В продолжение темы о формах дискуссии на смартлабе.
Иногда сталкиваясь с немотивированной агрессией и враждебностью часто не понимаешь, чем они вызваны. Но оказывается особых причин для этого и не нужно. Пару поводов можно найти в двух цитатах:
"..«У Белинского где-то в письмах, помнится, есть такая мысль: мерзавцы всегда одерживают верх над порядочными людьми потому, что они обращаются с порядочными людьми как с мерзавцами, а порядочные люди обращаются с мерзавцами как с порядочными людьми.
Глупый не любит умного, необразованный образованного, невоспитанный воспитанного и т. д.
И все это прикрываясь какой-нибудь фразой: „Я человек простой…“, „я не люблю мудрствований“, „я прожил свою жизнь и без этого“, „все это от лукавого“ и т. д.
А в душе ненависть, зависть, чувство собственной неполноценности».
(Академик Д. С. Лихачев)
«Вы всю жизнь будете встречать людей, о которых с удивлением скажете: «За что он меня невзлюбил? Я же ему ничего не сделал».
Ошибаетесь! Вы нанесли ему самое тяжкое оскорбление: вы — живое отрицание его натуры.»
(Андре Моруа)
Более обширный список механизмов разделения на своих и чужих приводится в статье Роберта Сапольски, в начале которой упоминается почти анекдотический случай: на съёмках фильма «Планета обезьян» люди, игравшие шимпанзе, и люди, игравшие горилл, в обед ели отдельными группами.
Ниже приводится фрагмент перевода статьи, опубликованной на habr.
Говорят, что «В этом мире есть два типа людей: те, кто делят людей на два типа, и те, кто не делят». На самом деле первого вида людей гораздо больше. И последствия деления людей на «наших» и «не наших», членов нашей группы и остальных, людей и «других», могут быть очень тяжкими.
Все люди проводят разделительную черту «свой/чужой» по расам, этническим признакам, полу, языковой группе, религии, возрасту, социально-экономическому статусу, и так далее. И в этом нет ничего хорошего. Мы делаем это удивительно быстро и эффективно с нейробиологической точки зрения. У нас существует сложная систематика и классификация способов, которыми мы наговариваем на «них». Мы делаем это с изменчивостью, варьирующейся от мелкой минутной агрессии до дикарской резни. А также мы постоянно определяем, что плохого в «них», основываясь на чистых эмоциях, за которыми следует примитивная рационализация, которую мы путаем с рациональностью. Грустно.
Но, что главное, существует повод для оптимизма. По большей части потому, что у всех нас в голове существует множество различных определений мы/они. «Они» в одном случае могут оказаться принадлежащими к категории «мы» в другом, и переход оттуда сюда может занять мгновение. Так что есть надежда, что с помощью науки землячество и ксенофобия могут поутихнуть, возможно, даже до такой степени, что голливудские шимпанзе и гориллы смогут обедать вместе.
Статья очень большая, и если вас интересует эта тематика, то с полным текстом можно знакомиться по ссылке:
https://habr.com/ru/post/406149/
Лично когда я слышу «наши» (например, «болеем за наших»), я понимаю, что какой-то умный дядя мне-дураку разъяснил, кто тут наши. И «наши» почему-то становятся для меня «ненашими». Как-то так...
А во-вторых. Вот я, например, болею за ЦСКА почти 50 лет. Однако, если я сделаю ставочку на «Спартак», то и болеть буду в том матче именно за «Спартак».
Свои (Наши) — это те кто в данном матче «наши».
Мозг такая штука, что в большинстве случаев он найдет оправдание чему угодно.
и я там был и Тимофей там был. все были. кроме вас.
так что Тимофей конструктивную критику нормально воспринимает а не подтирает там коменты втихаря.
по теме «свой-чужой»
но решать проблему испугались
— Таких не существует.
«И последствия деления людей на «наших» и «не наших», членов нашей группы и остальных, людей и «других», могут быть очень тяжкими.»
— Наоборот. Отказ от разделения и от самого понимания необходимости такого разделения приводит к катастрофическим последствиям.