52. Кредитные организации вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 настоящей статьи.
д) пункт 11 изложить в следующей редакции:
«11. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе в соответствии с правилами внутреннего контроля отказать клиенту в выполнении его распоряжения о совершении операции с денежными средствами или иным имуществом, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, только при одновременном наличии следующих условий:
1) клиенту присвоен наивысший из установленных в соответствии с правилами внутреннего контроля уровень (степень) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, либо в отношении операций клиента в уполномоченный орган неоднократно в течение года направлялась информация, предусмотренная пунктом 3 настоящей статьи;
2) наличие данных, дающих основание подозревать, что операция с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которой клиентом дано распоряжение о ее совершении, осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Решение об отказе от выполнения распоряжения клиента о совершении операции по основанию, изложенному в абзаце первом настоящего пункта, принимается руководителем организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или специально уполномоченным им лицом.»;
«Информация, полученная от Центрального банка Российской Федерации,… не может использоваться кредитными организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг,.... в качестве единственного основания присвоения клиенту наивысшего из установленных в соответствии с правилами внутреннего контроля уровня (степени) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.»;
В случае принятия данного законопроекта значительно увеличивается риск вовлечения организаций кредитно- финансовой сферы в противоправную деятельность клиентов, а также может привести к снижению эффективности мер противодействия финансированию терроризма как в отдельно взятой кредитной организации, так и в целом в Российской Федерации.
Многие Банки за длительный период работы выработали портрет высокорискового клиента. Статистика подтверждает, что прием таких клиентов на обслуживание в преобладающем большинстве случаев в дальнейшем приводит к проведению клиентами операций сомнительного характера и последующему расторжению с ними договорных отношений, что неблагоприятно влияет на эффективность деятельности кредитной организации (требует существенного объема ресурсов), а также на общеэкономическую ситуацию в стране. Данное нововведение, с высокой долей вероятности, ухудшит общероссийскую статистку по снижению объема транзитных операции за последние годы.
----------------
При принятии решения об отказе в операции – Банк должен дать клиенту рекомендации по устранению оснований. Учитывая, что отказ будет возможен только для высокорисковых клиентов и высокорисковых операций, рекомендации по возможности их проведения в кредитных учреждения выглядят, как содействие легализации денежных средств.
---------------
Принятие данного требования увеличивает риск установления сотрудничества с неблагонадежными клиентами, а также повышает риск признания вовлеченности Банка в проведение операций сомнительного характера, которых можно было бы избежать, реализовав процедуру отказа от заключения договора банковского счета на первоначальном этапе.
----------------
По нашему мнению, предложенная в Проекте оптимизация подходов к применению кредитными организациями мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, приведет к рискам вовлечения кредитных организаций в деятельность, связанную с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и/или финансированием терроризма в связи с возможностью проведения клиентами сомнительных операций.
Указанная возможность обусловлена исключением из Проекта:
— права кредитных организаций на отказ от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
— возможности принятия решения об отказе в проведении операции по основаниям непредставления документов, необходимых для фиксирования информации (Отказ в операции возможен только при одновременном наличии нескольких условий (наивысший уровень риска у клиента, неоднократное направление сообщений о подозрительной операции по коду 6001, наличие данных, дающих основание подозревать в ОД/ФТ).
---------------
Исключение из федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) нормы, предоставляющей кредитной организации право отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, приведет к вынужденному приему на обслуживание лиц, в отношении которых имеются обоснованные подозрения о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (например при одновременном наличии всей совокупности факторов, приведенных в пункте 6.2 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П) (далее – Положение № 375-П).
Исключение из федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) нормы, предоставляющей кредитной организации право отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, приведет к вынужденному приему на обслуживание лиц, в отношении которых имеются обоснованные подозрения о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (например при одновременном наличии всей совокупности факторов, приведенных в пункте 6.2 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П) (далее – Положение № 375-П). |
и безболезненного и комфортного для все решения просто быть не может