Я считаю, что для инвестора нет ничего важнее, чем психологическая устойчивость. Все наши навыки по анализу компаний и управлению активами – пыль, если не удается отделить мух от котлет, а информационный фон от собственной инвестиционной стратегии. Если первое мешает второму – пиши пропало.
Сегодня новости бомбардируют нас негативной повесткой и ожиданием ЧЕГО-ТО неприятного впереди:
Твиты Трампа, торговые войны, ставки ФРС, замедление Китая, кризис в ЕС, стагнация в России и т.д. и т.п.
Почитаешь информационный поток (да ещё подкрепленный многозначительными графиками с какими-то показателями) и кажется, что скорое падение неизбежно. Всё чаще я читаю в блогах коллег-инвесторов обеспокоенность относительно того, что ждёт нас в будущем и не пора ли фиксировать прибыль.
Сам я понятия не имею, каким будет будущее и гадать не хочу. Хотя держу в голове, что когда все ждут кризиса, то он либо не случается вовсе, либо оказывается противоположен ожиданиям.
В моём портфеле прекрасные и не дорогие компании, которые великолепно работают и приносят прибыль, полностью удовлетворяя моей инвестиционной стратегии – так зачем же я буду продавать их кому-то другому? Просто потому, что нафантазировал себе страшилок о будущем, наслушавшись новостей от прогнозистов на зарплате? Какой же я тогда инвестор…
Если бы я шел навстречу своему страху, то до сих пор бы не начал инвестировать в ФР или, хуже того, сошел бы с дистанции на очередной коррекции в июле 17го или в апреле 18го.
Забавно, что на старте инвестиций я испытывал сразу два противоположных страха:Мне казалось, что рынок вот-вот «убежит» без меня и тогда останется лишь бессильно смотреть со стороны на безудержный рост котировок. Я думал о том, что Баффет купил свои первые акции в 13 лет, а мне уже 26 и я до сих пор не инвестирую на фондовом рынке. Поэтому очень торопился поскорее выйти на биржу, ощущая, что каждый день упускаю такое драгоценное время.
Я боялся, что наступит кризис и всё обвалится. В то время информационное пространство было наполнено пессимистичными прогнозами и тревожными событиями – кризис в Греции и Украине, конфликт в Сирии и Донбассе, санкции и падающая нефть… Казалось, что всё летит в тартарары и финансовый кризис, который обрушит мировые биржи, уже не за горами. Было как-то стрёмно вложить свои деньги прямо перед его началом.
Ничего не напоминает?
Вероятно, тогда информационное давление было не меньшим, чем сегодня.
Я помню все эти нервные шутки про то, как можно заработать на нефти – просто купить бочку нефти по 28 баксов, вылить нефть и продать пустую бочку за 40 баксов. Профит.
Сегодня я вижу, как информационный фон мешал мне действовать спокойно и последовательно, отвлекая на миражи. Почти ничего, из того, чем тогда пугали в СМИ, не сбылось. Но даже если бы невероятный рост/падение случились, то при моём стартовом капитале и горизонте инвестирования это не оказало бы значительного эффекта на общие результаты.
Поэтому не использую плечей, имею финансовую подушку безопасности вне фондового рынка и стараюсь сохранять финансовую независимость от биржи.
Но более 80% капитала я продолжаю хранить в акциях и никакой информационный фон на это повлиять не в силах. Хотя был бы не против хороших скидок на хорошие бизнесы.
Экоинвестор для blog.financemarker.ru
P.S. Все финансовые отчеты компаний вы можете найти на обновлённом сайте financemarker.ru
Если в Китае будет рецессия (а она будет), то прибыли большинства российских компаний упадут, а где-то выползет убыток. Тогда акции уже нельзя будет назвать недорогими
дефляция в сша на годик хотяб = нефть по 20 баксов...
а терь посмотри на 2015ый когда инфляция пересекла 0… сколько там нефть стоила? 28??
Все остальные считают на основе предоставляемых данных.
Так что тоже учим мат. часть.
И какова вероятность нефти по 20дол. сейчас с учетом роста издержек на добычу? Даже с дефляцией США вероятность относительно долгосрочных цен на нефть в 20дол крайне низкая.
нефть будут добывать и по 5 баксов… и продавать в убыток… т.к консервация скважин и нпз дороже будет… и будут держать свою долю рынка
мне вот кстати одно непонятно… при дефляции хеджеры просто не покупают нефть, или дополнительно продают ...
На рынка нефти хеджеры — это в основном производители нефти, которые фиксируют для себя определенную комфортную цену. Будут ли они фиксировать некомфортную цену — это большой вопрос. На них + разные прочие коммерческие компании условно приходится около 45% фьючерсного рынка.
На примерно 40% приходится так называемых спекулянтов. И около 15% — это индексные фонды. Среди этих групп много хедж-фондов и пенсионных фондов, которые покупают фьючерсы на сырье, фьючерсы на сырьевые индексы, в частности нефть, как противовес инфляции. Наверно, это их вы назвали «хеджерами». При этом покупка сырьевых фючерсов обычно объясняется как низкокоррелированный с другими финансовыми инструментами актив, да и плюс возможность поучаствовать в движении цен на сырье, которое в том числе может определить инфляцию. При этом наличие дефляции в принципе никак особо на них не повлияет, так как текущая дефляция не является гарантией отсутствия в будущем сырьевой инфляции, поэтому они постоянно роллируют эти фьючерсы и специально сохраняют на часть портфеля подверженность этим факторам.
При этом также существуют просто спекули, которые действуют по обстановке. При падении цен на нефть у них с определенного момента, когда цена будет ниже себестоимости, начинают срабатывать крупные покупки, в т.ч. с покупкой нефти и хранением нефти на танкерах в ожидании лучших времен.
В итоге при понижении цен до какого-то уровня рынок просто будет разворачивать вверх. При этом по сырью этот уровень обычно лежит чуть ниже себестоимости добычи маржинальной единицы, то есть сказки о 5 долларов за баррель можете кому-то ещё рассказывать. Понятно, что при цене ниже себестоимости маржинальной единицы часть производителей будет уже глубоко в минусе. Они, кстати, первые и начнут сначала уменьшать добычу, а потом соответственно и консервировать наиболее убыточные скважины. Учитывая, что спрос на нефть низкоэластичный, то подстройка рынка будет достаточно быстрая, ну как, впрочем, рынок ранее и показывал.
Ну а перл по поводу консервации нпз — это ваще жесть. Вообще-то нпз — это переработка нефти. При падении цен на нефть они обычно оказываются в шоколаде, так как рынок бензина не так быстро меняется как рынок нефти, и их маржа обычно хорошо так увеличивается. Кстати, Exxon Mobil вам пример, чтоб понять, что такое переработка и что такое добыча и как структура этих двух составляющих влияет на компанию при падении цен на нефть (можно взять предыдущее падение цен на нефть). Как раз хорошая мат. часть для изучения, а не то, что вы написали.
Например стресс тест на падение реализации на 30% в течении 2-х лет — все компании в портфеле переживут?
Но видишь ли, когда случается кризис, который ты пока не видел, то как бы ты не умел контролировать свой собственный страх, тебе придется считаться со страхом, который будет царить на бирже. Это неизбежно, особенно с учетом указанной доли