Итак, все-таки, в чем хранить деньги? Положить в банк, отнести на фондовый рынок, купить золото или вложиться в бизнес?
Пока аналитики строят свои умные модели и предлагают хитрые способы, россияне на самом деле все уже решили.
Недвижимость!
Точнее, жилье, квартиры.
Универсальный способ вложений, который понятен любому россиянину. В дополнительной рекламе не нуждается, все про него знают и всегда рассматривают в первую очередь (при условии, что хватает денег хотя бы на самый простенький вариант).
Какие только основания для покупки не выдумывают! Разберем один любопытный довод, который на первый взгляд кажется логичным и здравым, но, как это нередко бывает, содержит изрядную примесь лукавства и невежества.
Звучит он примерно так:
— Мы живем в стране, в которой постоянно случаются кризисы, за примерами далеко ходить не надо – 1998, 2008, 2014. Кризисы каждый раз означают девальвацию рубля. Деньги обесцениваются, проценты по депозитам не покрывают реальную инфляцию. Поскольку рано или поздно (скорее рано, чем поздно) благодаря политике партии произойдет следующий кризис, то самое мудрое, что можно сделать – это заранее вложиться в надежный материальный актив, который всегда в цене. То есть в бетонные стены…
Вроде бы позиция понятна и логична. А между тем, она ошибочна.
Дело в том, что сторонники теории «квартирной защиты от кризиса» немного не договаривают, а может просто «забыли».
Давайте вспомним хронологию двух последних кризисов.
2014-2015 год. Рубль девальвировался с 33 р. до примерно 66 р. за доллар. Потребительская инфляция по данным Росстат составила 11% в 2014 году и 13% в 2015 году (после чего резко замедлилась). Накопленная инфляция за два года на недвижимость составила 1,6% (в 2014 цены выросли, в 2015 упали). Средние ставки по депозитам по данным ЦБ были 9,2% в 2014 году и 11,5% в 2015 году. Последнее, впрочем, не отражает реальную картину, т.к. у населения была реальная возможность открывать вклады и по 18-20% (у автора сего блога средняя доходность в 2015 году была 18%).
Как видим, вклады, мягко говоря, переиграли недвижимость во время последнего кризиса.
Кроме того, недвижимость продолжала дешеветь еще в 2016 и 2017 году, тогда как вклады по-прежнему показывали неплохую доходность (особенно у тех, кто не поленился в 2015 году открывать депозиты с возможностью пополнения).
2008-2009 год. Рубль девальвировался с 25 р. до примерно 35 р. за доллар. Потребительская инфляция составила 13% в 2008 году и 9% в 2009 году. Накопленная инфляция на недвижимость за два года составила 2,3% (в 2008 году цены росли, в 2009 году упали). Средние ставки по депозитам в 2008 году составляли около 8%, а в 2009 году от 9 до 13% по разным данным. См. например пресс-релиз от АСВ по итогам 2009 года https://www.asv.org.ru/agency/for_press/pr/285504/
Многие, разумеется, также имели возможность открывать долгосрочные депозиты с возможностью пополнения по высоким ставкам.
Как и в 2014 году вклады заметно переиграли недвижимость.
Очевидные параллели между двумя кризисами прямо напрашиваются.
Ведь как все происходит? Сначала какой-то внешний катаклизм, чаще всего падение цен на нефть, вызывает девальвацию. Рубль устремляется вниз. Паника на финансовых рынках. Банки повышают ставки по депозитам. Недвижимость по инерции сперва тоже немного растет, но потом валится.
В итоге, как только пыль рассеивается, выясняется, что те, кто положили деньги в банк, оказываются в весомом плюсе. А кто вложился в недвижимость – в пролете. Хотя поначалу многим казалось, что будет наоборот.
Как видим, хваленое преимущество недвижимости как лучшего кризисного актива – не более чем фикция. Может, если сравнивать с другими активами (например, акциями), то недвижимость выглядит относительно устойчиво. Но игру наперегонки с вкладами она проигрывает вчистую.
Итак, квартиры не являются самой лучшей защитой во время экономических катаклизмов.
Ну а какой все-таки лучший актив во время кризиса, по мнению автора этого блога?
Вы будете смеяться, но я считаю (да и не только я), что лучший кризисный актив это просто-напросто КЭШ. Деньги. Желательно в твердой валюте. Доллары, евро. Можно и рубли в некоторых случаях, когда финансовые власти проводят жесткую денежно-кредитную политику (грубо говоря, не печатают деньги).
Кризис в представлении россиян — время спасать деньги.
Как можно спасти деньги? — Как можно быстрее купить на них что-нибудь. Лучше всего недвижимость (если средства позволяют), если нет – то что-нибудь попроще, но все равно потратить быстрее.
Страх перед обесценением затмевает разум, и люди избавляются от фантиков, в пользу реальных активов. Тех, что, по их мнению, являются лучшей защитой от экономических неурядиц.
Обычные деньги, те самые презренные фантики, почему-то переигрывают хваленую недвижимость, по крайней мере, во время кризисов фантики смотрятся намного лучше.
Теперь стоит объяснить, почему так. Для этого придется сделать некоторый неизбежный экскурс в теорию кризисов. Ведь чтобы зарабатывать во время экономических неурядиц, нужно понимать логику, по которой кризис формируется и эволюционирует. Здесь сразу необходимо сделать пояснение, что я не пытаюсь загнать вообще все кризисы под одну модель, да это и невозможно. Нас интересуют основные типичные черты современных финансовых кризисов; некоторые вариации возможны и даже вероятны, но они не должны отвлекать нас от главного.
Итак, с чего обычно начинается финансовый кризис.
А начинается он, как правило, с плохих долгов.
Важнейший актив в современной финансовой системе это чужой долг. Финансовые институты держат на балансе чужие долги, перепродают их, занимают деньги под залог этих долгов, выпускают ценные бумаги и т.д. В каком-то смысле, вся система держится «на честном слове»: пока долги считаются качественными, их охотно принимают в качестве платежного средства и проблем не возникает. Ставки снижаются, держать качественные, но низкодоходные активы становится невыгодным, и средства переводят в неликвидные формы (рискованные кредиты, деривативы, долговые бумаги, недвижимость и т.д.), что дает доходность выше, чем консервативные инструменты. Но однажды карточный домик рушится: небольшая паника на рынке (спровоцировать ее может что угодно) и от былой уверенности и взаимного доверия на рынке не остается и следа.
Вдруг выясняется, что долги, которые до этого считались качественными, вдруг стали плохими, невозвратными. Покупателей на них нет, в качестве платежного средства их больше никто не хочет принимать. Держащие эти бумаги на балансе неожиданно сталкиваются с острым кризисом ликвидности. Попросту на руках у них – одни неликвидные активы, которые к тому же потеряли в цене, а денег не хватает.
Дефолты
Кризис ликвидности закономерным образом перетекает в массовые дефолты (отказ от исполнения обязательств). Чужой долг не получается быстро конвертировать в деньги и платить по собственным долгам становится нечем. Пытаясь закрыть образовавшиеся дыры, банки стремятся привлечь больше ликвидных средств, поскольку в этом для них единственное спасенье: предлагают клиентам лучшие условия по депозитам, пытаются занять денег на межбанковском рынке. Ставки на денежном рынке взмывают.
Недоверие на рынке, задержки платежей
Ситуация взаимного недоверия на рынке приводит к тому, что даже те организации, у которых есть запас наличности, придерживают ее, оттягивая платежи. Во-первых, всегда есть опасность заплатить, а потом самому столкнуться с нехваткой ликвидных средств; во-вторых, задерживая платежи, можно больше заработать (благодаря высоким ставкам на рынке). В результате возникает тотальный кризис неплатежей, где никто никому вовремя не платит.
Кассовые разрывы
Кризис неплатежей из банковской сферы переходит в реальный сектор. Предприятия не получают вовремя оплату и сами начинают задерживать отправку денег контрагентам. Дебиторская задолженность резко подскакивает. Повсеместно в фирмах возникают кассовые разрывы – ситуации, когда нужно отправить деньги поставщикам, а покупатели еще не перевели средства за отгруженный товар. Фирмы пытаются занять денег на денежном рынке, что еще больше увеличивает спрос на деньги.
Задержки зарплат и увольнения
Кассовые разрывы в фирмах означают, что приходится экономить на всем. Предприятия «режут по живому» — в том числе задерживая зарплату сотрудникам или увольняя их.
Падение спроса
Сотрудники, столкнувшись с задержками, снижением зарплаты, увольнением или перспективой остаться без работы, резко сокращают потребление. В итоге помимо кассовых разрывов фирмы сталкиваются с падением спроса на свою продукцию и еще большими потерями. Оборотных средств катастрофически не хватает.
Мы перечислили типичные проявления кризиса, специально акцентируя внимание на роли наличных денег. Как видим, ключевая проблема, с которой сталкиваются абсолютно все, от банков до обычных граждан – это нехватка ликвидных средств, попросту говоря живых денег. Можно даже вывести главный кризисный принцип, который я называю ДД – принцип Дорогих Денег. Деньги действительно приобретают необыкновенную ценность в кризис, за ними начинается настоящая охота. Банки предлагают высокие ставки по депозитам. Предприятия, у которых скопились неликвидные активы на балансе и не хватает оборотных средств, предлагают щедрые скидки. Цены на прежде переоцененные активы заметно снижаются. Те немногие у кого остались деньги, внезапно обнаруживают, что они хозяева положения и могут скупать прежде недоступные активы по бросовым ценам.
Но это не сразу, а через некоторое время. А сначала на рынках паника и обычное «караул! все пропало!». Люди, вместо того, чтобы придержать деньги, которые им скоро понадобятся, наоборот предпочитают тратить последнее. Когда же деньги по-настоящему становятся нужны и на них можно купить как никогда много полезных активов, выясняется, что ни у кого их не осталось. Все потратили на бессмысленные покупки во время паники.
А как же девальвация? – спросит внимательный читатель. – Ты совсем не упомянул обесценение валюты как явление, сопутствующее кризису! О каких дорогих деньгах ты говоришь, если валюта обесценивается прямо на глазах!
Вообще, девальвация национальной валюты как раз не относится к типичным проявлениям финансового кризиса. Примеры – кризисы в развитых странах (США в 2008 году, Япония в начале 90-х и др.), где девальвации валюты не было.
Да, для России кризис и девальвация всегда идут в ногу, из-за того, то все проблемы начинаются из-за снижения цен на нефть, которое не только запускает цепочку плохих долгов, но и приводит к ухудшению платежного баланса и соответственно, падению рубля.
Как разгадать данное противоречие? Ответ довольно прост. Все дело в том, то не надо смешивать понятие качественные ликвидные активы (деньги) и российский рубль. Не во все времена уж точно.
Многие любят вспоминать кризис 91 года и обесценение рубля и то, как накопления сгорели. Но простите, советский рубль не был ликвидным активом. Полноценными деньгами его тоже нельзя было назвать. Автор сам застал времена, когда в качестве платежного средства принимались бутылки водки вместо советских рублей, на которые даже технически мало что можно было купить.
Что-то подобное наблюдалась и все 90-е годы, когда только сумасшедший мог хранить деньги в рублях. Правительство весьма увлекалось эмиссией, что делало рубль крайне ненадежным способом вложений, даже несмотря на высокие ставки. Ну, не был рубль в то время полноценной валютой.
К концу нулевых государство несколько ограничило свою эмиссионную активность, и наличный рубль уже можно было рассматривать как средство накопления (да и то с некоторыми оговорками).
Когнитивного диссонанса можно легко избежать, если считать, что «деньги» это доллары и евро или любая другая валюта с более-менее постоянной покупательской способностью. Тогда кажущееся противоречие между принципом ДД и другим Д – девальвацией исчезает. Ведь все прекрасно помнят, что долларовые накопления ни разу не сгорали и во все кризисы вложения в доллар оказывались наиболее выигрышными.
Если вы поняли статью как то, что автор предлагает скупать доллары и забыть про недвижимость, то поняли вы ее… совершенно неправильно!
Я действительно считаю кэш лучшим активом в кризис, но это не означает, что это лучший актив всегда. В периоды экономического роста он наоборот будет генерировать одни убытки.
Если принять предположение о цикличности экономического развития и периодически возникающих кризисах, то самой оптимальной выглядит стратегия покупки долларов перед кризисом (хороший вопрос, как узнать где находится этот «перед», но допустим, это удалось) и продажа долларов спустя некоторое время (1-2 года) по окончанию кризиса с покупкой менее ликвидных активов. Возможно, даже той же недвижимости.
По поводу недвижимости, хотелось бы добавить, что
1. Недвижимость в РФ, это рублевый актив, т.е по определение защитным быть не может.
2. Население в регионах уменьшается с огромной скоростью, параллельно идет скупка гражданами квартир под сдачу в аренду на пенсии. У меня только один вопрос, на который ни кто не знает ответа — «Кто будет арендовать все эти квартиры»?
3. Недвижимость это в первую очередь пассив, т.к через нее государство и мафия ЖКХ будет доить население, пополняя таким образом бюджеты. Именно по этой причине сейчас из каждого утюга слышится «Ипотека, это выгодно». Государство любой ценой желает навесить на граждан ярмо, так чтобы иметь возможность воплотить в жизнь новую идею — «население это новая нефть». Даже ценой снижения маржи банков, регулируя ставки по ипотеке и продвигая в массы лозунг «бетон всегда в цене».
Например, купленный сарай без отделки и отопления, сданный в аренду Пятерочки или Магниту может давать прибыль под 30% годовых, плюс этот сарай отделают за счёт арендатора, что повысит его стоимость вдвое.
Говорил, что нужно покупать золото в слитках, оружие, тушёнку, и закапывать всё это. Место схрона не говорить никому даже жене, т.к. когда придут отнимать, то она под пытками выдаст место схрона :))
Интересно, у него до сих пор всё это закопано?
В России, конечно, маловероятно.
Но у хохлов пару лет назад было.
Высокой ее точно не назовешь, т.к. повыше было…
Я не агитирую в недвижку, просто размышляю.
2) Валюта — это здорово на первый взгляд. В США уже около 40 лет не было инфляции в 15%, но это не говорит о том, что такое больше никогда не повторится :)
По сабжу — лучший защитный актив — крепкие нервы, чтобы не дёргаться. В остальном всё индивидуально, универсального совета нет.
С акциями есть свои фишечки помимо диви акций, есть акции роста, есть сплиты, есть спин-оффы. Быть в баксовом Кеше есть ни что иное как страховка взять Амер акций без потерь на курсовую неустойчивость, и наши с повышенным дисконтом. Я конечно допускаю что если наше правительство перестанет покупать баксы однажды рубль может и укрепиться хорошо, потому что у остальных денег нет его покупать. И тогда да если решите брать наши акции в конце кризиса, придется переплатить
В Китае было 4 стало 30...
Т.ч. даже если до Китая нам еще в 2 раза расти… или население сокращать…
www.kauppatie.fi/2014/04-2014/rus-5.shtml и чето никто не жалуется… я понимаю еще надо начать нормально строить по западным стандартам теплозащиты :)
А ещё центральное отопление у большинства — это вообще адъ и израиль. У меня в городе полно мест, где в -30 снег не ложится, потому что ТЭЦ греет не только дома, но и улицы :)
спекулятивно — аэрофлот
Все оставльное сорта гуано.
С большим входным, издержками, без ликвидности и хеджа.
Ту же самую курортную недвигу можно и в небольших городах (анапа геленжик), только там выбирать внимательно нужно, долгострои.