До появления Силы Сибири, СП-2 и ТП Газпром был ограничен в своих экспортных возможностях. Вы вообще задавались вопросом, а каков потенциал наращивания добычи газа в России? Уверен, большинству он даже не приходил в голову. Какая разница, если его все равно невозможно было экспортировать?
По всем формальным признакам, формирование газового рынка ЕС сложилось хаотично, под влиянием сильнейших игроков. Захотелось Голландии самой получать доход с Гронингена — появилась практика долгосрочных контрактов «бери или плати». Не понравилось это Германии (точнее, BASF'у) и Ruhrgas c Verbundnetz Gas'ом привели в западную Европу советский газ. Нет у ЕС никакой стратегии в газовой сфере. Отсюда и чехарда с OPAL'ом: то разрешат использование, то ограничат. Тут даже не надо Штаты впутывать, один из главных борцов с СП-2 — не США, а Польша, лоббирующая польско-норвежский проект и защищающая таким образом свои инвестиции в него.
Является ли Норвегия значимым импортером для ЕС? Я не уверен в данных, которые нашел, но у меня получилось, что Норвегия — это 5,8% экспорта для Дании, 1,1% экспорта для Польши, а для Германии, Великобритании, Нидерландов — 0,7-0,9%. Кому она тогда в ЕС нужна?
Уточню. Я написал, что экспорт газа для Норвегии — это примерно $60 млрд. в год, 50% экспорта, 15% ВВП. На самом деле в этих цифрах на газ приходится примерно половина, а вторая половина — нефть.
Если российское государство решит пожертвовать свой долей от газовой торговли (экспортными пошлинами), Газпром вполне в состоянии выдавить с газового рынка Европы всех, вообще всех. Это означает, что у России появляется тема для задушевных бесед с Ираком, Ираном, Норвегией, Азербайджаном, т. е. теми, у кого альтернативы европейскому рынку нет.
Главная интрига в том, что в ставшей свободной украинскую трубу можно запустить среднеазиатский газ. И это хорошая тема для разговоров не только с Туркменией и Узбекистаном, но и с Китаем. Раньше это можно было бы сделать только в ущерб объемам газпромовского газа, а сейчас нет. А еще можно вернуться к теме взаимных инвестиций с Европой: они — в добычу газа у нас, мы — куда-нибудь у них. Появляется не мыслимая ранее свобода маневра. Тема Украины просто меркнет на фоне таких перспектив.
В современном мире, как оказывается, у сырьевого экспорта есть свои преимущества — он тоже оказывается неуязвимым для санкций. Против китайского несырьевого экспорта США сравнительно легко ввели санкции в виде увеличения пошлин, а против российского нефтегазового не смогли сделать ничего. Нет, если ты маленький, как Венесуэлла, то ввести санкции можно. Если ты большой, как хотя бы Иран — уже сложней. Поэтому совсем неплохо быть в современном мире очень крупным сырьевым экспортером, настолько большим, чтобы быть его регулятором.
Выводы делайте сами.
Судя по разговорам о повторном повышении пенсионного возраста денег правительству не хватает на самые беззащитные слои населения, налоговый грабеж опять же, перекладывание экспортных пошлин нефте-газо продуктов через НДПИ на наш карман и карман «уже не пенсионеров». Платные дороги бывшие ранее бесплатными, сумашедшие суммы за ЖКХ, фактически упразднение полликлиник и полный ппц в медицине и т.п. и т.д.
Может именно поэтому Путин так загадочно улыбается перед выборами?
Мниться мне что на выборы он не идет, а партию чинушков собирается списать в утиль в угоду чему то новому, либо же готовится заваруха пользуясь которой и созданием Ч.С. останется у власти?
Вот в чем интрига…
А Сила Сибири — чисто коммерческий проект, компании ООО не принадлежащий населению ни коим образом, торгующей «Народным достоянием» направо и налево, и старикам лишенных пенсий оно абсолютно по барабану.
Вообще не смотрите телевизор лучше читайте принятые изменения в КОАП, Налоговый Кодекс и прочие подзаконные акты, узнаете много нового в отношении того что РЕАЛЬНО ДЕЛАЕТСЯ, а не то чем забивают голову стаду.
Возьмите хотя бы налоговый маневр и посчитайте на сколько обязана вырасти стоимость бензина до 2024 года.
Все остальное лапша на уши.