Коронавирус из Китая, по оценкам многих экономистов, может очень серьезно навредить экономике мира. Наиболее пессимистичны в этом вопросе эксперты из рейтингового агентства Moody’s. Они считают, что пандемия может привести к негативным последствиям, которые превзойдут масштабы кризиса 2008 года.
Финансовые рынки мира уже реагируют на угрозу и начали серьезно снижаться. Мы полагаем, что это не безосновательно, ведь пандемия действительно может нанести очень серьезный вред мировой экономике и привести к обвалу финансовых рынков.
Логическая цепочка связи вируса и падения финансовых рынков многим кажется спорным моментом, однако мы считаем, что негативная реакция рынка на пандемию полностью оправдана. И вот почему.
Все дело в том, что мы живем в эпоху высокоинтенсивной экономики. Более того, нынешние экономические отношения носят глобальный характер, где огромное количество производственных цепочек и экономических процессов сильно переплетены друг с другом. И поэтому любая пауза в такой огромной экономике, как китайская, ведет к проблемам во всей экономике мира.
И дело не только в потребительском спросе миллионов китайских граждан, которые сейчас не работают, а сидят дома. Это лишь вершина айсберга. Ведь, например, где-то в далеком от нас и от Китая Парагвае, возможно, кто-то ждет контейнер из Китая. Но из-за того что китайский контрагент не работает, эта поставка откладывается. А оборотные средства у предпринимателя из Парагвая частично сформированы на кредитные деньги, и поэтому отсрочка поставки приводит к убыткам для него, ведь проценты не ждут.
В Бельгии, может быть, есть завод, который вовремя не сможет получить китайские комплектующие на сумму $1 млн. А без них он не произведет конечную продукцию на $10 млн. А это убытки и остановка производственной цепочки.
Китай — вторая экономика мира, более того, это «фабрика мира», и поэтому на всей планете таких заводов может быть огромное количество. В подобной схеме пострадавшими уже являются такие гиганты мирового масштаба, как компании Apple и Samsung, у которых остановилась часть заводов, находящихся в Поднебесной.
Быстро оценить подобные потери в масштабах мира, наверное, никто не сможет. Но в этом и заключается проблема — в неопределенности. А неопределенность не нравится рынкам. Финансовые рынки всегда боятся неопределенности, поскольку неопределенность это рост риска.
Стоит понимать, что мировая экономика может пострадать не только от прямых и достаточно очевидных потерь, описанных выше. Возможно, гораздо большей проблемой является проблема с мировым долгом и кредитованием. Ведь независимо от того, работают сегодня десятки миллионов людей или нет из-за карантина, их долги и процентные платежи остаются в силе.
Значительная часть неработающих сейчас людей и компаний имеют долги, и в будущем из-за простоя им будет сложней их обслуживать. Когда речь идет о миллионах субъектов, то статистически это, безусловно, приведет к падению качества долга и дисциплины платежей. А по цепочке — и к падению качества активов банков со всеми вытекающими последствиями.
Возможно, вопрос долга и кредитования в другое время был бы не таким болезненным, как сейчас. Но в текущий момент мировая экономика в этом вопросе очень уязвима. Ведь еще до пандемии многие как раз и видели в долговой проблеме главную угрозу для глобальной экономики.
Китайский коронавирус может стать тем фактором, который подтолкнет развитие долгового кризиса в мире. И в мировой финансовой системе произойдет эффект домино наподобие того, как в 2008 году рухнул один из крупнейших банков в США Lehman Brothers, запустив процесс роста плохих долгов и обрушения финансовых рынков. Возможно, эксперты из Moody’s, и опасаются подобного сценария.
Обрушит ли в итоге коронавирус долговой рынок мира или нет, никто не знает. Этого может и не произойти, но риск есть. И именно рост этого риска и оказывает негативное влияние на финансовые рынки.
А далее срабатывают уже чисто рыночные моменты. Ведь многие на росте риска и страха фиксируют свои длинные позиции, что давит на котировки вниз. К этому падению однозначно присоединяются шортисты, что еще больше увеличивает продажи. Далее торговые роботы перестраиваются на падение рынка и добавляют масла в огонь. А далее — маржин-коллы и паника.
Вирус может привести к панике на рынках. Поэтому сейчас для финансового рынка ситуация с коронавирусом становится самым важным фактором, который затмевает все остальные. И если в ближайшее время не удастся найти «противоядие» от вируса, то падение финансовых рынков мира продолжится.
Источник: Gerchik & Co.
На предприятии в Ростове-на-Дону по изготовлению медицинских масок раскупили всю продукцию. Из-за увеличения нагрузок на оборудование большая его часть вышла из строя. Запас масок на предприятии закончился в связи с резким ростом спроса на них. Товар покупают не только жители и организации из Ростовской области, но и из других регионов страны, большинство из них — из Москвы.
На изготовлении этой продукции были задействованы четыре станка, три из них из-за повышения нагрузки сломались. Техника будет отремонтирована в скором времени.Еще одна серьезная проблема, которую нужно решить предприятию для возобновления нормальной работы, — дефицит материала. Проволоку и фильтрующий слой для выпуска средств защиты доставляли из Китая. В нашей стране их можно купить лишь в Казани по цене в десятки раз выше, чем у китайских производителей.
В ЧС инфоцигана.