесторов, но, на мой взгляд, незначительно. 

P2P-сектор имеет право на существование и должен работать, но пока его показатели далеки от показателей рынка ВДО, да простят меня коллеги из краудлендинга.



Бонус: чек-лист из 5 пунктов по выбору облигаций для инвестора — в статье
0 Комментариев

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн