neophyte
neophyte личный блог
08 сентября 2019, 17:47

О продаже Смартлаба

О продаже Смартлаба



Недавно тут шумела дискуссия о том, сколько стоит смартлаб ...
Наверное кто-то читал книгу С.Васильева «Как мы покупали русский интернет» о том, как покупался Рамблер — история со стороны инвестора.
Ниже предлагается отрывок из книги И.Ашманова «Жизнь внутри пузыря» о том же, но взгляд изнутри компании. 
С интернет-проектами все не просто. Все держится на нюансах и на конкретных людях. Не будет такого, чтобы вложил деньги и почиваешь на лаврах, купаясь в прибыли.
P.S. Книга читается на одном дыхании. Особенно интересно сравнить две версии одной истории: версию С.Васильева и версию И.Ашманова.
P.P.S. Ссылка - https://www.ashmanov.com/education/articles/zhizn-vnutri-puzyrya/

Интернет-проект — это всегда риск

Я несколько раз слышал фразу о том, что в Интернете сейчас нет неприбыльных проектов. Да, если сейчас у тебя есть большая посещаемость, то практически гарантированно есть и деньги (в противоположность тому, что было в 2000 году).

Но провалы и потери денег всё равно неизбежны. Причин тому много, вот некоторые из них:

  • Званых — много, избранных — мало. Кроме молодых гениев с блестящими идеями и не менее блестящим будущим вокруг очень много имитаторов или просто не очень талантливых парней со слабыми идеями и малой способностью давать результат.

    Они тоже имеют амбиции, у них тоже есть семьи и другие потребности, они тоже хотят денег и готовы убедительно объяснить, почему денег нужно дать именно им. Иногда «харизма» и способности к гипнозу у таких «ненастоящих гениев» развиты даже сильнее. Понять же, что инвестиции даны не тем, кому следовало, удаётся далеко не сразу, а деньги тратятся и тратятся ежемесячно, согласно однажды согласованным бюджетам.

  • Предсказывать трудно. Сами инвесторы не всегда могут отличить хорошую идею от плохой. Точнее, могут крайне редко. Мало кто вообще может это сделать. Как говорят китайцы, «предсказывать очень трудно, особенно, когда это касается будущего».

    А ведь вокруг много инвесторов, которые в принципе не могут различать хороший проект от плохого, ибо не разбираются толком в интернет-рынке, интернет-рекламе, интернет-технологиях, но при этом очень хотят инвестировать именно в Интернет, побуждаемые модой и шумом в СМИ.

  • Риск есть всегда. И наконец, самое ужасное: даже взяв успешный интернет-проект, хорошую команду, отличный бизнес-план и лучшие технологии и вложив серьёзные деньги, инвестор не может рассчитывать на гарантированный успех. Развалить проект или просто не достичь успеха в своей нише — очень и очень вероятно.

И о корнях риска

Кто и чем рискует внутри интернет-проекта

Венчурные инвесторы

Как я сказал выше, несмотря на бурно растущий рынок, инвесторы по-прежнему очень рискуют. Но это, в конце концов, их бизнес; потому они и называются венчурными капиталистами или рисковыми инвесторами.

Мне лично не очень жалко венчурного инвестора в случае краха проекта, в частности, потому, что неуспех 3–4 проектов из десяти и относительная вялость ещё двух-трёх из них — просто изначально заложены в схему венчурного финансирования проектов на ранней стадии.

Для венчурного инвестора крах отдельного проекта — не конец света, а более или менее контролируемый риск. Если «выстрелят» 1–2 проекта из десяти — бизнес в целом себя вполне оправдает.

Кроме того, у профессионального инвестора есть разные инструменты для минимизации этого риска — методы оценки будущего развития проекта, методы планирования, свой профессиональный менеджмент для «высадки» в проект и пр.

Дикие инвесторы

Гораздо более серьёзно рискуют «дикие» инвесторы, у которых просто накопились свободные деньги в их основном бизнесе (скажем, в издательском бизнесе, торговле недвижимостью или производстве фанеры), и которые решили вдруг вложить их в конкретный интернет-проект — под впечатлением шума в СМИ и россказней знакомых интернетчиков. Здесь они оказываются заложниками своего непрофессионализма в области Интернета и хороших презентационных навыков первых же встреченных ими интернет-команд.

Это — готовые жертвы для интернет-шарлатанов.

Впрочем, и в обратной ситуации, когда дикому инвестору попался перспективный проект и хорошая команда, дикий инвестор с очень большой вероятностью его развалит, пытаясь рулить интернет-проектом как фанерным заводом (о чём ниже подробно повествуют несколько глав этой повести).

Но и дикие инвесторы с их высокими шансами провалить инвестиционный проект всё-таки не вкладывают в проект свои последние деньги и не тратят на него все свои силы. После провала проекта они не пойдут просить милостыню в подземном переходе, а просто подсчитают и спишут убытки, дадут себе слово быть впредь умнее и опять займутся своим основным бизнесом.

Менеджеры

Нет, глядя на новый интернет-проект, получающий инвестиции, я скорее на стороне менеджера и его команды. Для них текущий проект — как правило, единственный на данном промежутке времени, и он очень важен для их карьеры. Менеджер и его команда тратят на проект гораздо более ценные ресурсы, чем деньги — а именно своё личное время (значительный кусок личной биографии), «процессорное время» своего ума и жар души.

Поэтому команда, решившая взять инвестиции, рискует не меньше инвестора. Рискует временем, идеями, молодостью, репутацией, куражом. Это всё довольно важные и не всегда легко восполняемые ценности.

А ведь риск провалить даже почти идеальный, очень хороший проект с хорошими людьми и хорошими бюджетами — очень высок.

Откуда риск?

Проистекает этот риск вовсе не из качества идеи, и даже не из качества команды, и даже не из качества денег (то есть качества инвестора, которое также очень важно).

Этот риск — социальный. Каждый проект — в первую очередь клубок социальных связей и социальных конфликтов, и именно они могут привести его к краху или победе.

Отношения с инвестором, отношения с рынком и отношения людей и кланов внутри проекта часто запутываются в совершенно неразрешимый клубок противоречий. И очень часто это — не неизбежность, а случайность, которой можно было бы избежать, ибо происходят эти случайности от неопытности менеджера и инвестора.

В общем, пускаясь в рискованное плавание в новом инвестируемом проекте, хорошо хотя бы приблизительно представлять себе, какие типичные опасности поджидают тебя на пути.

11 Комментариев
  • Hodl Hero
    08 сентября 2019, 18:00
    Пузырь доткома добрался и до нас
      • Дмитрий Ш
        08 сентября 2019, 19:04
        Николай Скриган, Ну, и начало 2000х тоже добралось до нас
  • Евгений Корюхин
    08 сентября 2019, 19:07
    Весьма капиталистический пост!
  • Abstract
    08 сентября 2019, 21:30
    Не жалко ему венчурных инвесторов. Они так то разные бывают, от физлиц и фэмили-офисов до крупных фондов. У фондов на десках десятки проектов в разных стадиях, включая разностороннюю оценку на всех этапах запуска, у частников же любой неуспех это часто большие финансовые проблемы. 
  • $even_17 (PhD)
    09 сентября 2019, 01:49
    «Сами инвесторы не всегда могут отличить хорошую идею от плохой. Точнее, могут крайне редко. Мало кто вообще может это сделать. „

    Нафига Кличко цитировать
  • Павел
    09 сентября 2019, 06:06
    Больше всего на интернете зарабатывают айти специалисты (вспомните про заработок брокеров и бирж против инвесторов). Наплевать что будет с проектом рабочие руки всем нужны и стоят они дорого. Ни один так другой. Стабильный заработок в долларах. Я проработал во многих американских стартапах и видел всю кухню изнутри. Уровень людей очень сильный, денег почти не ограничено, но прибыли никакой. Смотрю на квалификацию наших специалистов не технарей срашно становится, как вообще они могут хоть что-то сделать. Не смотря на то что считается, что лучше делать бизнес в той сфере в которой разбираешься, я вот ни за что не открою свою аутсорсинговую компанию или не того хуже студию. Если и делать бизнес, то только продуктовую компанию и только с оффлайн составляющей. Ну и помнить что сегодня рынок принадлежит маркетплейсам — автоматизировать то что уже автоматизировано 10 лет назад. Всё остальное это казино. 
  • Michael
    09 сентября 2019, 06:09
    Сколько стоит смартлаб? Я думаю можно сделать оценку исходя из количества активных уникальных пользователей в месяц (+премия за «качество» целевой аудитории). Каждый пользователь имеет известную монетизацию через рекламу. Вот и простейшая DCF модель для оценки.
  • Magistr
    09 сентября 2019, 13:31
    Я всегда думал, что подобные проекты работают просто для души самого автора и не могут приносить никаких денег и в целом так оно и есть поэтому говорить о цене проекта без его души не имеет смысла, сам по себе проект смартлаб не стоит ничего
  • Magistr
    09 сентября 2019, 13:34
    Вот если б это был интернет магазин или площадка для обмена криптой или прост для продажи билетов на конференции смартлаба, тогда другое дело, а что ценного может предложить форум? Тут у большинства депозит не больше полтоса

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн