00:50 пациент, который не мог вспомнить события своего прошлого, но при этом сохранил довольно точные знание о мире.
01:20 без эпизодической памяти мы в буквальном смысле этого слова не можем представить себе своё будущее вообще. (К эпизодическим воспоминаниям относятся те, которые как-то связаны с нами лично (по сути, это автобиографические воспоминания).
01:45 чтобы увидеть будущее, учитывающее их. Мы будем опираться лишь на свой собственный жизненный опыт.
02:10 гипотетический мир будущего:
02:30 из того, что было, создаём то, что, как нам кажется, будет.
03:00 Мы строим цивилизацию, которой ещё не было, но строим бодро и уверенно, потому что у нас нет опыта, как в такой цивилизации жить, как эта цивилизация повлияет на людей.
03:15 Сейчас нам кажется, что люди останутся такими же. Но, как мы с вами уже знаем, поведение человека и состояние его мозга определяются средовыми факторами. А что, если они будут фундаментально другими?
03:50 Что вообще в этом мире будет являться ценностью, которую можно было бы обменять на еду, воду, тепло и какую-никакую безопасность?
04:10 Суть сильного искусственного интеллекта в том и состоит, что он сам будет себя кодить — развивать, изменять, подстраивать под задачи, которые сам же, впрочем, себе и будет ставить. Соревноваться с ним на этом поприще будет абсолютно бессмысленно.
04:35 Пример, в 2015 году Adidas открыла в немецком городе Ансбах полностью автоматизированную фабрику по производству кроссовок. На заводе Speed factory любой рутинный человеческий труд выполняют роботы.
05:00 Считаете, что искусственный интеллект не сможет создавать нечто креативное? Уже создает. А мы и не нуждаемся в каком-то абстрактном «креативе», мы нуждаемся в том, что радует глаз. А то, что будет радовать наш глаз, искусственный интеллект, воспитанный на «больших данных», будет знать лучше любого человека.
05:30 Фармацевтические гиганты создадут искусственный интеллект, который будет способен создавать индивидуальные молекулы для каждого пациента.
05:50 Психологи, может быть, понадобятся?
06:10 Так что рОботы в будущем ожидаются, а вот рАбота для нас — нет.
07:50 «бегать» — это прикольно, но «надо», ему не понять.
08:00 Мироощущение предопределяется направлением внутренней активности человека, его доминантами
08:20 Всё меньший и меньший процент от потребляемой нами информации остаётся у нас в памяти. Дело в механике формирования долгосрочных воспоминаний.
Чтобы что-то запомнить, нам необходимо:
• во-первых, повторение
• во-вторых, время покоя.
08:50 Мы находимся под постоянным прессингом всё поступающей и поступающей новой информации.
08:55 Мы в каком-то смысле подобны лошади Мюнхгаузена, пытающейся напиться, тогда как вторая половина тела у неё просто отсутствует, и вся выпитая ею вода тут же выливается.
09:10 Запоминает информацию мозг. Если анализировать то, что мы запоминаем естественным образом, то можно узнать, что нас мотивирует или волнует, что для нас и в самом деле важно.
09:25 Может эту особенность мозга сможем использовать во благо?
09:30 Упражнение: ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ
Задача этого упражнения — найти область знаний и практик, которые по каким-то причинам находят в вас отклик.
Заведите блокнот и каждое утро записывайте, что помните о вчерашнем дне.
Теперь составьте список занятий, которые составляют основную часть вашей деятельности в течение обычного дня.
Сопоставьте:
• то, что вы делаете обычно, на что привычно тратите своё время и силы;
• и то, к чему вас пытается склонить ваш мозг, если верить проведённой вами систематизации ваших спонтанных запоминаний.
Возможно, для того чтобы сблизить вашу регулярную деятельность с тем, что вам и в самом деле хочется, то есть попробовать усилить соответствующую информационную доминанту.
11:10 Три базовых механизма нашей психики:
• принцип «динамического стереотипа» (И. П. Павлов);
• «принцип доминанты» (А. А. Ухтомский);
• принцип «отношения знак — значение» (Л. С. Выготский).
11:24 Та жизнь, которую мы живём, — это один большой «динамический стереотип», который состоит из множества небольших «динамических стереотипов», и какие-то из них отвечают за вашу повседневную деятельность.
11:40 Принцип «отношения знака и значения» объясняет, почему мы зачастую живём не той жизнью, которой бы хотели.
11:50 «Доминанты» обслуживают самые разные наши интересы, которые зачастую не очень-то и согласуются между собой.
12:00 нейрофизиологическая доминанта способна стать гегемоном и подчинить себе все прочие нервные центры.
12:15 феномен «потока», Михай Чиксентмихайи рассказывает в своей одноимённой книге.
12:30 Доминанта на клеточном уровне - это одновременное и комплексное возбуждение значительного количества связанных друг с другом нейронов.
13:00 Помочь «доминанте» можно изучая профессиональную, осмысленную информацию по теме, которая вас и в самом деле волнует
13:20 эффект «когнитивной нагрузки»
13:40 эксперименте, который участники считали проверкой памяти. Одна часть испытуемых просили запоминать короткие числа. Другим требовалось запоминать семизначные цифры.
13:55 Запоминание длинных чисел приводит к выраженной «когнитивной нагрузке».
14:20 Когда вам приходится сильно напрягать корковые отделы мозга, происходит быстрое их истощение. В результате они теряют способность контролировать подсознательные (подкорковые) импульсы.
14:30 То есть когнитивная нагрузка приводит к тому, что в вашем мозгу происходит перераспределение сил: более примитивные, глубокие, эволюционно более древние импульсы берут вверх над всеми прочими.
14:55 Упражнение: ИНФОРМАЦИОННАЯ ДОМИНАНТА
Для того чтобы не попасть на эту уловку мозга, определите в сутках час, когда вы будете изучать материал по той самой теме, которая вас увлекла.
Просто читайте, смотрите. фиксируйте понятия, созданию факт-карт
16:00 Этот час позволит вам качественно изменить вашу жизнь. Мотивация без должной содержимой памяти — ничто. Мотивации нужно опираться на знания, информацию.
16:15 Информационная доминанта — это способ, который позволяет вам, используя новые вводные, пересобрать разрозненные знания о предмете, которые уже есть в вашем мозге, превратив их в целостную функциональную систему.
16:35 «акцептор результата действия», то потребное будущее.
17:00 иерархический инстинкт, перестал быть мотиватором для большинства людей.
18:10 СЕКСУАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ
Филипп Зимбардо написал книгу «Мужчины в отрыве», где показал, что мужчины косяком устремились из супружеских постелей в порнографию, ставшую теперь такой качественной, такой многообразной и такой доступной.
18:30 Мы стоим на пороге фундаментального изменения в отношениях между полами.
Молодые люди начинают насыщенную сексуальную жизнь с порнографией в юном ещё весьма возрасте, формируя таким образом специфическую «сексуальную фиксацию» — порномодели возбуждают их больше, нежели реальные, половые партнёры.
19:00 В Международную классификацию болезней планируют ввести термин — «цифросексуалы». Предполагается, что цифросексуалы будут определяться как люди, которые не могут получить достаточное сексуальное удовлетворение без привлечения цифровых средств.
19^40 С появлением ЗD-порнографии, VR -порнографии и хитроумных приставок к соответствующим частям тела — естественному сексу, скорее всего, придёт конец. Чем терпеть рядом капризы и негатив живого, и уже потому неидеального любовника, куда удобнее будет развлечься с виртуальным партнёром, который отработает, так сказать, на все сто.
20:00 Гендерные роли стали какими-то стёрто-смазанными.
20:30 Мы уже больше не можем рассчитывать на «половой инстинкт» как на естественный внутренний мотиватор. Так что же нам остаётся? Только страх остаётся всё ещё потенциально ресурсным мотивирующим чувством. Но мы и бояться-то толком перестали.
20:50 Прежде нужность другим людям была абсолютно приоритетной задачей, потому что приравнивалась к задаче выживания. Но знания и навыки уже сейчас никому не нужны.
21:10 В 1965 году футуролог Элвин Тоффлер опубликовал статью, где предсказал «шок будущего». Шок будущего, или футурошок, — это защитная реакция общества на радикальные изменения в мире, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса.
21:30 В книге «Футурошок», 1970 года, Тоффлер последовательно изложил свою концепцию будущего. Элвин Тоффлер предполагал, что человек, застигнутый врасплох технологической цивилизацией, столкнётся с пределом своих адаптивных возможностей.
21:50 «Шок будущего, — писал он, — поражает психику. Перегруженный “рассудок” не способен принимать адекватные решения. При беспорядочных скачках механизмов изменений мы не только можем подорвать здоровье, отчего уменьшится степень адаптации, но и утратить способность рационально реагировать на эти изменения».
22:10 Но человечество просто перестало замечать изменения.
22:50 Тоффлер предсказывал, что человечество может погибнуть, потому что люди «не выдержат психологических нагрузок».
23:00 Проблема, в том, что мы перестанем чего-либо бояться в принципе.
Если всё то, о чём я сейчас рассказываю, в вас хоть как-то отзывается, а желание мотивировать себя у вас реальное, то давайте попробуем написать себе письмо из будущего.
23:20 Упражнение: ПИСЬМО ИЗ БУДУЩЕГО, 2045 год
Итак, 2045 год. Мне в 2045 году … лет.
(Первое, что мы должны сделать, это попытаться представить себе мир в 2045 году.
Можете в качестве справочника воспользоваться книгами :
«Четвёртая мировая война»,
Юваля Харари, например, «HomoDeus: Краткая история будущего»
Джеймса Баррата «Последнее изобретение человечества»
Мартин Форд «Технологии, которые изменят мир»,
Герд Леонгард «Технологии против человека»
сборник «Мегатех. Технологии и общество 2050 года в прогнозах учёных и писателей»)
24:00 Вам необходимо представить себя в этом мире для начала победителем: у вас есть — здоровье, молодость, развлечения и т. д. уровень конкуренции — огромный, а ресурсы ограничены.
24:30 Представьте свою жизнь теперь: чем вы можете заниматься, на что вы будете жить, где вы будете жить, с кем вы будете жить. Подумайте о том, что это будут за люди, которым досталась такая жизнь. И вот теперь беритесь за письмо. Напишите его себе — из этого кажущимся таким далёким 2045 года...
Напишите, заклейте в конверт и уберите в стол. Прочитайте, когда в следующий раз задумаетесь об «успехе» или о «смысле жизни».
25:10 Желание — есть не что иное, как страстная сторона мысли. ИВАН СЕЧЕНОВ
25:35 У нас есть путь — думать, развивать навыки мышления и тем самым менять самих себя.
Задачи, которые перед нами ставит время, требуют не просто хороших мозгов, они требуют супермозгов.
«Уверенность индейки в безопасности достигает максимума, когда риск — самый высокий». Это правда, которую поздно потом будет доказывать.
А что делать, абсолютно понятно: искать те самые ключи к мышлению, тренировать его и объединяться с людьми, для которых это тоже по-настоящему важно.