Понедельник может быть тяжелым для рубля: возобновление торгов после уик-энда состоится на фоне эскалации геополитических напряжений. Опасения по поводу введения новых санкций Конгрессом США недавно спадала вероятность, но Украина не спеша давала западным партнерам новую причину критики России, а инвесторы вызывают беспокойство.
В воскресенье утром из Одессы в Мариуполь отплыли 2 украинские военные лодки и буксир, и в результате этого маневра они оказались в территориальных водах России. Корабли ФСБ и Черноморского флота потребовали их остановки, и после того, как запрос не был удовлетворен, украинские суда были остановлены, а Украина объявила об использовании оружия российской стороной. В России было подтверждено использование оружия и сообщили, что 3 украинских моряков были ранены, а корабли были задержаны. После инцидента Россия укрепила защиту Крымского моста, а также перекрыла проход к Азовскому морю.
На фоне этих событий президент Украины Петр Порошенко объявил о решении поддержать введение военного положения в стране — этот вопрос будет обсуждаться сегодня Радой. В Киеве в российском посольстве было организовано митинг протеста, в ходе которого территория была брошена с помощью дымовой бомбы, а автомобиль с российскими дипломатическими номерами был сожжен. Из Донецкой Народной Республики (DPR), тем временем, появились новости об активном артиллерийском обстреле позиций милиции с украинской стороны.
Результатом всех перечисленных событий стал рост доллара по отношению к рублю, который, однако, по-прежнему относительно сдержан.
Как следует отреагировать на этот инцидент международному сообществу (если таковое еще существует)? Нужно признать, что россияне выбрали для блокады идеальный момент. Европа занята Великобританией, а США приходят в себя после празднования Дня благодарения. Канцлер Меркель уходит, президенту Макрону приходится заниматься тушением пожара у себя дома, а премьер Мэй сосредоточена на Брексите. Кто-то может сказать, что тогда следовало бы отреагировать Варшаве. Когда я в воскресенье вечером писал этот текст, никакой реакции с нашей стороны еще не было, продолжались лишь дискуссии с участием заместителя министра иностранных дел о кладбище польских защитников Львова, в которых звучали обвинения во лжи и оскорблении. Текущих событий Варшава не комментировала. Со стороны МИД не прозвучало ни слова протеста, хотя ситуация в Азовском море имеет прямое отношение к нашей безопасности: оно находится довольно далеко от Польши, но входит в круг интересов НАТО.
Все надежды вновь связаны с Америкой. Спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер (Kurt Volker) не успел еще ничего написать, но телефон у него уже наверняка раскалился. Государственный секретарь Майкл Помпео (Michael Pompeo) всего неделю назад принимал главу украинской дипломатии Павла Климкина, так что он может понимать, что происходит. ЕС наверняка проснется тоже, и Федерика Могерини (Federica Mogherini) сделает соответствующее заявление, в котором прозвучит критика действий России. Однако «европейскую армию» в Крым она не отправит.
Все это не изменит ситуацию: спустя пять лет после российского акта территориальной агрессии конфликт в Донбассе продолжает тлеть, а с аннексией Крыма все уже смирились. Если Азовское море в результате произошедших на прошедшей неделе событий окажется под российским контролем, для Запада это будет позором.