И в самом деле, наше тело довольно изощренно обнаруживает вероятность. Когда дело доходит до обработки информации, оно значительно опережает разум. К примеру: наш опыт корпоративного и правительственного управления рисками показывает, что люди оглядываются на прошлое, ищут в нём так называемый худший сценарий — «стресс тест» — и подстраиваются под него, никогда не замечая следующего непостоянства. Ведь очевидно, что в прошлом случилось сильное отклонение, предшественника у которого небыло. Поэтому уже тогда такой метод не мог быть адекватным. Но этот очевидный логический вывод упускают: люди, управляющие рисками, смотрят на худшую историческую рецессию, худшую войну, худший сдвиг процентной ставки, худший показатель безработицы — этсетера, — как на опору для худшего сценария будущего.
Данную умственную неполноценность я назвал проблемой Лукреция, в честь латинского поэта философа, который писал, что дураку кажется, будто самая высокая гора, которую он когда-либо видел, есть самая высокая гора в мире. За самый большой из существующих предметов, мы принимаем самый большой объект любого рода, который мы в нашей жизни когда-либо видели, или о котором слышали. В фараонском Египте (который, как оказывается, был первым полным иерархическим национальным государством, управляемым бюрократами), писцы отслеживали уровень паводка в реке Нил, и использовали его как прогноз самого ужасного сценария в будущем.
То же самое можно сказать о структуре средств, заложенных в ядерный реактор Фукушимы, на котором, из-за цунами в 2011 году, случился катастрофический отказ. Реактор построили с учётом самого ужасного прошлого события. Строители не представили себе событие гораздо более ужасное, не подумали, что то самое ужасное событие в прошлом было неожиданным, ибо не имело прецедентов. В том же духе, извинения перед Конгрессом бывшего председателя Федерального резерва, непрочниста доктора Алана Гринспэна было классическим: «такого раньше никогда не случалось». А вот природа, в отличие от убер-непрочниста доктора Гринспэна, к тому, что раньше не случалась — готовится, предполагая, что вред может быть и сильнее.
Получается так: люди сражаются в предыдущей войне, а природа готовится к следующей. В оценке будущего у вашего тела воображение богаче, чем у вас самих. Обратите внимание, как люди тренируются поднимать тяжести: тело, в ответ на нагрузки, перехлестывает и с запасом готовится к новым (до определенного биологического предела, конечно).
Сей перехлестывающий механизм человеческого тела я обнаружил благодаря череде любопытных событий. После того, как случился финансовый кризис, я получил разного рода угрозы, а газета «Волл-стрит джорнал» об этом разнюхала, потому как её статья советовала мне «запасаться телохранителями». Угрожали мне возмущённые банкиры — читай тявкающие сыкуны и дилетанты, поэтому я не стал принимать эти угрозы близко к сердцу. Ибо сперва людей мочат, а затем мы узнаём об этом в газетах. А не наоборот. Впрочем, изучая вопрос с охраной, я обнаружил, что будет проще (и значительно дешевле) самому стать телохранителем, а точнее — выглядеть таковым. Вместо того, чтобы нанять инструктора, я наблюдал за тренировкой одного тренера, который подрабатывал охранником и выглядел соответствующе, — и пробовал ему подражать. Подражание привело меня к естественному виду поднятия тяжестей, который согласуется с научно-доказательной литературой. Этот вид состоял из коротких тренировок в спортивном зале, где я сосредотачивался исключительно на своем прошлом максимуме — на самом тяжелом весе, который я мог взять. Вместо того, чтобы тратить много времени на повторения, упражнение состояло из одной или двух попыток преодолеть свой максимум. Всё остальное время я отдыхал и транжирил деньги на мафиозного размера стейки. Уже прошло четыре года, как я стараюсь двигать свой предел. Изумительно наблюдать, как нечто в моей природе ожидает более высокую нагрузку, чем максимальную в прошлом. И так пока не достигнет своего потолка. Когда я выполняю мёртвую тягу (то есть подражаю подъему камня до уровня пояса) со штангой с весом 145 килограмм, а затем отдыхаю, то могу с уверенностью ожидать, что наращу определенное количество дополнительной силы, ибо тело спрогнозирует, что в следующий раз мне может потребоваться поднять 148 килограмм.[1]
Точно так же в карате: ваши кости готовятся к более сильному удару, чем тому, который был самым сильным. Гиперкомпенсация есть форма избыточности, которая планирует перевыполнять — и на самом деле она гораздо лучше экстраполирует, чем наш разум, который интерполирует, то есть делает прогнозы, которые не выходят за рамки узкого фамильяра.[2]
Даже психологи, когда описывают антинепрочную ответную реакцию посттравматического роста, и подтверждают её данными, — пользуются словами преимущественно из понятия «упругости»[3].
Теперь, озадачу дарвинистов одним наблюдением, которое продемонстрировал мне Аэрон Браун. Термин «приспособленность» сам по себе может быть порядочно неточным и даже двусмысленным, вот почему понятие «антинепрочности», как чего-то, выходящего за пределы просто приспособленности, — может разъяснить затруднение. Что же означает приспособленность Дарвина? Быть в точности подогнанным к заданным историческим событиям определенной среды, или экстраполирование в среду со стрессорами более высокой силы? Сам Дарвин, похоже, указывает на адаптацию первого рода, упуская понятие антинепрочности. Но если математически записать базовую модель отбора, то скорее получится гиперкомпенсация, чем просто «приспособленность».
Из общения в комментариях (курсивом вопрос, следом — ответ Талеба)
— Мышцы сами по себе не сделают из вас сильного бойца: надо драться и учиться лупить (граждан, прим. перев). Полно вон парней с большими мускулами, которых можно сбить с ног одним резким пинком. Это я так, к слову.
— Мускулы, сделанные на тренажерах, как у Арнольда[4] и других, — бесполезны. Я говорю о взрывном пауэрлифтинге (жиме), приседаниях и мёртвой тяге, всё серьезно.
— А что можно почитать про подобные тренировки? Не посоветуете, там, хорошую обзорную статью или что-то.
— Некоторые ссылки даны в книге Артура де Вани. Единственное отличие — я не пользуюсь тренажёрами.
— Вы выполняете несколько разных упражнений на определенные группы мышц, стараетесь в каждом упражнении за один или два подхода преодолеть свой максимум, правильно понимаю? Могу я спросить, сколько раз вы тренируетесь в неделю? Качаете ли все группы мышц на каждой тренировке? Через какое время после (или до?) тренировки вы съедаете мафиозного размера стейки? Не часто мы встречаем людей, которые не только умны, но и успешны как бодибилдеры!
— Я штангист «средней руки», поэтому не ориентируйтесь на меня (впрочем, я во всех категориях «средней руки», где пик — люди вдвое младше меня). Но основное правило такое: НИКОГДА не делать упражнений, в которых не участвует ВСЁ ТЕЛО в положении стоя. Никакого жима лёжа со штангой. Вы видели, чтобы животное обосабливало свои мышцы?[5]
И еще кое-что: МЕНЯ НЕ ВОЛНУЕТ ТЕЛЕСНЫЙ ЖИР. Только сила и скорость.
— Body by Science — отличная книга, которая, как и сказано на обложке, подкреплена наукой. В ней рекомендуют программу поднятия тяжестей сходную с той, о которой говорит мистер Талеб, и даже цитируют Чёрного лебедя, с целью отсеять говнистые исследования.
— Именно эта книга вдохновила меня сильнее других. За исключением того, что автор пользуется тренажёрами.
— Просто любопытно: есть ли причина по которой вы не делаете рывок?
— Рывок делаю, но травмируюсь на близких к максимальным весах. Мне ещё тренироваться и тренироваться.
Что касается мёртвой тяги. Необычно, но больше всего я продвинулся на третьем и четвертом году за счёт техники, проб и ошибок, а не за счёт силы. Кривая всё еще выгнутая.[6] Сперва ты продвигаешься за счёт техники, а затем набираешь чистую силу благодаря более высоким весам.
— Просто личный совет: попробуйте хотя бы изредка выполнять мёртвую тягу босиком. Современная обувь, к сожалению, почти никак не помогает во многих тяжелоатлетических упражнениях, а в некоторых случаях — даже способствует травме. Босиком движения выходят естественнее. К тому же, чтобы усилить спину и суставы, а так же хват, я занимался с гирями. Однажды был обвинен в том, что «повредил» руку учёному (который, вдобавок, оказался веганом). Я предложил ему вместо того, чтобы поднимать компьютерную мышку, потренироваться со мной. Понимания не нашёл.
— Я тренируюсь в тапках Vibram FiveFingers (аналог босой стопы). В дополнение к олимпийской тяжелой атлетике, когда нет возможности выбраться из дома, тоже занимаюсь с гирями (10 минут, максимальное усилие).
—… это что, шутка? Когда вы пишите: «мне угрожали возмущённые банкиры», вы шутите??
— Мне угрожали убийством.
—… но… но… за что?
— Я сказал, что прыгал от радости, когда Лиман разорились, и раскрыл, что заработал огромные деньги на их кончине. [7]
— Правильно! Надо тренировать движения, а не мышцы. (…) Нассим, а вы выполняете приседания в олимпийском стиле?
— Мне не нравится приседать с грузом. В природе мы выполняем мёртвую тягу с тяжелыми объектами и приседаем без груза.
— Ну нет. Раз выполняешь олимпийский жим, то надо тренировать и приседания с грузом. Это, конечно, если хотите прогресса. (…) Плюс, подъем тяжестей босиком на больших весах — прямой путь к травме. Попробуйте так позаниматься пару лет, и потом поговорим. (…)
— (…) Если, поднимая тяжести, мы травмируем себя — значит упражнение противоестественное, а не наоборот.
Что меня озадачивает в тяжелоатлетах, так это то, что они сосредотачиваются на, кхм, поднятии тяжестей. Это продают, на этом играют, это заполняют туристами. В реальной жизни вы поднимаете, вы держите, и вы ОПУСКАЕТЕ. Я люблю взять на плечи очень, очень большой вес и походить так несколько минут. Или выжать большой вес и держать сколько смогу.
— Как насчет добровольно помочь людям переставить мебель. Дамы, знаете ли, очень любят попробовать разные расстановки в гостинной…
— Да, я поднимаю стулья… Но смысл подъема тяжестей в спортивном зале — чтобы ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО подражать природе. (другими словами, если вам НУЖНА обувь для выполнения определенных упражнений «лучше» или «безопаснее», тогда почему бы не воспользоваться тренажёром? И вот мы возвращаемся к использованию тренажёров, и, что ещё хуже, оптимизированных трюков).
—… хаааааахаааааахаааааа… Это обсуждение мне нравится даже больше, чем я думала. Особенно потому, что оно дает мне повод не делать прописанную физиотерапию (операция на колене из-за старой травмы от катания на лыжах). Некоторые упражнения (с приседаниями) вызывают у меня сильнейшие боли. Вместо них я пробую ходить босиком вверх-вниз по лестнице! Я всегда сомневалась в «специалистах», и это обсуждение доказывает, что я была права....??
— Купите пятипальцевые тапки, и ходите в них по неровной земле вверх и ПО БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ вниз, и увидите…
— хм… пойду лучше сделаю физиотерапию, от которой не больно, потому как я совсем не шарю в этих пятипальцевых тапках! :-)))
— Пятипальцевые тапки — они как носки, которые копируют ходьбу босиком в природе, будто вы на время одолжили мазоли.
—… ой… ЛОЛ! Только с этими тапками я чувствую себя немного...........«глупышкой»… но я учусь! Спасибо, тапки куплю… и удачного вам дня! :-))
— Тапки продают в Италии… их там изобрели. Фирма Вибрам.
— Нассим, ваш Чёрный лебедь стал для меня открытием. Затем меня повлекло к книге де Вани о Палео- образе жизни. С тех пор я похудел на 23 килограмма и чувствую себя лучше, чем никогда! Впрочем, из-за моей аневризмы аорты, я не смог попробовать упражнения, которые пропагандирует де Вани, ибо они усилят давление на аорту (ограничиваюсь катанием на роликах и велосипеде). Хотелось бы узнать, есть ли способ тренироваться в палео-стиле с тяжестями?
— Я бы, конечно, был осторожен и посоветовался со специалистом. Но, сбросив 23 килограмма, вы оказали себе большую пребольшую услугу. Ибо комбинация не полезна. Если бы Толстый Тони поступил так же, он бы протянул до других книжек.[8]
— (…)
— (…) Люди, которые тренируются на тренажёрах, не могут поднять камень. Чем грубее тренировка, чем она экологичнее, тем лучше. Подъемная сила связана, но не равна силе общей.
Примечания переводчика
[1] Единицы веса у автора — фунты, 320 и 325 соответственно.
[2] Талеб использует французское слово familier — то есть нечто близкое, знакомое, свойственное.
[3] Иначе говоря — эластичности.
[4] Шварценегера
[5] Отдельно тренировало определенные группы мышц, например: только руки или ноги.
[6] О выгнутых и вогнутых кривых смотрите в ближайшем видео (тут будет ссылка).
[7] Речь про контору Лиман Бразерс (Lehman Brothers) — крупнейший инвистиционный банк США, обанкротившийся в 2008 году.
[8] Толстый Тони, персонаж из книг Нассима Талеба, погибнет от аневризма аорты в эпилоге следующей книги.
Пост в ЖЖ (там же ссылка на подлинник)
Перевел с английского Владимир Чичилимов,
http://chichilimov.ru
P.S. Как не трудно догадаться, это всё реклама пятипальцевых тапок, книг и спортивного кружка.
А то он голодает, камрад.
Надо брать.
Талеб всегда очень интересно иллюстрирует свою теорию чёрных лебедей с тем, что и как происходит в реальном мире.
Только в комментариях вместо обсуждения ожидаемых срессовых ситуаций всё как-то сползло на физкультуру и тапки, наверно, людям тяжеловато о математике думать.
ну это как бы ближе всего к жизни, да.