Криптовалюта может подорожать, только если она станет средством тезаврации.
Если криптовалюта будет оцениваться только как бизнес, ее капитализация будет не очень высокой, даже при аномально высоком значении коэффициента P/E.
Чтобы актив мог служить средством тезаврации — он должен быть высоколиквидным.
Например, золото, серебро, иностранные валюты — общепризнанные средства тезаврации.
Высокая ликвидность этих инструментов поддерживается на многочисленных биржевых и внебиржевых площадках.
В противоположность этому, ликвидность таких активов, как картины, драгоценные камни, старинные монеты и прочие предметы коллекционирования (почтовые марки, музыкальные инструменты, оружие, ордена и тд и тд и тд...) — значительно ограничена и зависит от узкого круга заинтересованных лиц.
Несмотря на это, предметы коллекционирования тоже могут быть инструментом сохранения ценности, если постичь все премудрости коллекционирования, занимаясь им не только для забавы (хобби), но и для бизнеса.
+
Кстати, алмазы до сих пор не стали биржевым товаром.
Вероятно, изза того, что если алмазы будут торговаться на биржах — увеличение ликвидности уронит их цену ниже плинтуса.
Производители алмазов это понимают и поэтому сохраняют узкий подконтрольный рынок со своими правилами и связями.
+
Теперь можно составить списки свойств, отличающих инструменты тезаврирования от предметов коллекционирования.
Инструменты тезаврирования:
— сохраняют ценность
— высоколиквидный биржевой товар
— не требуют экспертных знаний, необходимо только здравое мышление
— не являются чем-то редким, уникальным, но имеют ограниченное количество (дефицит)
Предметы коллекционирования:
— сохраняют ценность (если сохраняется интерес к этим предметам)
— ликвидность ограничена, надо «знать места»
— здравое мышление «не срабатывает», требуются экспертные знания
— редкие, уникальные, с множеством уровней этой самой «уникальности»
+
По совокупности свойств, мы видим, что инструменты тезаврирования очень удобны для всех людей, даже для самых простых и малообразованных.
Что нужно копить золото и валюту знают все, от пионеров до пенсионеров.
В противоположность этому, коллекционер самоваров и спичечных этикеток должен найти другого такого-же дурачка, чтобы обмениваться или торговать с ним.
Чтобы не быть облапошенным, коллекционер должен иметь специальные знания и навыки.
При удачном стечении обстоятельств, его любимое занятие принесёт коллекционеру очень большую прибыль.
Но если мода на коллекционирование каких-то предметов пройдёт — такие коллекции обесценятся.
+
Криптовалюты сейчас ближе к предметам коллекционирования, чем к инструментам тезаврации.
Большинство из тех, кто холдит крипту, просто верят в чудо, во внезапный, но неизбежный Туземун.
Но каких-либо особых фундаментальных причин холдить «монеты» или «токены» — не имеется.
Ибо любая крипта — это СПВЦ (Система Перемещения Виртуальной Ценности).
С этой функцией крипта худо-бедно справляется, но это не повод накапливать ее.
Гораздо удобнее накапливать фиат, пользуясь криптой только в случае необходимости.
А «случаев необходимости» больше не становится вот уже 10 лет.
Схема не меняется: чтобы купить эти пресловутые «две пиццы» за крипту, нужно найти посредника, который поменяет вашу крипту на фиат, и перечислит этот фиат в «пиццерию», т.е. крипта до сих пор платёжный суррогат.
Появляются всё более прогрессивные криптовалюты, старые криптовалюты модернизируются — но новых поводов для их широкого использования даже в качестве СПВЦ не прибавляется.
+
С началом применения в протоколах прогрессивных криптовалют методов PoS-валидации и голосующих мастернод — появилась фундаментальная причина сохранять «монеты» в кошельках.
В отличии от холда «монет», который, по сути, является среднесрочной или долгосрочной спекуляцией, основанной на вере в чудо Туземуна — стэйкинг «монет» является неотъемлемой частью протокола и обеспечивает функционирование СПВЦ.
PoS-кошельки и мастерноды при этом связывают значительную часть циркулирующих «монет», увеличивается дефицит «свободных» «монет», их цена повышается, увеличивая ценность и капитализацию всей СПВЦ.
Теоретически это верно, но на практике наблюдается большая корреляция биржевых котировок PoS и MN+PoS «монет» с котировками PoW «монет».
Т.е. пузырь на таких «монетах» надувается и сдувается точно так-же, как на всех остальных.
Кроме того, второстепенные монеты показывают более эластичное поведение, т.е. они растут и падают кратно по отношению к движению Биткоина.
Иначе говоря, Биткоин демонстрирует бОльшую стабильность (если сдувание и надувание пузыря можно назвать стабильностью… ха-ха...), и получается, что стэйкинг в PoS и MN+PoS «монетах» не прибавляет стабильности их ценам.
Причина нестабильности — возможность легко высвободить «монеты» из кошельков и мастернод и выставить их на продажу на биржах в периоды паники или сдувания пузыря.
С одной стороны, такая свобода выбора — это хорошо, но с другой — создавшаяся нестабильность может угробить саму СПВЦ.
Поэтому PoS-кошельки и мастерноды должны быть двух видов — временные, которые можно создавать и ликвидировать в любое время, по необходимости, и условно-постоянные, которые можно создавать в любое время, но ликвидировать можно только с особым условием.
Естественно, что вознаграждение за владение временными кошельками или мастернодами должно быть меньше, чем за владение постоянными.
+
Стэйкинг — это как-бы псевдо-тезаврация.
«Монеты» удерживают на кошельках не потому, что надеются сохранить ценность, а потому, что так велит технология (протокол).
«Монеты», которые не задействовны в стейкинге — обращаются на бирже и задействованы в спекуляциях.
Именно биржевые спекуляции одних участников рынка способны уронить цену «монеты» и обесценить стэйки других участников рынка и вызвать среди них панику и цепную реакцию, ведущую к новым распродажам и к дальнейшему обесцениванию.
Стабилизировать цену «монеты» может только ее дефицитность, а точнее — нужно стремиться к минимизации Free-Float на бирже.
Чтобы «монета» стала инструментом тезаврации, нужно, чтобы «монета» перестала быть инструментом спекуляции.
Для этого нужно параллельно решать три задачи.
1 Повышать привлекательность «монеты» как СПВЦ.
Нужно, чтобы «монета» была максимально востребована при платежах, пусть даже как суррогат.
Нужно, чтобы вокруг этой «монеты» не плодились многочисленные «токены» (кроме stable), а сама эта «монета» была универсальным «токеном».
Либо, пусть будут и «токены», и ICO, но тогда пусть собранные на ICO «монеты» блокируются смартконтрактом до даты завершения проекта (готовность проекта определяется независимым голосованием).
Заблокированные «монеты» будут служить обеспечением кредита.
Кредитные средства будут служить финансированием проекта.
Тогда и у разработчиков «монеты», и у разработчиков «токенов» будет стимул поддерживать курс «монеты».
Нужно, чтобы СПВЦ предоставляла разнообразные услуги, типа мгновенных транзакций, анонимных транзакций и тд
2 Повышать привлекательность стэйкинга.
Нужно стимулировать долгое удержание «монет» на кошельках.
Нужно применять гибкую схему вознаграждения за стэйкинг на временных кошельках и мастернодах, и на условно-постоянных кошельках и мастернодах.
3 Снижать Free-Float «монет» на бирже.
Для этого надо использовать систему кредитования на смартконтрактах.
Биржа должна служить больше для конвертационных операций «монета»\фиат, чем для спекуляций.
У DEX-а обязательно должен быть фиатный шлюз.
+
Примечание.
Удивительно, но многое из того, что я тут описал — уже давно реализовано в «монете» BitShares.
Кроме важных пунктов:
— BitShares никак не используется при платежах, даже как суррогат, несмотря на быстроту транзакций и имеющуюся функцию анонимных транзакций
— в протоколе BitShares используется DPoS, а не PoS или MN+PoS, поэтому стэйкинг блокирует на кошельках делегатов весьма ограниченное число «монет»
— процедура создания «токена» на платформе BitShares очень простая и недорогая, но на этой платформе почему-то не проводятся ICO
Я предполагаю, что разработчики BitShares не учли такую реалию, что среди «монет» будет сильная конкуренция за пользователя, и уделили внимание технологической новизне своей «монеты», но не ее внедрению и продвижению.
Кроме того, недемократичность и гипертрофированная плутократия DPoS привели к невозможности широкого применения стэйкинга.
В итоге, «монета» так и не завоевала широкий интерес в криптомире, несмотря на свою технологическую прогрессивность.
Что почитать о криптовалютах. Список статей.
=
1. Бабла, точнее фантиков, в мире слишком много. Если вам интересны масштабы, одних только долларовых миллионеров больше миллиона на планете. У некоторых могут хотя-бы раз в месяц возникать сомнения, куда сегодня валюту потратить — сводить собачку в специальную парикмахерскую и сделать модную стрижку за 150 баксов, или купить эти любопытные биткойны. Для других такой-же вопрос может стоять относительно покупки десятого автомобиля в гараж за $200000 или целой пачки биткойнов. Как-бы и ненужно особо, но можно.
2. Валюту ЦБ производят практически «из воздуха» и без малейшего контроля снизу. Это порождает разные формы бунтарства и оппозиции к тому, что косвенно можно считать контролем над мировой экономике. С появлением майнинга очень многим захотелось стать супергероями-разрушителями монополии коварных ЦБ.
3. Долгов в мире астрономически много, что не просто предполагает нестабильность, оно её гарантирует и причем на нашем веку. Защищаться только золотом, многие сочли небезопасным, уж очень легко золото найти при тщательном обыске и конфисковать. А биткойны получается как-бы «цифровое золото», которое и через границу протащить элементарное дело, и от воров спрятать — как два пальца об асфальт.
4. Жесткое регулирование и жадность банков, порой просто изумляют простых граждан. Это у нас не так заметно, а вот в западных странах банки сдирают приличную комиссию за все подряд, не только переводы. А сами переводы могут идти неделями, кому это понравиться? Крипта соответственно многим анархистам кажется тем инструментом, которая банки если не уничтожит, то заставит смягчить политику до уровня благоразумной и поднять параллельно качество услуг. Надо-ли говорить, что за последние десятилетия именно мировой банковский бизнес оттягивает на себя большую часть прибылей с реального.
А то, до альткойнов, мне понравилось следующее мнение: www.rbc.ru/crypto/news/5cc705639a7947a2dd4a5d90
Апологеты клонов битка, почему-то считают что мир готов к массовому переходу на крипту, а это далеко не так, и ещё быть может лет 10-20 не поменяется, уж слишком большая инерционность общества и бизнеса. А за это время появятся другие убийцы альткойнов — корпоративные блокчейны, во всех отношениях более оптимальные и зрелые технологии.