Андрей Меликян
Андрей Меликян Копипаст
27 мая 2019, 16:07

Скандал с грязной нефтью обойдется России в $5 млрд.

Кризис с трубопроводом «Дружба», куда в конце апреля попала загрязненная хлором нефть, продолжает развиваться по сценарию, который пока оказывается хуже самых пессимистичных прогнозов. Перезапуск поставок в Польшу и Германию, который изначально обещали осуществить в течение недели, а затем — 21 мая снова, откладывается.

Новая дата — это 9 или 10 июня, сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с результатами переговоров представителей «Транснефти» и польских компаний PERN, Orlen и Lotos.

По данным польской стороны, срок еще больше и превышает месяц: полная очистка всех ниток трубопровода будет завершена только к 1 июля, цитирует ТАССсообщение PERN. Дополнительное время нужно на удаление из труб недокондиционного сырья. Изначально предполагалось, что грязная нефть останется на купивших ее НПЗ. Они смешают ее с качественной и пустят в переработку. Но план провалился. Принадлежащий Total завод Leuna в Германии, начав процесс, завод столкнулся с поломкой и был вынужден остановить все установки, прекратив в том числе и первичную переработку.

Разбавить нефть не удалось: в Польше после смешивания 200 тонн российской нефти с чистой получилось только еще больше грязной нефти — около миллиона тонн, рассказал «Ведомостям» осведомленный источник.

В понедельник опасную смесь начнут выкачивать обратно в Россию, заявил премьер-министр Белоруссии Сергей Румас после встречи с российским премьером Дмитрием Медведевым.

Нефтепровод «Дружба», построенный в 1960х для снабжения советским сырьем стран Варшавского договора, впервые придется запустить в реверсном режиме: Россия примет обратно около 1,2 млн тонн некондиционной, сообщил курирующий ТЭК вице-премьер Дмитрий Козак.

«Соответствующие емкости подготовлены, есть понимание, куда мы ее вытесним», — уточнил он.

Простой «Дружбы», который продолжается уже месяц и стал рекордным по продолжительности за всю его историю, будет стоить России как минимум 5 млрд долларов — такова сумма выпадающих экспортных доходов до конца года, оцениваетглавный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин.

С учетом профицита текущего счета платежного баланса примерно в 100 млрд долларов, это «не так критично», говорит он. Кроме того, частично эффект будет компенсирован альтернативными поставками.

Долгосрочные риски, впрочем, куда опаснее. Главный из них — это коррозия металла, которую может вызвать попавший в нефть дихлорэтан, сказал Deutsche Welle Ральф Беслер, эксперт министерства экономики и энергетики ФРГ.

Главная опасность, пояснил он, возникает тогда, когда дихлорэтан соприкасается с водой. Он начинает разлагаться и выделять хлориды, которые и вызывают коррозию.

«Начинается классическое выкрашивание металла — разрушение его поверхности. И оно уже не остановится, даже если вновь начнет поступать нефть стандартного качества», — пояснил эксперт. Вода в нефти всегда присутствует, поэтому в тех партиях, где ее особенно много, накапливаются хлориды.

Месяц простоя трубопровода, заполненного загрязненной хлоридами нефтью, еще нельзя назвать критическим сроком, считает Беслер: процесс разрушения внутренних стенок обычных стальных труб немного ускорится, но не больше.

Критическая ситуация возникает тогда, когда нефть с высокой концентрацией хлорорганики попадает на нефтеперерабатывающие заводы, где температура некоторых процессов существенно превышает 100 градусов — это ускоряет химические реакции.

Под ударом оказалось треть российского нефтяного экспорта, который осуществляется по системе «Транснефти», отмечают аналитики S&P: 1,6 млн баррелей в сутки из 4,37 млн.

На выплаты компенсаций, которые уже потребовали Польша и Белоруссия, у компании есть 288,4 млрд рублей — таков запас наличных и краткосрочных финансовых инвестиций на балансе.

Впрочем, треть этой суммы де-факто зарезервирована для выплаты краткосрочного долга, погасить который нужно в ближайшие 12 месяцев (98 млрд рублей). «Однако будучи организацией, связанной с государством, «Транснефть» имеет хороший доступ к фондированию крупных российских банков», — констатируют в S&P.

22 Комментария
  • Brassiere
    27 мая 2019, 16:14
    Меня кошмар кошмарит — а вдруг у нас вся нефть теперь такая? Кто ж теперь купит-то?
    • Азат Туктаров
      27 мая 2019, 16:34
      Brassiere,  значит им придётся научиться её перерабатывать.
    • Константин
      27 мая 2019, 17:15
      Brassiere, С чего такой вывод?
      • Brassiere
        27 мая 2019, 17:24
        Константин, вывода нет, просто кошмар (страх — а вдруг?)
        • Константин
          27 мая 2019, 17:34
          Brassiere, вряд ли 
        • Сергей Кузнецов
          28 мая 2019, 15:27
          Brassiere, а у меня глюки, что это братья магомедовы отомстили токареву / транснефти
    • Лёва Соловейчик
      27 мая 2019, 19:13
      Brassiere, ты, дружище, совсем не от того кошмаришься.
      Если у нас ее перестанут покупать — это будет прекрасно:))
      — больше нефти будет оставаться в стране, для россиян:) 
      Но меня гораздо больше кошмарит другое — как мы здесь сами-то в России такую нефть будем перерабатывать и ездить на топливе из такой нефти??! — вот, что страшно!!! А ты об экспорте переживаешь! — это ж каким м…ком надо быть??
      • Brassiere
        27 мая 2019, 19:30
        Лёва Соловейчик, это второй кошмар — не усну я сегодня:(
        • Лёва Соловейчик
          27 мая 2019, 20:26
          Brassiere, причем более того — он гораздо более актуален;
          поскольку для экспорта-то они из кожи вон вылезут, но отберут лучшую нефть со всей страны; а вот для нас внутри РФ — точно будут гнать оставшуюся некондицию! -(((
          • Сергей Нагель
            28 мая 2019, 04:49
            Лёва Соловейчик, это как с зерном ещё с царских времён-всё(!!!) лучшее зерно идёт на экспорт оставляя на внутреннее потребление фактически зеро фуражного качества
      • Лёва Соловейчик, будем перерабатывать и ездить на топливе из такой нефти??! — вот, что страшно!!!

        Дихлорэтан в нефти? Выбить катализатор на новой машине несложно, потроха содержат платиноиды, не спешите их выбрасывать!
    • Brassiere, Неужели сложно создать тысячи таких заводиков вдоль трубы и переработать нефть с хлор органикой?  Вместо продажи нефти, продадим бензин и ещё в прибыли будем вместо убытков! Нужны старые бочки, сварка и лопаты для копки ёмкостей заводов.
      trinixy.ru/123450-kustarnyy-zavod-po-pererabotke-nefti-v-sirii-13-foto.html
  • netbook
    27 мая 2019, 16:42
    У каждой аварии есть имя, фамилия и должность. Лазарь Каганович.
    • Бил Денбро
      28 мая 2019, 08:31
      netbook, да без проблем, дядя вася виноват, пашет за 20 тыс, сцуко шпион
  • YuryDok
    27 мая 2019, 16:46
    Кто нагадил и почему достоверно то выяснилось? Какая цепочка интересантов получается? Дружбаны своровали на миллионы, а убытков теперь на миллиарды?
  • Алик
    27 мая 2019, 16:48
    что за х… уйню здесь пишут.может кто то сказать… и я идиот эту дрянь читаю
  • primat.kz
    27 мая 2019, 17:05
    это уже похлеще всяких санкций…
  • HUKS
    27 мая 2019, 23:34
    … вот это поворот...))))
  • Чёрный Трейдер
    28 мая 2019, 11:45
    «Соответствующие емкости подготовлены, есть понимание, куда мы ее вытесним»

    Я чё-то напрягся… Я думаю, однозначно, эту нефть вытеснят в бензобаки наших машин. Кто-то за это загрязнение ведь должен ответить? Ну вы поняли кто...

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн