На днях в обсуждении книги Талеба была затронута тема, что у любой книги, как минимум, два автора - собственно автор, и читатель. А поскольку читателей много, то у каждого из них своя книга, несмотря на то, что текст один и тот же. Поясню эту мысль.
Разумеется, автору принадлежит решающая роль. Он творец, создающий свое произведение на основе накопленных знаний и культурного опыта, в результате которого и рождается текст, несущий в себе мысли автора в форме неких идей и образов.
Каждый писатель имеет своих читателей.
Читатель — это потребитель. Читатель повторяет процесс создания произведения в обратном направлении: от текста к замыслу, т.е. тоже совершает некий творческий акт, интерпретируя и по своему прочитывая творение автора, создавая новое произведение, дочернее по отношению к исходной матрице, созданной автором. Наполненность этого дочернего произведения смыслом зависит от культурного багажа читателя, составляющего сумму его знаний и представлений об окружающем мире. Этот культурный базис у разных читателей будет совершенно различным, поэтому одна и та же книга, прочитанная разными людьми, будет вызывать различные отклики, отличающиеся по смыслу и содержанию один от другого и от того смысла, который имел ввиду и хотел вложить в произведение автор.
В этом кроется причина того, что один и тот же текст одной группой людей воспринимается как гениальное произведение, а у других вызывает скуку, непонимание, чем тут можно восхищаться или пренебрежительное отношение неофита, находящегося на пике уверенности кривой Даннига_Крюгера.
И еще один момент.
В последнее время стало модным пользоваться аудиокнигами. Да. это экономит время, но это обедняет содержание, поскольку в процесс восприятия вклинивается интерпретатор, вносящий свои акценты в исходный текст.
Еще более бедным становится содержание при экранизации текста, поскольку стадий обеднения содержания здесь намного больше. Не хочу даже перечислять, иначе большая часть текста будет посвящена кинопроизводству, а смысл написанного вовсе не в этом.
Двусмысленно как-то звучит. Это я сейчас как читатель говорю.
А в остальном — согласен.