Глобальные риски в 2018 году
World Economic Forum, 2018
Рейтинг 9
Важность темы 10
Новизна 8
Стиль 8
PDF конспкта и ссылка на сам отчет (англ.) здесь https://t.me/kudaidem Подпишись — будь в курсе изменений.
Обзор глобальных рисков, ежегодно составляемый экспертами Всемирного экономического форума, – чтение не для слабонервных. В 2018 года, представлен целый ряд пугающих сценариев – от глобального потепления климата до загрязнения питьевой воды, от ничем не обоснованного оптимизма фондовых рынков до нового всплеска активности хакеров. Президент США Дональд Трамп посетил Давос-2018 и выступил там с речью, несмотря на то что в отчете ВЭФ он сам назван одной из новых потенциальных угроз.
Из краткого содержания книги вы узнаете:
Основные идеи
Краткое содержание
Повышение сложности
В отчете экспертов ВЭФ описываются риски в самых разных областях, угрожающие нашей планете и ее жителям. Это проблемы экологии, киберпреступность, вероятность глобального краха рынков, рост государственного национализма, угрозы в сфере здравоохранения, безработица среди молодежи, распространение фальшивой информации, воинственные заявления таких политиков, как лидер КНДР Ким Чен Ын и президент США Дональд Трамп.
Постоянно растут количество и уровень сложности факторов, которые влияют на такие системы, как живая природа, экономика и финансовые рынки. Когда на структуру со сложными связями начинает действовать фактор риска, он может привести к ее полному разрушению. Даже если правительства предотвратят катастрофическое развитие событий в этих системах, они вряд ли успеют защитить их от разрушительных побочных эффектов. Хотя коллапс финансовых рынков в 2008 году и не привел к глобальному спаду экономики, он породил множество сбоев и нарушений, до сих пор не до конца осмысленных. Изменения происходят со скоростью, намного опережающей скорость реагирования государственных и регулирующих органов.
“Демократия начала показывать признаки усталости системы в условиях радикальных структурных перемен в экономической, культурной и технологической сферах”.
Наиболее серьезные риски и угрозы отмечены в девяти важнейших областях.
1. Глобальное потепление и экстремальный климат
2017 год стал одним из трех самых теплых в истории наблюдений; в первые девять месяцев года средняя температура на 1,1°C превышала уровень, отмечавшийся до начала Промышленной революции. Темпы глобального потепления таковы, что вскоре может быть превышена целевая отметка, обозначенная Парижским соглашением, призвавшим не допустить рост температуры более чем на 1,5°C.
“Когда угроза начинает последовательно воздействовать на все уровни сложной системы, опасность представляет не нарастающий ущерб, а «неуправляемый коллапс» всей системы либо резкий переход к новому состоянию, не являющемуся оптимальным”.
Экстремальные погодные условия причиняют значительный ущерб сельскому хозяйству. По прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН экстремальная жара, засухи и наводнения вызовут неурожаи в Китае и США – двух главных производителях кукурузы.
“Загрязнение воздуха, скорее всего, будет только расти, поскольку миграция и демографические изменения способствуют формированию новых мегаполисов”.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), загрязнение воздуха ежегодно становится причиной более 10% смертей. Загрязнение окружающей среды причиняет мировой экономике ущерб на сумму 4,6 триллиона долларов, что составляет 6,2% мирового ВВП. В 2017 году впервые за четыре года увеличился объем выбросов углекислого газа. Основной источник этих выбросов – Китай. Из-за роста концентрации углекислого газа температура мирового океана повышается.
“Глобальный риск – это возможное событие или неопределенное обстоятельство, которое может оказать значительное негативное влияние на несколько стран или отраслей в течение следующих 10 лет”.
2. Кибератаки
Растет число онлайн-атак и причиняемый ими ущерб. За пять лет количество выявленных взломов ИТ-систем увеличилось почти вдвое: в 2012 году на одну компанию приходилось 68 атак, а в 2017 году – сто тридцать.В 2016 году появилось 357 миллионов новых версий зловредов. Всего за 500 долларов киберпреступник может приобрести “банковский троян” для похищения логинов и паролей пользователей. Количество интересных для хакеров объектов увеличилось с распространением облачных технологий и “Интернета вещей”. Идет настоящая гонка вооружений: если раньше распределенные DDoS-атаки мощностью 100 гигабит в секунду были редкостью, то теперь они в порядке вещей.
“Поразительно, насколько оптимистично настроенными остаются финансовые рынки, несмотря на резко усилившиеся в последнее время политические и геополитические риски”.
Атаки хакеров причиняют ущерб бизнесу по всему миру. Согласно прогнозам, совокупный ущерб, причиняемый бизнесу хакерами, к 2023 году составит 8 триллионов долларов. Вымогатели используют вредоносные программы, которые блокируют доступ пользователей к собственным данным, и требуют выкуп за возвращение доступа. Так, программы-вымогатели Petya и NotPetya проникли в компьютерные сети Merck, FedEx и Maersk. В результате атак каждая из этих компаний потеряла около 300 миллионов долларов. Государства все чаще применяют друг против друга кибероружие, стремясь создать “туман неопределенности”.
“В середине 2017 года находившиеся в обращении долговые обязательства на сумму 9 триллионов долларов демонстрировали отрицательную доходность. Инвесторы платили эмитентам ценных бумаг за право владеть их высокорискованными финансовыми инструментами”.
3. Рынки активов
Рост на мировых рынках продолжается восьмой год подряд, увеличивая опасения неминуемого обвала. В 2017 году индекс Dow Jones вырос на 25%, индекс гонконгской биржи Hang Seng – на 35%, а индексы S&P 500 и Nikkei – на 19%. Судя по данным о ценах, скорректированных с учетом экономических циклов, акции компаний США так значительно вырастали в цене лишь дважды в истории – перед крахом рынка в 1929 и 2000 годах. Цены на недвижимость выросли вслед за ростом стоимости компаний в Гонконге, Лондоне, Стокгольме и Торонто.
“Людям все сложнее отличать заголовки реальных новостей от вымышленных”.
Стоимость активов биржевых инвестиционных фондов (ETF) с 2008 года выросла в 6 раз. Сегодня ETF располагают совокупными активами на 4 триллиона долларов – эта сумма составляет четвертую часть всех торговых операций на американских фондовых рынках. До сих пор неясно, станут ли эти фонды “подушкой безопасности” или наоборот, они его ускорят. Усилились риски для банков, “слишком больших, чтобы рухнуть”. Если в 2006 году 30 крупнейших банков владели активами на сумму 30 триллионов долларов, то сегодня это 43 триллиона, а признаков того, что у правительства США есть политическая воля на реформирование банковской отрасли страны, незаметно.
“Безработица среди молодежи остается стабильно высокой на Ближнем Востоке и в Северной Африке”.
Общая стоимость активов китайских банков сегодня достигла 33 триллионов долларов, что составляет три годовых ВВП Китая. Риск, связанный с финансовой отраслью Китая, может оказаться намного более серьезным, чем ожидают. Мировые рынки во многом зависят от роста китайской экономики, и ее обвал вызовет глобальную катастрофу. В этом случае Пекин наверняка бросит все силы на спасение своей экономики, и основной удар кризиса придется на другие развивающиеся рынки. Взлет процентных ставок и обрушение курса национальной валюты станут шоковым испытанием для таких стран, как Кения, Ангола, Габон, Гана, Мозамбик и Замбия.
“Все больше и больше государств пытаются продемонстрировать свою силу методами, которые создают или обостряют проблемы внутри других государств”.
4. Ограниченные возможности центробанков
В начале рецессии или финансового кризиса центральные банки обычно снижают процентные ставки. В прошлом ФРС реагировала на спад в национальной экономике, снижая ставку в среднем на 5,5 процентного пункта. В начале 2018 года ставка составляла 1,25%, и она вряд ли превысит 3% в обозримом будущем. Если начнется новый кризис, ФРС не сможет добиться нужного результата, даже если снизит ставку до нуля. Есть ли у центробанков достаточно средств для реагирования на глобальный крах? Возможно, им придется прибегнуть к такой не отработанной на практике тактике монетарного стимулирования, как скупка активов.
“На фоне глобальной геополитической нестабильности две параллельные силы – утверждение национальной идентичности и стремление к национальному самоопределению – набирают разрушительную мощь”.
5. Автоматизация
Достижения Четвертой промышленной революции пойдут экономике на пользу, но в то же время вызовут радикальные структурные перемены наподобие тех, которые когда-то стали следствием появления электричества. Первая промышленная революция обеспечила рост благосостояния и укрепление здоровья людей, породив при этом “затяжной социально-экономический хаос”. Революция, связанная с распространением высоких технологий, может оказаться не менее болезненной, в особенности для развивающихся стран.
В прошлом с развитием экономики жители бедных стран переходили от ведения натурального хозяйства к работе на фабриках. Такой переход выступал в роли традиционного “лифта к более высокому уровню дохода”. Но сегодня фабрики автоматизированы настолько, что почти не нуждаются в персонале, и этот “лифт” перестает работать. Такая ситуация может стать причиной массовых беспорядков и подорвать институты либеральной демократии.
“Исследование, проведенное в 2017 году, выявило высокий уровень скептицизма пользователей в отношении новостей, потребляемых через социальные сети: 55% респондентов заявили, что получают новости через Facebook, но только 18% сказали, что они часто или всегда доверяют таким новостям”.
6. Усиление национализма на государственном уровне
Национализм набирает силу во многих частях света. Политики США, Азии и Европы стремятся утвердить авторитет своих стран и поквитаться за прошлые обиды. Президент КНР Си Цзиньпин любит рассуждать о “великом возрождении китайского народа” и жаловаться на “вековое принижение”. Дональд Трамп обещает “вернуть Америке былое величие”. Великобритания выходит из Евросоюза. Владимир Путин пытается повысить международный вес России, вмешавшись в войну в Сирии. С распространением национализма растут и геополитические риски.
Манера президента Трампа действовать в одностороннем порядке – пример поведения харизматического властного лидера новой волны. При Трампе США все неохотнее выступают в роли международного полицейского, а правительство страны стремится выяснить, насколько выгодно оставаться лидером международной коалиции. США и Китай по-прежнему зависят друг от друга в финансовом и экономическом плане. При этом рост влияния Китая в Тихоокеанском регионе ослабляет влияние США. Китайская инициатива “Один пояс и один путь” подталкивает Японию и Индию к поиску углубленных форм сотрудничества. Возросшая в последнее время агрессивность России заставляет Евросоюз задуматься о наращивании собственной военной мощи, чтобы меньше полагаться на защиту США.
7. Инфекции, резистентные к антибиотикам
Усиливающаяся угроза со стороны инфекций, устойчивых к антибиотикам, способна перечеркнуть множество достижений современной медицины. Проблема коренится в чрезмерном или необоснованном применении антибиотиков в медицинских учреждениях и в животноводстве. Производители лекарств уже несколько десятилетий не разрабатывают антибиотики новых классов. Тем временем бактерии мутируют и приобретают устойчивость даже к карбапенемам – самым сильным на сегодня антибиотикам. В США и Китае десятки тысяч пациентов умирают от антибиотикорезистентных инфекций. Эти инфекции распространяются по всему миру, а новых научных прорывов пока нет. Если события начнут развиваться по пессимистическому сценарию,резистентность бактерий к антибиотикам может “положить конец современной медицине” и причинить колоссальный ущерб обществу и экономике. К 2050 году число смертей из-за устойчивых к антибиотикам инфекций может достичь уровня 10 миллионов в год, а мировой ВВП может потерять от 1,1 до 3,8%.
8. Безработица среди молодежи
Неравномерное восстановление мировой экономики после рецессии 2008 года ослабила мировой рынок труда. Безработица держится на низком уровне в основном за счет преобладания малооплачиваемых рабочих мест и временной занятости с ее непредсказуемым уровнем доходов. Но в некоторых регионах уровень безработицы вызывает серьезное беспокойство. Один из вариантов решения проблемы безработицы – модель, в которой гибкость рынка труда сочетается с социальными гарантиями. Эта модель предоставляет работодателям расширенные возможности по увольнению персонала, а уволенным работникам – более высокое пособие по безработице.
9. Эпидемия лжи в Интернете
Политическая дезинформация – явление далеко не новое. Тем не менее “фейковые” новости превратились в одну из главных проблем на президентских выборах в США в 2016 году. Накануне голосования у главных 20 сфальсифицированных новостных публикаций было больше читателей, чем у 20 наиболее популярных публикаций из проверенных источников. Рост популярности ложной информации обгоняет рост внимания аудитории к сайтам ведущих новостных изданий. Потребители новостей чаще всего не в состоянии ориентироваться в потоке новой дезинформации и не способны отличать факты от вымысла. В одном из исследований читатели новостей в 75% случаев принимали вымышленные новости за реальные. Google и Facebook планируют бороться с фальшивыми новостями в информационном пространстве.
Какие риски Вы считаете самыми опасными?
Вам понравилось саммари?
какие плюсы?
Что можно было бы улучшить?
P.S. Канал https://t.me/kudaidem — Инвестидеи. Новости бизнеса, технологий. Рецензии на фильмы и книги. ВидеоКонспекты книг.
Канал https://t.me/SmartEventMos — Деловые события Москвы
Youtube-канал goo.gl/WU2mpR том, что нам ждать от будущего и как в нем преуспеть