Первое – методичность и постоянство. Разовые воспитательные попытки эффекта не дадут. Человек по-настоящему воспитывается только тогда, когда он достаточно долго находится в соответствующей атмосфере. Когда постоянный контроль преподавателя и его слова являются не разовыми или случайными моментами. Лишь в этом случае они постепенно превращаются в закон и образ жизни.
Во-вторых, желателен в целом позитив, хорошие отношения между воспитателем и учениками. Если позитивного контакта нет – никакого обучения дисциплине и самодисциплине невозможно.
Третье – это необходимость иногда потребовать и когда необходимо, применять какие-то формы наказаний наряду с поощрениями. Сейчас это не модно – говорить о необходимости применения той или иной формы наказания, но без этого никакая дисциплина невозможна. Не важно, нравится или не нравится вам необходимость когда-то применять силу порицания или убеждения, просто дисциплина – это такая вещь, которая стоит обязательно в том числе на силе. Не только на ней, но на ней в том числе. Наказание эффективно. Хотя бы в словесной, самой легкой форме! И если воспитатель говорит спокойно: «Это ошибка. Так делать не надо!», ученик понимает, что тут он переступил линию и поступил неверно.
Проходит какое-то время и так начинает говорить и думать сам воспитуемый, который имеет перед собой образец. Наступит момент когда у него самого появятся такие мысли и слова – и он сам будет слушаться себя. Сам себе сказал – сам сделал то, что наметил. А это и есть – самодисциплина.